Эта миниатюрная опера–шутка, которая идет не более получаса, была любимым, но несчастливым детищем Стравинского — великого мастера стилизации и пародии. Простая история о влюбленной девушке Параше и переодетом гусаре Василии, которую сам Пушкин называл «анекдотом, водевильным приключением, из которого не выжмешь ничего», публике оказалась не по зубам. Премьера «Мавры» 3 июня 1922 года в парижской «Гранд-опера» привела зрителей в недоумение. И даже в 1954 году, после очередного исполнения оперы в США, Стравинский с горечью писал, что эта ясная музыка «доходит лишь до редкого слушателя, остальные же ничего не слышат и только перешептываются и хихикают, как дураки».
Это неудивительно, так как для восприятия любого сочинения Стравинского слушателю приходится отбросить стереотипы и играть по правилам композитора. «Мавра» — игра в русскую оперу, водевиль, в souvenir russe. Неслучайно она посвящена Пушкину, Глинке и Чайковскому — трем русским гениям, чье творчество заключает в себе квинтэссенцию русского искусства XIX века. Эти имена определили стиль и характер сочинения Стравинского, которое при всей видимой простоте по сей день остается очень привлекательным для режиссеров.
В Камерном музыкальном театре им. Б.А.Покровского «Мавра» будет исполняться в один вечер с оперой-притчей Б.Бриттена «Блудный сын». Объединяет эти две непохожие друг на друга оперы то, что обе они являются смелым — и успешным, как доказала история, — экспериментом композиторов в камерном жанре. А их музыкальный контраст лишь добавляет привлекательности такому неожиданному сочетанию.