Любовная трагедия Августа Стриндберга переписана Кэти Митчелл так, что центральным персонажем стала кухарка, персонаж изначально второго плана. Пока она скромно подслушивает и случайно подглядывает за происходящим, ее снимает целая съемочная бригада, видео с ходу транслируется на экран.
Драматический |
Спектакль британского режиссера Кэти Митчелл «Кристина» по пьесе А. Стринберга «Фрекен Жюли», поставленный в берлинском театре «Шаубюне», был показан в день завершения московского фестиваля NET («Новый европейский театр») на сцене Московского областного дома искусств «Кузьминки».
Спектакль уникальный, но все же я бы назвала его спектаклем-инсталляцией. В сущности это представляет собой процесс съемки фильма, перевод на русский в субтитрах, т.к. спектакль идет на немецком языке, его озвучание специалистами, также находящимися на сцене, обутыми в разные ботинки, осуществляющими хитрые манипуляции с предметами, исполнение музыки на сцене, а затем в режиме он-лайн транслирование с экрана зрителям, сидящим в зале.
Я никогда такого не видела, думаю, что остальные зрители тоже. Но я шла подготовленная, что будет необычно. Кто не был готов, тому было тяжело, т.к. театр в нашем понимании все же совсем другой вид искусства.
Спектакль выстроен так, что действие часто происходит на кухне – основном месте событий, тем более что главной героиней является не фрекен Жюли, а ее кухарка Кристина. А кухня смонтирована на заднем плане сцены, поэтому зрители не видели в полной мере персонажей на кухне из-за дверей и стеклянных перегородок. И только вездесущие операторы невозмутимо проникали во все двери и снимали различные ракурсы.
В какой-то момент произошло «раздвоение» Кристины, две актрисы одинаково одетые и причесанные одновременно снимались на сцене, видимо, эта необходимость вызвана спецификой кино, т.к. в один и тот же момент нужно было снимать и транслировать крупным планом руки и лицо главной героини.
Все превосходно справились с поставленной режиссером задачей, пронзительно передана атмосфера шведской усадьбы, музыка виолончели в совокупности с общим впечатлением временами просто завораживала, была прекрасна и сдержана игра актеров, но… Оценивая увиденное еще раз, прихожу к выводу, что это не театр. Это что-то новое. И я очень хочу посмотреть «Фрекен Жюли» в других трактовках, чтобы понять и почувствовать Стринберга. И сравнить, возможно, несравнимое.