Детский |
Финн Польсен |
Премьера прошла в рамках проекта Sweden: Upgrade. Из Швеции — пьеса 70-х годов и режиссер Финн Польсен; актеры made in Russia. Когда узнаешь, что пьеса посвящена семейным разборкам, сразу делаешь скептический вывод: соцзаказ. Процент разводов, мол, растет, настало время подковать на эту тему малышей (спектакль заявлен «детям от 7-ми»). Оказалось, дитя российско-шведских культурных связей — не только с умом, но и с сердцем. Спектакль достоин похвал.
На сцене: двухъярусная кровать, стульчики-малютки и прочие желто-синие атрибуты детской комнаты в стиле «Икеи». По диагонали вглубь уходят пять белоснежных колонн из плиссированной ткани: все ж таки Греция. Героиня Виктории Виноградовой Медея — единственная, кто на протяжении всего спектакля существует в трагическом жанре: говорит еврипидовским слогом и, заламывая руки, взывает к мести богов. Она одна одета по-гречески — в пурпурный хитон, остальные персонажи тотально осовременены: у Ясона футболка с лого «Арго» — его футбольной команды, у детей — джинсовые куртки и кепи. Ясончик и Медейка (убедительный дуэт Игоря Мосюка и Натальи Виноградовой) бесконечно обезьянничают, болтают по-английски («Хэллоу, фазэ!»), с помощью пальцев и плевков объясняют друг другу, что такое «разойтись-разъехаться» и что скрывается за загадочным для ребенка словом «депрессия». Вся «мокрушная» часть мифа, где мать из мести убивает своих детей, остается в страшном сне Медейки — та пересказывает сон в славном стиле страшилок Григория Остера (стиль срабатывает как терапия). «В том сне, где нас зарубили топором, — рассказывает она брату, — твоя голова покатилась, ее подобрал папа. Он собирался поиграть ею в футбол, но сказал: «Опять ты не почистил зубы!»
Убойный персонаж, еще надежнее остраняющий трагедию юмором, — няня-каратистка Марианны Мокшиной. Ее нанимает Ясон, опасаясь за рассудок жены. Няня смачно треплется по телефону с бойфрендом Васей (закадровый персонаж, присочиненный во время репетиций), листая мимоходом женский журнал и транслируя весь сюжет в жанре светских сплетен. Но подопечных в обиду не дает: в нужный момент с криком «Банзай!» бросается на хозяев, готовых расколотить друг другу физиономии, заставляет их сойти с котурнов (буквально и в переносном смысле), чтобы обратить внимание на детей. Которые, потеряв надежду докричаться до родителей, на радость публике обмазывают друг друга джемом.