Театр «Балет Москва» пригласил тандем из Нидерландов — хореографа Хуанхо Аркеса и драматурга Фабьен Вегт — для воплощения нетривиальной затеи: сочинить балет по мотивам картины венгерского художника-конструктивиста Ласло Мохой-Надя «Конструкция AII» 1924 года на музыку композитора Джона Адамса (США). В результате сцена превратилась в своего рода холст, на котором танцовщики своими телами призваны воссоздать абстракционистское полотно.
Современный танец |
12+ |
Хуанхо Аркес |
1 час, без антракта |
В минувшую пятницу я побывала на достаточно необычном балете. Даже название - "Транскрипция цвета" уже дает понять, что все будет непросто :)
И действительно, балет, прямо скажем, не банальный. На создание его хореографа Хуанхо Аркеса и драматурга Фабьен Вегг вдохновила картина "Конструкция А II" художника-авангардиста Ласло Мохой-Надя.
Сразу понятно, что сюжета не будет, да? И его на самом деле нет. Только вот беда - я, как обычный зритель, все равно подсознательно, видимо, пыталась уловить взаимосвязи, отношения между персонажами, какие-то логические цепочки... и это (довольно бессмысленное в данном случае) занятие несколько сбивало меня с толку.
Если отвлечься от попыток уловить несуществующие сюжетные линии, то надо признать. что балет красив, но лаконичен. Музыка композитора-минималиста Джона Адамса, полное отсутствие декораций, даже в костюмах, замечательно решенных в цвете, наблюдается определенный минимализм.
Сценография, с одной стороны, кажется предельно простой, с другой - точно превращает пространство сцены в плоскость картины, на которой, в свою очередь, накладываются цвета-танцовщики. Во многом, как мне показалось, все держится на работе со светом - передача цвета, расстановка акцентов, метаморфозы...
В этом балете даже в качестве действующих лиц - цвета:
Белый цвет - Александра Киршина
Желтый цвет - Людмила Доксомова
Красный цвет - Евгения Гончарова
Черный цвет - Эдуард Ахметшин, Михаил Киршин, Тимур Загидуллин
Светло-желтый цвет - Юлия Овчинникова
Бежевый цвет - Екатерина Селиванова
Оттенки серого цвета - Алина Гаврилов Бьерсер, Денис Каракашев, Алена Именхоева, Азамат Ишкин, Григорий Сергеев, Татьяна Шварева
Танец, конечно, очень красивый и выразительный, жаль только, что невозможно разгадать, что же именно выражается. Очень меня заинтриговал момент, когда в почти полной темноте в свете прожектора танцевал, балансируя, один Черный цвет. Он выглядит прямо таки напуганным, хоть и целеустремленным. И что это было?...
Были интересные решения, например, с волной, накрывающей всю сцену и снова убегающей от зрителей. Красиво.
Или вот, развевающиеся в потоке воздуха легкие одежды, превращающие девушек в подобия статуй - или струящегося цвета, кому что ближе. Единственное, что меня лично смутило - юноши с вентиляторами, обеспечивающие тот самый поток воздуха. Ну, то есть технически все понятно, но смотрится все равно несколько неожиданно на сцене.
В целом мне все это, скорее, понравилось все же. Опять же, воплощение картины на сцене случилось довольно скоро - все действие всего час, что в данном случае вполне достаточно, на мой взгляд.
На спектакле «Транскрипция цвета» вы окажетесь внутри работы венгерского авангардиста Ласло Мохой-Надя «конструкция А II”. Погружение усиливает музыка Джона Адамса. У этого балета нет сюжета, но оторваться от сцены невозможно. И не только потому, что у артистов совершенные тела. Это чистая правда. Я сидела на первом ряду. По ним можно изучать анатомию человека, ту часть, которая про опорно-двигательную систему. Богически красивые сильные тела, с рельефными мышцами и идеальными пропорциями. Вы бы видели тот «чёрный» в исполнении Эдуарда Ахметшина.. мне было периодически жаль, что путешествие не по «чёрному квадрату» Малевича..😉
Белый, желтый, красный - женские партии просто нереальные. Таких не бывает, думала я. Даже в Инстаграме таких тел нет..😉
Очень сильная балетная трупа Балет Москва. Это почти классика только интереснее. Что они творят и как выражаются. Там не только психологические характеристики цвета создают представление, но и формы и линии авангарда в динамике. Ты четко понимаешь, кто здесь мягкий круг, а кто острая линия.
