Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Москва
12 мая 2021

Импортозамещение: 10 российских фильмов, очень похожих на голливудские хиты

В прокате идет травести-комедия «Прабабушка легкого поведения», как будто бы сгенерированная из десятков голливудских фильмов. По такому случаю вспомнили еще десять отечественных фильмов, которые жутко похожи на американские (а поскольку эти картины по большей части нестыдные, то обошлись без Сарика Андреасяна).

Некрупный, но упрямый дембель из Альметьевска приезжает покорять Москву и получает работу в милиции. Дебют Алексея Мизгирева (продолжившего гнуть свою линию с фильмами «Бубен, барабан» и «Конвой»). Жесткое, смешное и яркое кино с афористичными диалогами из «новой драмы» и сколь очевидными, столь и достойными источниками вдохновения — от Балабанова с Миндадзе до Мартина Скорсезе.

5.5
Черная молния
2009, Боевик

В конце нулевых у продюсера Тимура Бекмамбетова появилась завиральная идея снять «Человека-паука» на мощностях российского автопрома: вместо паучьих сверхспособностей у персонажа Григория Добрыгина, студента экономического факультета МГУ, появляется черная «Волга» — и вот «я не верил в чудеса, но летит машина в небеса, и теперь я твой супергерой». Надо сказать, что, несмотря на заимствованные из западной супергероики тропы (как шутили в пародийном скетче «Большой разницы»: «Ладно, сынок, пойду, умру за правое дело, чтоб у тебя была мотивация бороться со злом»), все эти «чем больше сила, тем больше ответственность», у Александра Войтинского и Дмитрия Киселева получилось, в общем-то, славное и обаятельное кино, сделанное с таким же азартом, что и «Дозоры».

Призрак
2015, Фантастика

Уверенный в себе и успешный по жизни авиаконструктор Юрий (Бондарчук, играющий более или менее сам себя) погибает в автокатастрофе и становится призраком, которого видит только неудачник Ваня Кузнецов (Семен Трескунов). Призрак наставляет парня на путь истинный, а также подбивает пилотировать самолет, который он сконструировал перед смертью. В общем, триумфа достигают оба. Доброе кино как оно есть, отсылающее не столько к «Привидению» с Патриком Суэйзи (это в большей степени делает новый отечественный сериал «Фантом»), сколько к славной, но незаслуженно забытой ленте Стивена Спилберга «Навсегда».

Неожиданно приятный подростковый хоррор. Формально — отечественная вариация «Кэрри» (чтобы ни у кого не осталось сомнений в режиссерских аллюзиях, главный мужской персонаж (Петр Коврижных) смотрит бессчетную экранизацию рассказа Стивена Кинга «Дети кукурузы» на планшете), однако мелькающий в кадре постер советского «Чучела» не случайно отсылает к иной киноклассике. Перед нами старая и недобрая история про травлю (или, как принято сейчас говорить, буллинг), обернутая в фильм ужасов. Тихая девушка по имени Тоня (Мария Баева) вместе с остальными подростками приезжает в летний лагерь, где себя полноправной королевой (но не «королевой крика») считает стервозная блондинка Людка (Софи Шуткина). Вскоре выяснится, что у Тони есть паранормальные способности, а у Людки — неиссякаемый набор способов унижать девушку. Такое трение между ними высечет искры, от которых со временем разгорится пламя и разразится настоящая трагедия. Изумительные лица (не знаешь, на кого смотреть — на Шуткину или на Баеву), максимально обостренный конфликт. Где-то, быть может, режиссеру не хватает тонкости, а истории — тормозов. Под конец фильм начинает выглядеть несколько анекдотично из-за чрезмерного сгущения красок (в картине, кроме блаженной Тони, по сути, вообще нет положительных героев). Тем не менее «Ведьме» удается держать зрителя в напряжении полтора часа — а для хоррора это дорогого стоит.

