Москва

Спектакль
Приглашение на казнь

Постановка - Аппарат.театр
скачать приложение
100+ идейБотПлати частями
Описание организатора
Описание Афиши
О спектакле
По задумке авторов спектакля, за полтора часа зрители вместе с Цинцинатом Ц, осужденным за «непрозрачность», должны пройти путь от его первых мгновений в одиночной камере через отчаяние, бунт, принятие — к освобождению не внешнему, но внутреннему. Двадцать пять артистов создают набоковский тюремный макабр и предлагают вместе ответить на простой, но страшный вопрос: может ли общество клеймить тех, кто не желает жить по его законам? «Приглашение на казнь» — это спектакль почти без слов. Но могучий и образный набоковский язык отчётливо виден в каждом движении, в хореографии, музыке, декорациях.
  • Приглашение на казнь – афиша
  • Приглашение на казнь – афиша
  • Приглашение на казнь – афиша
  • Приглашение на казнь – афиша
  • Приглашение на казнь – афиша
Пластический
18+
Родион Барышев
1 час 30 минут, без антракта

Как вам спектакль?

Отзывы

10
Boris Prokudin
1 отзыв, 1 оценка, рейтинг 4
30 июня 2019

На сцене пространства NOL Project, что на Дубровке, Родион Барышев выпустил премьеру по роману Набокова «Приглашение на казнь». Впервые набоковская антиутопия поставлена в жанре физического театра, минимум слов, зато много потной работы атлетичных актеров. Романтика-Цинцинната, приговоренного к смертной казни за «непрозрачность» и «гносеологическую гнусность», аккуратно, но сильно «ломают» в большом сером кубе-камере, мигающим яркой карнавальной иллюминацией, что подчеркивает фальшивость и одновременно мрачность происходящего. А вокруг куба-камеры в белых комбинезонах мирно живет город обезличенных людей. Напряженное и плотное повествование (будто Набокова запустили на скорости 2х) не дает заскучать, ломая стереотипы о зевотном physical theater.


Кто читал набоковский роман, понимает, что поставить его без слов – сложная задача. Ставить в жанре пластического театра можно сцены с понятной мотивацией, общечеловеческой. Тогда они читаются даже теми, кто не знаком с романом. А как поставить абстрактную антиутопию, в которой, например, по правилам тюрьмы, охранники танцуют вальс с заключенными, чтобы пластическая метафора считывалась? К тому же, часто кажется, что самого Набокова не очень интересовала проработка идейной стороны своих текстов, его больше занимало плетение словес. Кажется, что посреди романа, забыв про сюжет, завороженный Набоков сидит над строчкой, как над бабочкой, и гори все огнем. Но Родиону Барышеву (и в этом его большая заслуга) удалось перевести художественную пластику Набокова в пластику телесную и сделать историю понятной.

У Барышева на главные роли (их шесть) есть два состава актеров. И эти два состава делают два разных спектакля. Точнее спектакль один, одна партитура, все одинаковое, кроме маленького смыслового оттенка. Первый состав играет больше про внешнее насилие, второй – про внутреннее. Дело в том, что Набоков написал нетипичную антиутопию. Жестокой диктатуре замятинско-оруэловского типа он противопоставил нежную диктатуру. В тюрьме Цинцинната не мучают, а угощают, предлагают игры и развлечения. А неблагодарный Цинциннат упрямиться и делает козью морду. Но это радушие обманчиво, потому что за кажущимся гуманизмом тюремного персонала скрывается бесчеловечность. И это страшнее.

Первый состав «Приглашения на казнь» подобран таким образом, что за их сценическим существованием считывается больше внешнего насилия. Чуть больше Оруэлла. Адвокат и тюремщик – физически сильные и безошибочные автоматы, Цинциннат – маленький и интеллигентный поэт с кучерявыми волосами – Пушкин лицейской поры. Когда адвокат в одной из первых сцен закапывает новичка-заключенного в бумаги, иллюстрируя ад бюрократической казуистики, кажется, что Цинцинната случайно задушат.

Во втором составе Цинциннат – крепкий парень, больше похожий на революционера-нацбола, чем на поэта, и адвокат с тюремщиком явно уступают ему в массе и мышечной силе. Заключенный при желании мог бы размножить им головы, но улыбки на их резиновых лицах, улыбки маньяков, останавливают и смущают революционера. Мучают больше его душу, чем на тело. В этом прочтении, кажется, чуть больше изначального Набокова.

Обе версии спектакля хороши и точны. Первая вызывает больше ассоциаций с сегодняшним днем. Она более актуальная, узнаваемая, социальная. Она откликнется у неравнодушных к общественным проблемам людей. Во второй больше безумия и метафизики, она будто иллюстрирует работу Мишеля Фуко «Надзирать и наказывать»: с развитием прогресса и гуманизма насилия не становится меньше, просто с кровавых средневековых площадей оно уходит в уютные одиночные камеры, где истязается теперь не тело, а душа. А палачи натягивают улыбки и казнят исключительно ради блага самого заключенного. Кстати, в первом и втором составе палача, Месье Пьера, играет один актер, совершенно не заменимый в своей наивности и демонии.

Но не только анатомированием насилия хорош спектакль Родиона Барышева. История Цинцинната Ц. можно прочитать как крах иллюзий. Единственный поэт, единственный непрозрачный, обладающий внутренним я, член прозрачного общества, Цинициннат, все-таки до конца надеется на правду и справедливость в своем пластмассовом мире. Над ним смеются, как над зевакой, попавшим на сцену варьете, а он продолжает верить, что бутафорский лаз выведет его на волю, что ряженая девочка-Эммочка окажется его настоящей спасительницей, что этот мир – не фальшивка. Вера Цинцинната добавляет спектаклю пронзительную ноту, поднимает историю мрачного цирка на уровень драмы.

4
0
10
Женя Никитин
1 отзыв, 1 оценка, рейтинг 2
19 июля 2019
Смотрите. Не ждите особого приглашения.

Призрачно или Прозрачно?

Смело. Откровенно. Честно.
Погружение. Густое. Терпкое.
Рентген современного мира.

2
0
10
Elizabeth Prockopchik
1 отзыв, 1 оценка, рейтинг 2
1 июля 2019

Приглашение на казнь - единственный спектакль в моей жизни, на который я захотела попасть еще раз сразу после его окончания. Он - лучшее, что я видела за последнее время, учитывая, что пластический театр - вообще не мое. Но тут все так по-настоящему, так органично, что хочется смотреть еще и еще.

2
0
10
Пользователь Афиши №3836743
1 отзыв, 1 оценка, рейтинг 2
1 июля 2019
Однозначно надо идти!

Видела этот спектакль в Москве, и вот теперь ребята приезжают в Питер! Это реальная арт-терапия, забываешь о времени, погружаешься целиком в спектакль. Здесь и грустно и смешно, главные герои - все, включая зрителей. Видимо пойду ещё раз и в Петербурге😀

2
0
9
Ксения Беглякова
1 отзыв, 1 оценка, рейтинг 1
20 июля 2019

Очень любопытно было посмотреть на постановку Набокова в такой форме. Результат превзошел ожидания. Спасибо, было вкусно!

1
0

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Афиша Daily
Все

Подборки Афиши
Все