Мне нравится смотреть на творческие работы международных команд. Хореограф Хуанхо Аркес из Испании, драматург Фабьен Вегг - Нидерланды, художник по костюмам Оливер Халлер - Германия, а за свет отвечал - Константин Бинкин. Красивая работа получилась.
Настоящая медитация на свет, движение, звук и красоту. Смотрится на одном дыхании, спектакль длится всего 1 час и это его главный недостаток.
"Балет Москва" пожалуй один из самых интересных хореографических коллективов России. Они смело берутся за казалось бы небалетные темы, приглашают интересных хореографов и используют музыку современных композиторов. Я посмотрела у них не менее десяти балетов - часто была удивлена, порой озадачена, но точно могу сказать, что скучно мне не было ни разу. На этот раз я посетила совершенно необычный спектакль: пожалуй впервые увидела балет, поставленный по картине художника-конструктивиста. Хореографа испанского происхождения Хуанхо Аркеса на создание балета "Транскрипция цвета" вдохновила картина венгерского художника Ласло Мохой-Надя «Конструкция АII», созданная в 1924 году. И, видимо для равновесия, для постановки взята музыка, написанная в середине временного промежутка, на одном полюсе которого находится картина Мохой-Надя , а на другом - балет Аркеса, это "Учение о гармонии" Джона Адамса. Вот как раз слово "гармония" пожалуй и является ключевым для этой постановки. Если цвета в катрине Ласло Мохой-Надя находятся в состоянии спора и лишь нащупывают вожделенную гармонию, то балет Хуанхо Аркеса абсолютно гармоничен и цвета костюмов танцовщиков плавно перетекают из одного в другой, пластично взаимодействуя с хореографией (художник по костюмам - Оливер Халлер). Балет "Транскрипция цвета" бессюжетен, но завораживающе красив, у меня к нему есть лишь одна претензия: слишком быстро пролетает час, отпущенный на танец, и зрители выходят из зала с ощущением обделенности. Мне хотелось, чтобы балет продолжался и продолжался, раскрывал все новые оттенки хореографии и музыки, тем более, что танцовщики балета "Москва" чувствовали себя в постановке Хуанхо Аркеса естественно и свободно. Прекрасны были все: и хрупкая Александра Киршина, танцевавшая Белый цвет, и острая Евгения Гончарова, отвечавшая за Красный. Черный цвет воплощали Эдуард Ахмедшин, Михаил Киршин и Тимур Зигидуллин. В оттенках серого блистала смешанная шестерка танцовщиков, Желтым и Бежевым были Людмила Доксомова и Екатерина Селиванова. Невероятно интересной оказалась работа художника по свету Константина Бинкина: необычные тени, то возникающие на стенах, то угадываемые за вуалью, вносили дополнительное развитие в гармонию танца. Интересно, что среди создателей этого бессюжетного балета есть и драматург - Фабьен Вегг. Казалось бы какая драматургия может быть у бессюжетности, но балет выстроен драматургически точно. В результате могу сказать, что этой разношерстной и международной компании авторов удалось создать неординарный балет, украсивший репертуар "Балета Москва"
29 ноября 2019 были на балете «Транскрипция цвета» театра «Балет Москва». Это уже мой второй опыт просмотра современного танца классической труппы театра. В начале этого года я уже побывала на балете «Архитектура звука» данного театра и получила огромное удовольствие от сочетания музыки и балетной постановки. Надо сказать, что у театра «Балет Москва» нет своей сцены, он работает в свободном пространстве и две постановки «Архитектура звука» и «Транскрипция цвета» мы смотрели на сцене Культурного центра ЗИЛ1. Спектакль «Транскрипция цвета» был поставлен творческой командой: хореографа Хуанхо Аркеса (Испания-Нидерланды), драматурга Фабьены Вегт (Нидерланды), художника по костюмам Оливера Халлера (Нидерланды) и художника по свету Константина Бинкина (Россия). На создание балета «Транскрипция цвета» хореографа Хуанхо Аркеса и драматурга Фабьены Вегт вдохновила картина «Конструкция А II» венгерского художника-авангардиста Ласло Мохой-Надя. Прежде чем идти на спектакль, я познакомилась с этой картиной заранее и когда смотрела балет, я представляла себе эту картину в голове. В спектакле не прослеживается сюжет, начинается спектакль, и мы попадаем в мир красок, геометрических построений и изысканной музыки. Хореограф Хуанхо Аркеса потрясающе перевел написание картины в танец. Картина жила своей жизнью на сцене, она переливалась красками, переходила в трехмерное пространство (для меня это была сцена с тенями, так прекрасно переданная танцорами Черного цвета и Оттенками серого цвета). Сцена выступала как холст художника, на которой появлялись краски-танцоры ( Белый цвет, Желтый цвет, Красный Цвет, Черный цвет и Оттенки цветов). Мы наслаждались удивительной волной из струившейся ткани, с которой так виртуозно играли и подбрасывали танцоры. И она струилась по сцене, как голубая стихия океана. Прекрасно был передан Белый цвет в танце девушек с белыми тканями под напором ветра (задумка с вентиляторами особо удалась). Это было необычно и завораживающе. Прекрасные балерины (Красный цвет и Желтые цвет), собирали картину художника в целое, и мы погружались в волшебный мир художника Ласло Мохой-Надя. Спектакль идет 1 час, без антракта и пролетает как мгновение на сцене. Я бы посоветовала всем посмотреть и увидеть, как картина художника с полотна может переходить в музыкально-танцевальное действие. Я получила интересные, яркие впечатления от балета «Транскрипция цвета».