Воин
2015, Боевик

Американская и русская картины рассказывают похожие истории двух братьев, которых судьба свела в финале турнира по смешанным боевым искусствам. Впрочем, одинаковая тема (продюсеры, кстати, уверяют, что сценарий отечественного фильма основан на оригинальном сценарии «Вкус крови» Дэвида Фриджерио, купленном компанией Art Pictures Studio) на выходе совсем не означает одинакового кино. Например, русский старший брат (Владимир Яглыч), в отличие от своего заокеанского визави (Джоэл Эджертон), имеет контузию и работает не школьным учителем, а по-пролетарски — утилизатором, за что получает соответствующие прозвище на ринге. Линия младшего брата (Сергей Бондарчук, в оригинале — Том Харди) с виду осталась без изменений, тем не менее его отношения с отцом (Федор Бондарчук, в оригинале — Ник Нолте) оказались раскрыты не так объемно и глубоко, как в «Воине» Гэвина О’Коннора. Также в оригинале старший брат дрался за то, чтобы сохранить собственное достоинство (и крышу над головой), в то время как в отечественной ему и его жене (Светлана Ходченкова) для пущего драматизма срочно требуются деньги на пересадку сердца для тяжелобольной маленькой дочери — в американской версии их, кстати, было две, и одна из них уже выздоровела. Плюс, что немаловажно, в «Воине» Алексея Андрианова появился персонаж Александра Балуева — серый кардинал шоу «Russia Fight Nights», на котором дерутся братья. Его появление добавило фильму закулисных скандалов, интриг и расследований — а также подарило антагониста, которого в западной ленте не было. Поэтому если американский «Воин» был про братьев, каждый из которых зашел в клетку с собственной благородной мотивацией — но победил из них тот, в ком было меньше злобы, то отечественный оказался про то, как два помирившихся на ринге родственника победили одного ушлого организатора боев — и в финале патриотично укрылись российским триколором.

Скиф
2018, Боевик

«Волкодав» и «Викинг», которых мы заслужили. Чтобы спасти свою жену, ратнику Лютобору (Алексей Фаддеев) предстоит преодолеть опасный путь через дикие земли в компании недружелюбного наемника — скифа Куницы (Александр Кузнецов). Темное фэнтези, густо замешанное на славянской (и не только) мифологии, напоминает то «Конана-варвара», то брутальные вестерны, а иногда и вовсе срывается в «Безумного Макса» с его «Куполом грома». При относительно низких бюджетах команде Рустама Мосафира удалось снять экшен так, как в России этого еще не делал никто. А густая и вязкая атмосфера вместе с неглупо сконструированным сюжетом позволяет «Скифу» выделиться на фоне остальных историко-патриотических постановок последних лет. Кроме того, это еще и возможность оценить невероятную органику Александра Кузнецова, сыгравшего здесь настоящего древнеславянского Джокера.

Николай Васильевич Гоголь (Александр Петров) расследует паранормальные дела на хуторе близ села Диканька. Мистический сериал ТВ-3 (изначально его выход планировался на ТНТ), который продюсеры Федорович и Никишов решили выпустить в кинотеатрах — и, как оказалось, не зря. «Гоголь» собрал внушительную кассу и оказался достойным отечественным ответом бертоновской «Сонной лощине» и гиллиамовским «Братьям Гримм».

Пришелец
2018, Приключение

Как и в «Марсианине», в «Пришельце» космонавт остается один на Марсе. Но если в фильме Ридли Скотта ботаник Марк Уотни (Мэтт Деймон) потерялся во время песчаной бури и был оставлен своим экипажем на Красной планете, потому что его посчитали мертвым, то в отечественной картине командир экспедиции Александр Чапаев (Александр Куликов, он же режиссер фильма) жертвует собой во время аномального смерча: он изнутри отстыковывает модуль, который тянет корабль вниз. Также в обоих фильмах начинается миссия по спасению космонавта, но на этом их пути расходятся. «Марсианин» — это торжество человеческого духа и разума над экстремальными обстоятельствами: Уотни своим примером доказывает, что выход есть даже из самой патовой ситуации. «Пришелец» же едкая сатира на телевидение (из жизни Чапаева на Марсе делают реалити-шоу) и общество потребления (мерч с космонавтом расходится как горячие пирожки), которая в финале отдает еще и жуткой пелевенщиной в стиле «Омон Ра», «Чапаева и Пустота» и «Generation «П». То есть если фильм Ридли Скотта — это воодушевляющая космическая робинзонада, то лента Андрея Куликова (увы, погибшего до премьеры) — это попытка сделать философскую фантастику о самоидентификации.

