Детский, Драматический |
Константин Богомолов |
(1`40``, без антракта). |
Тот, кто хоть раз пытался устроить ребенку встречу с прекрасным, знает, как сложно найти в репертуаре спектакль, который было бы не стыдно показать детям. В большинстве взрослых театров детские представления обгоняют по части халтурности даже антрепризу. Так повелось еще с позднесоветских времен, и поменять эту ситуацию у серьезных и уважаемых режиссеров руки никак не доходят. А вот у Константина Богомолова, видимо, в силу молодости, руки дошли. На грант проекта «Открытая сцена» он решился поставить не что-нибудь эдакое, а сказку о муми-троллях — кажется, главную детскую книгу тех людей, которым сейчас от 20 до 35.
Истории Туве Янссон, ненавязчиво философские, простодушные и тоскующие об идиллии, требуют очень бережного к себе отношения. К счастью, со вкусом у Богомолова и его художника Ларисы Ломакиной все в порядке, и никто не бегает по сцене в костюмах с большим животом и накладной головой. Есть прозрачный, из деревянных реек собранный дом с уютной верандой, за которой сквозит черная глубина сцены, есть нарисованный вокруг зрительного зала лес — тени стволов на полотне. Костюмы героев стилизованы под неопределенное ретро, жизнь в муми-доме протекает в темпе «Лунной сонаты», и Муми-папа пускает с балкона радужные мыльные пузыри.
Но в этом эстетическом великолепии есть одна проблема. Текст Янссон самодостаточен — его можно просто читать вслух. Богомолов еще и дает спектаклю подзаголовок: «Сказка о конце света» — этим, собственно, тема и закрывается. Но даже в двухчасовой притче о путешествии туда и обратно под сенью ужасной кометы артистам надо что-то играть. И каждый старается, как умеет. Снусмумрик Александра Бордукова выходит замечательный — потрепанный жизнью и прямо-таки брехтовский; только истерика перед концом света ему не идет. Фрекен Снорк Дарьи Семеновой получается в меру трепетная и кокетливая, Муми-тролль Андрея Беляева в меру рассудительный и округлый. По-настоящему отрываются на сцене двое: заслуженный артист Республики Узбекистан (ей-богу, не вру, так написано в программке) Сергей Епишев и студент мастерской Марка Захарова Ильяс Тамеев. Оба они со знанием дела валяют дурака. Епишев играет Сниффа — как на детском утреннике, скачет и шумит — долговязый, с дурацкими ушами от костюма какой-нибудь новогодней лисы. Тамеев с фирменной захаровской выучкой выходит в крошечных ролях Выхухоли-пессимиста, птицы кондора и старушки, продающей лимонад на танцплощадке. В общем, местами выходит очень смешно, местами — чуть занудно: спектакль еще не набрал нужную скорость и идет неровно. Но когда это произойдет, можно будет смело вести детей. А пока надо обязательно сходить самому — на разведку.
Это был настоящий театр! Когда все время спектакля ты или восхищаешься режиссерским решениями, или смеешься над диалогами, или тащишся от игры актеров. Вряд ли мне удастся описать что я видел.
Офигительная работа с пространством, когда одни и те же декорации на сцене с начала и до конца спектакля, а места действия по ходу меняются. Вот герои только что были у домика Муми-тролля, обошли вокруг зрительного зала и теперь сцена - это уже берег моря, еще немного - и пещера. Или вот в одной сцене Снифф высыпал на пол почтовые марки Хемуля, а в следующей сцене оказалось, что их ветром унесло далеко-далеко прямо к дому Муми-Троля. Хотя в реальности эти марки обе сцены лежали там же на полу.
Характеры супер: Снусмумрик и Хемули настолько органичны. Несмотря на отсутствие грима в виде каких-нибудь зверинных усов или носа а-ля театр Наталии Сац, ты уже не помнишь, что это на самом деле взрослые люди. То же самое и про Сниффа. Хотя он более всех был похож на персонажа новогоднего утренника - и из-за игры и из-за костюма, - но это был Снифф, а не актер, играющий Сниффа. Выхухоль, Орел, Лама и кто-то там еще, которых сыграл один и тот же актер - один постоянный гэг. Или не знаю как назвать, но на его выходах всегда было смешно всему залу.
А как сделали море? А как плыла лодка с Муми-троллем и Сниффом, и как она потом утонула? Не знаю как про это рассказывать, это надо видеть.
Я не понимаю как такое можно придумать и очень завидую людям которые умеют такое придумывать.
Короче рекомендую.
Вообще спект скучноват, и ему не хватает яркости и куража.Это упущение режиссера,можно было как-нибудь поколоритнее обыграть "Мумми-троля и комету",благо те,кто читал книгу,знают - обыгрывать там есть что.Мумми-папа с мамой смотрятся нудновато,как и философская Выхухоль.
Снусмумрик мне вообще не понравился:насколько я понял из книги,он представляет из себя добродушного романтика,искателя приключений,а не угрюмого,мрачного типа.А истерика по поводу конца Света - кошмарное зрелище.
Но есть и положительные моменты:мумми-троль со своим ...хе-хе Снорком смотрелись,впринципе,адекватно;Выхухоль в последующих своих явлениях в образе астронома и бабушки с лимонадом исправилась,Снифф вообще классный получился:-)
Особенно хочется отметить Хемуля - вот этот парень отжег замечательно:-)
Так что,нужно прогрессировать,и впоследствии спект может получится увлекательным