Как радуется человек, подруживший жену и любовницу? – так же как я, когда шла на балет, поставленный по картине! Для меня вообще балет и изобразительное искусство это взаимопроникающие и взаимодополняющие жанры, и равно любимые!
«Транскрипция цвета» - премьера, балет современный, поставленный, как написано на сайте – одним из самых сильных хореографических театров России. Балет Москва – театр современной хореографии, современного балета, ставит целью органичный синтез классики и новаторства. Год, с тех пор как я узнала о существовании Балета Москва, я мечтала попасть на их постановки!
И попала так попала!
После непревзойденного Пер Гюнта, новосибирцы, питерцы, кто еще не был – бегом на этот балет, он восхитителен!!!), после скажем так спорных опытов в рамках фестиваля современной хореографии в Питере (откровенно, ни разу не впечатлили) наконец то я в московском театре, именно балетном и именно современном.
Читаю описание: на создание балета «Транскрипция цвета» хореографа Хуанхо Аркеса и драматурга Фабьены Вегт вдохновила картина «Конструкция А II» венгерского художника-авангардиста Ласло Мохой-Надя.
Что такое транскрипция — это графический перевод, в данном случае перевод образов художественных в пластический и музыкальные.
Смотрю балет. Скажу сразу, вопросы были, и не возникло, словила я того самого, что дает хотелось от спектакля — полета, восторга, окрыленности.
Опять и снова как на фестивале современной хореографии во главу спектакля ставится танец, а сюжет забыт, его бросили, от него отказались. На мой взгляд, не в пользу зрителя. (не могу не сравнивать с Пер Гюнтом — сюжет не противник современному танцу!)
Еще балет по картине сразу удивил отсутствием декораций. Все-таки тем, кто пришел надо было почитать как минимум описание с сайта, чтобы держать в голове Конструкцию А II которая легла в основу балета и понимать откуда берутся цвета и линии. Я молодец, я почитала. Мне кажется трансляция картины не повредила бы ни действию, ни художественности.
Смотрелось легко, артисты-краски, артисты-мазки разыгрывали то, что происходит у нас в голове, когда мы смотрим на картину. То хаос, то метание мыслей и чувств, гармонии и дисгармонии, или консонансы и диссонансы,- если вспомнить курс сольфеджио, которым недавно мне пришлось заниматься, подтягивая племянника.
Красивый зрелищный момент, мужчины в юбках с вентиляторами + изящные балерины и парящие ткани
Авангардность и конструктивизм нашли свое отражение в массовых сценах, где движения артистов напомнили мне знаменитые спортивные парады СССР и Китая (маечки, трусы боксеры,бодрый шаг, верность идеалу и движение вперед – понимаете о чем я?)
Было то, что понравилось, было то, что я не поняла, даже отторжение было. Но интересно ведь? Я считаю все надо смотреть собственными глазами. Огромное число зрителей подтверждает, что современный балет очень нужен публике, а значит театр на правильном пути. Я же очень хочу еще на несколько балетов из репертуара театра.
Сайт театра: http://baletmoskva.ru/
Группа https://www.facebook.com/BaletMoskva/
Благодарю за посещение театра https://moscultura.livejournal.com/