Тень звезды
2020, Мелодрама

У рэпера Нэйма (Павел Прилучный) — автора, по сути, одного хита — карьера идет на спад, подружка Лола (Юлия Франц, мавка Оксана из «Гоголя») настойчиво требует на ней жениться, а директор Тихон (Кирилл Нагиев) использует любой повод, чтобы вызвать хайп вокруг потухающей звезды, будь то самоубийство фанатки исполнителя или же открывший по нему огонь средь бела дня профессиональный стрелок. Чтобы обезопасить Нэйма, к нему приставляют телохранителя, точнее, телохранительницу Сашу (Александра Черкасова-Служитель), которая уже привыкла к сексистским шуточкам на работе, поэтому пропускает их мимо ушей. Симпатичная и симптоматичная для нашего времени фем-версия «Телохранителя», в которой происходит гендерная смена полномочий (авторки сценария — Анна Курбатова и Эля Корсак), мат смешно запикан гитарой, а режиссер Дмитрий Губарев так порой увлекается, что начинает кусками переснимать фильм с Кевином Костнером и Уитни Хьюстон. Из плюсов: крайне органичная в роли бодигарда Черкасова-Служитель, которая на две головы превосходит большинство артистов в картине, и чуть более, чем следовало ожидать, сложносочиненная интрига (так, например, Саша знала погибшую фанатку, а Нэйма, в отличие от Рэйчел Мэррон, хотят убить буквально все). Из минусов: несмотря на то, что действие происходит в Питере (а герои справедливо жалуются на климат), большинство эпизодов отсняты в двух-трех интерьерах, что делает фильм больше похожим на телемувик, а отсутствие понимания фактуры у авторов — на дешевую поделку. «Я правда в рэпе ничего не понимаю», — говорит героиня Черкасовой-Служитель. То же самое можно сказать и про создателей картины, ведь у них звездой является Павел Прилучный, сам исполняющий свои треки, а это такая высокая мера художественной условности, которую смогут принять далеко не все.

6.4
Спутник
2020, Триллер

Разрекламированная российская фантастика от сценаристов «Вторжения» и «Притяжения» Олега Маловичко и Андрея Золотарева, которая из-за пандемии сразу вышла в онлайн. Сюжет развивает идею короткометражки «Пассажир» Егора Абраменко по сценарию Романа Волобуева. Так, в СССР накануне перестройки происходит крушение космического аппарата. Один из выживших космонавтов (Петр Федоров), похоже, сам того не подозревая, привозит в себе инопланетного «безбилетника». Чтобы разобраться в ситуации и по возможности извлечь паразита из тела героя, начальник сверхсекретного бункера (Федор Бондарчук, он же один из продюсеров картины) приводит на объект психолога (Оксана Акиньшина), склонную к смелым и рискованным методам. Параллельно с фантастически-детективным сюжетом, навеянным помимо разнообразных «Чужих» еще, пожалуй, и «Прибытием» Дени Вильнева, в картине развивается социально-политический. При этом эзопова языка и сайфай-метафор здесь так много, что считать что-то свое смогут зрители с самыми разными взглядами и политическими позициями. Ну а Оксана Акиньшина, как обычно, приручает главное чудовище на съемочной площадке — камеру, и умудряется вдохнуть какую-то свою жизнь даже в этот довольно механистичный проект (с диалогами у плодовитых сценаристов пока туговато). Но, в любом случае, дебют у Абраменко вышел занимательным и многообещающим. Настолько занимательным, что американцы уже купили права на ремейк: и тут, конечно, надо обладать особым талантом, чтобы продать Голливуду его же идею.

Скидки, подарки, акции и другие новости, которые приятно узнавать первыми, — в наших социальных сетях

Подборки Афиши
Все