Историю про лодочника на реке Стикс сочинила 29-летний украинский драматург Анна Яблонская, погибшая год назад в аэропорту Домодедово во время теракта. В пьесе действие как будто бы происходит то в аду, то на земле, но вопрос, где в самом деле находится ад, остается открытым. Это немного наивная, но весьма остроумная и изобретательная вариация на тему «Если хочешь что-то менять, начни с себя».
Драматический |
Екатерина Максимова |
Автор пьесы «Лодочник», замечательно талантливый украинский русскоязычный драматург Анна Яблонская, погибла год назад в аэропорту «Домодедово» при теракте. А незадолго до этого написала легкую, остроумную пьесу, где «женщина с косой» нанимает главного героя на непыльную работу — переправлять пассажиров через Стикс. Потом к действию подключается бывшая любовь героя, которая, родив дочь и дорастив ее до 15 лет, поняла, что без настоящего мужика жизнь ее ценности не имеет, и сиганула в лестничный пролет, а также йог, обманувший смерть. Есть еще персонаж Иосиф Лауреат, который сначала выглядит почти карикатурно, несмотря на то, что цитирует Бродского, а потом вдруг произносит ключевую фразу пьесы: «Свет — такая штука, он или внутри, или нигде» — из уст такого персонажа звучит она вовсе не пафосно, но попадает в десятку. Вообще у Ани Яблонской был на редкость тонкий вкус, и, решив поговорить с современниками об эросе и танатосе, она сделала все, чтобы сдобрить патетику отменным юмором. Между тем спектакль грешит главными проблемами «женской режиссуры» — настойчивыми попытками сделать сложным то, что проще простого, и заменить юмор сентиментальностью.
Сюжет пьесы — из мифологических. Лодочник и его Оля — это современные Орфей и Эвридика. У лодочника — Всеволода Цурило — вроде бы есть все данные, чтобы стать тем самым мужиком, которого ищет Оля, кроме одного: чувства юмора. В тексте-то его хоть отбавляй, но актеру явно велено утяжелять слова многократно и иллюстрировать мученической гримасой на лице, точно он не лодочник, а Сизиф какой-нибудь. И бедная Оля (Марианна Коробейникова), усевшись в лодку, мучается так нещадно, что убить из жалости хочется. На расстоянии вытянутой руки в этот мильон терзаний ни за что не поверить. Так что гораздо в более выигрышном положении оказываются те артисты, которым позволено играть анекдотических персонажей: патлатого и навсегда запуганного Иосифа Лауреата (Антон Багров), обретшую счастье дружбы среди покойников женщину с ведром (Надежда Федотова), сумасшедшего медбрата из реанимации (Петр Квасов), готическую смерть (Наталья Шамина) — вот только бы неуклюжий акробатический номер с лодочником ей взять и отменить. Повезло Артуру Вахе, лицо которого неожиданно показывает экран во весь задник: Ваха играет йога. Находки художника Сергея Лавора, задействовавшего флуоресцентные лампы и придумавшего лодку в виде большой ладони и пространственные фокусы с занавесами, позволяют перемещаться с того на этот свет, как в компьютерной игре, без усилий. Но вот стремление режиссера непременно напугать близостью смерти и силой заставить задуматься, какая это великая и непреложная ценность — семья, пробуждает почти непреодолимое желание сбежать с урока.
Все очень понравилось: интересный сюжет, зажигательны танцы, молодые талантливые актеры.
Но минус одна звезда - за мат. По моему, это лишнее, порой даже в сюжет не вписывается. Если его убрать, хуже не станет)
Когда говоришь об этом спектакле возникает очень серьезный соблазн - уйти в мистику и начать спекулировать на гибели драматурга Анны Яблонской, написавшей пьесу по которой и был поставлен спектакль. Я осознанно выношу ее судьбу за скобки и рассмотрю только спектакль, как таковой.
Некий пьянужка-сторож подписывает контракт с некоей Женщиной с косой, и теперь будет перевозить людей на лодке с этого берега соседней реки на тот. Надо ли говорить, что речка называется Стикс и с того берега пока что никто не возвращался?
И, тут как на зло приходится перевезти на другой берег свою большую любовь и тут уже на место мифа про перевозчика Харона возникает миф об Эвридике, пускай и с более счастливым концом.
Как и полагается хорошей современной пьесе (а "Лодочник" несомненно хорошая пьеса) действие не ограничивается сюжетом и замечательна точной фиксацией окружающего нас мира, включая, разумеется, включая и язык (пуристы, будьте готовы, будет мат, много мата). Узнаваемость полная. И масса вопросов к себе и миру вокруг.
Режиссер Екатерина Максимова однажды уже работала с этой пьесой, но с итальянскими актерами. Тот спектакль я не видел, но кажется он был совсем другим. Здесь же режиссерские находки вместе с блестящей работой сценографа, заставивших актеров играть на фоне абсолютно черного занавеса, на которую проецировались то толкотня на улицах Питера, то части тела йога Артура Вахи, заставляют смотреть на молодых актеров театра им. Ленсовета не отрываясь и это здорово.
В общем всячески рекомендую:)