Драматический |
16+ |
Андрей Кончаловский |
14 марта 2019 |
2 часа 10 минут, 1 антракт |
Давно уже хотела посмотреть на сцене МХАТ им.Горького не классическую классику, а что-то из современного. И вот этот день настал - состоялась премьера «Сцены из супружеской жизни» Андрея Кончаловского. Сценарий Бергмана режиссер адаптировал под 90-е Кончаловский одним из первых в отечественном кино заговорил о кризисе семьи. Даже самая пылкая страсть не застрахует от ссор и непонимания, а если еще прибавить и хроническуюусталость — все это приведет к выгоранию в отношениях.
Стремиться сохранить свой союз, искусственно поддерживать видимость «счастья и гармонии» - это вечная история взаимоотношений мужчины и женщины. Марина (исп. Юлия Высоцкая) и Иван (исп. Александр Домогаров) – образцовая пара, много лет состоят в браке, который ничто не может омрачить – ни ссоры и выяснение отношений, ни однообразие повседневной жизни…
Иван вспоминает, что его жена в свое время была спортсменкой, комсомолкой, и, разумеется, просто красавицей. Такой же она и останется после мучительного для нее развода с Иваном, сохранит внутреннюю душевную красоту и внешность. А Иван, даже сменив Автоваз на Мерседес, все также будет предавать и изменять, умудряясь при этом обвинять во всем окружающих.
Андрей Сергеевич в этой постановке показывает нам так часто встречающийся образ русского мужа. Иван жесток к своей жене: заставит Марину сделать аборт, уйдет от не к другой женщине (Виолетте), а через некоторое время и женится на ней. И после всего этого вернется к Марине, своей первой жене, уже в качестве любовника. Марина даже в этой ситуации уверена в том ,что ей повезло – ведь она любима. Но Марина понимает, что их счастье меньше всего зависит от денег. Она вспоминает, как была счастлива юной девушкой, когда встретила и полюбила своего будущего мужа, как они романтично целовались на улице и ничего 'за душой' у них не было.
Актерам прекрасно удалось раскрыть образы своих героев: женщины, которую унижали, бросали и забывали и мужчины, с которым хочется побыстрее завершить совместное проживание и забыть как страшный сон.
Прекрасно подобранная музыкальная нарезка и декорации классической квартиры (по крайней мере в моей памяти) послужили отличным проводником в 90-е.
Тема затронута такая, что можно после спектакля еще долго подискутировать))) и не смотря на мои расхождения во взглядах с героиней, резюмирую – однозначно смотреть!
14 марта состоялась премьера спектакля «Сцены из супружеской жизни» по произведению И.Бергмана в МХАТе им.Горького. Режиссером спектакля является Андрей Кончаловский, роли исполнили Юлия Высоцкая и Александр Домогаров. Спектакль поставлен не полностью по фильму, взяты идея и некоторые линии сюжета, и, по словам Кончаловского, адаптирован под российского зрителя. И это правда.
⠀
События развиваются в период перестройки: транслируемые на фоне видео ряды, музыка, интерьер относят зрителя в 90е. Единственное, на мой взгляд, стилистически костюмы были подобрана не очень точно: шпильки, шелковые пижамы, юбочки и блузки, определенно, не из того времени, но если бы они были оттуда, главную героиню так не украшали :). В спектакле подняты все основные проблемы семейных отношений того периода: личностная незрелость партнеров, отсутствие границ, неготовность отдавать, алкоголь, побои, отсутствие института брака, и, как следствие, его ценности, неспособность к здоровому диалогу, измены, аборт как норма, необходимость выживать, имея несколько работ. Увы, многое продолжает быть актуальным и сейчас.
⠀
Поэтому стоит ли идти на спектакль, решать вам, кто-то посмотрит и скажет «нет, хватит, я так больше не хочу», а кто-то увидит в этом норму и подумает «так у всех, ничего не изменить». Я лично предпочитаю смотреть то, что вдохновляет и делает чище, а вот от Дома 2 или Ворониных, создается впечатление грязи, так и тут, после просмотра поскорее хотелось помыть руки и принять душ.
⠀
Искренне надеюсь, новый режиссер, Эдуард Бояков, приведет МХАТ в более приятный вид: туалетные комнаты, буфет с бандитского типа персоналом и растворимым кофе, выдаваемым за кофе из кофемашины, - все это не соответствует статусу легендарного академического театра.
Одна из главных премьер этого театрального сезона на сцене МХАТ им.М.Горького – это «Сцены из супружеской жизни» по мотивам сценария Ингмара Бергмана, спектакль Андрея Кончаловского. Действие перенесено в Россию 1990-х гг., после развала СССР. Таким образом, политический кризис в стране наслаивается на кризис отношений в отдельно взятой семье. Главные роли в спектакле исполняют заслуженная артистка России Юлия Высоцкая и народный артист России Александр Домогаров.
Герои пьесы, Марина и Иван, женаты уже более 10 лет. Обыденная жизнь, рутина – поездки к маме на дачу, походы в гости, усталость после работы, иногда кино… Сколько это можно выдержать? Вот и у этой, обычной, семьи обычные проблемы: они приелись друг другу в постели, Иван слишком любит порефлексировать к месту и не к месту – зачем жить, зачем жить именно так.. Детей нет, и возникает чувство, что когда Марина сообщает о своей беременности – это просто ее попытка проверить реакцию мужа, ведь ребенок в итоге так и не рождается. Супруги, несмотря на возраст, остаются очень инфантильными – ей 35, ему 42, а они считают, что все еще не готовы к ребенку.
Предсказумо и дальнейшее развитие событий – Иван находит молодую любовницу Таню, и так мастерски это скрывает, что Марина даже ни о чем не догадывается. Но в один прекрасный день он встанет и уйдет. Марина держится за мужа, не хочет его отпускать, но правда ли он – ее любовь или всего лишь привычка? Постепенно она «освобождается» от него.
Как ожидаемо, что новый роман не принесет Ивану удовлетворения, он продолжит приходить к жене и метаться между нею и Танечкой. А тут еще развод, раздел имущества, замаячивший на горизонте переезд в Америку по работе… Мне кажется, что отношения этой семьи убила скука, рутина. Очень интересный случай, когда люди подходят друг другу, но устали от быта, им нужна некая встряска, перемена декораций. И в финале они это докажут.
Юлия Высоцкая играет любящую женщину, такую понятную каждому из нас: она предпочитает «Красотку» «Челюстям», может напиться с бывшим мужем, настаивать на своем, «отжимая» квартиру. Оставаясь при этом красивой и фантастически женственной – а уж после расставания со сценическим мужем она и вовсе расцвела. Понятную, но, впрочем, не близкую – мне некоторые ее поступки казались дикими.
Александр Домогаров в роли Ивана – типичный пример мужчины с кризисом среднего возраста. Запутавшийся, он не может разобраться в себе. Кажется, что он наконец принял окончательное решение оставить Марину, но возвращается к ней снова и снова. Обычный мужчина со своими слабостями.
Погрузиться в атмосферу 1990х гг. нам помогают проекции на экран за сценой и песни, которые включают на время перемены декораций: тут и поющий молодой Киркоров, и очереди в первый «Макдоналдс», и Ельцин… А в конце на сцену вышел и сам режиссер – Андрей Кончаловский.
В общем – история одной вполне обыкновенной семьи с обыкновенными проблемами (но неожиданным способом их решения). Рекомендую посетить – но неженатым парам, наверное, все-таки не стоит идти вместе на этот спектакль – может пропасть желание пожениться. А вот женатым - наоборот полезно будет посмотреть на себя со стороны.