Петровский путевой дворец был построен в конце XVIII века по приказу Екатерины II зодчим Матвеем Казаковым в лучших традициях романтической неоготики. Дворец возводился как место остановки и отдыха императорской семьи и сопровождающей их свиты перед въездом в Первопрестольную после долгой дороги из Петербурга в Москву. Отсюда и его название — «путевой». Во время войны 1812 года в Петровском путевом дворце располагалась ставка Наполеона Бонапарта. Именно отсюда он наблюдал, как горит не покорившийся ему город. Дворец, разоренный после отступления Наполеона, был восстановлен при императоре Николае I. В 1896 году во время коронации императора Николая II произошла сильная давка на Ходынском поле, расположенном напротив дворца, погибло много людей. После революции 1917 года Дворец переходил из рук в руки: здесь располагался музей Красной авиации, а позднее — Военно-воздушная Академия. В 1999 году памятник истории и архитектуры вернули городу. Во Дворце началась полномасштабная реставрация, длившаяся десять лет. Теперь Петровский путевой дворец — это Дом приемов мэрии Москвы и, как и в прежние времена, принимает гостей самого высокого уровня.
+7 (495) 633 66 33 |
Москва, Ленинградский просп., 40 |
petroffpalace.mos.ru |
В знаменитом Петровском путевом дворце (да-да, который является закрытой территорией, т.к. это Дом приемов мэрии Москвы) прошли премьерные показы иммерсивного спектакля-променада от Москонцерта «Две жизни Рахманинова», приуроченного к 150-летию со дня его рождения.
Летом я была во дворце на экскурсии, но и подумать не могла, что через несколько месяцев окажусь в этих потрясающих пустых залах почти ночью, в составе небольшой группы. Погружение в атмосферу началось еще в фойе, оборудованном под библиотеку 19 века: книжные шкафы со старинными томами можно было рассматривать бесконечно, но нас довольно быстро разделили на три группы по персонажам-«проводникам». Мне досталась тропа Любови Рахманиновой, матери знаменитого композитора. Также, насколько мне известно, были тропы Василия Рахманинова (отца) и самого Сергея.
В рамках спектакля мы прошли по восьми локациям дворца, в каждом из которых игралась одна из знаковых сцен из жизни Рахманинова. Т.к. мы смотрели спектакль глазами его матери, нам достались самые счастливые и самые горькие моменты его биографии. Каждая сцена ювелирно продумана, и даже сложно выбрать наиболее понравившуюся: все слилось в эстетически прекрасную пластичную драму под аккомпанемент произведений Рахманинова, написанных в разные годы – с элементами оперы и балета.
Меня искренне поразил масштаб действия: в постановке занято более 50 артистов, среди которых – артисты балета, артисты танцевального объединения Москонцерта, солисты московского хорового театра п/р Б.Певзнера и многие другие. Только роль Сергея Рахманинова в разные периоды жизни играют 8 артистов! А еще, хотела выделить роли белой Музы и черной Смерти – такие простые, но великолепно работающие образы. А сцена, где они молча играют в шахматы в невероятно огромном пустом Круглом зале с куполом, просто врезалась в память.
Вердикт: одно из самых волшебных впечатлений уходящего года. 10 из 10.
Спектакль-променад «Две жизни Рахманинова» в Петровском путевом дворце
Иммерсивные спектакли я люблю – на них создается полное впечатление твоей сопричастности разыгрываемой истории. Да и площадки для показа таких спектаклей всегда весьма интересные. Обычно они проходят в старинных особняках и у зрителей появляется уникальная возможность, перемещаясь из одной локации в другую, еще и с интерьерами ознакомиться. Так было, например, на «Лубянском гримере», который идет в усадьбе Салтыковых-Чертковых на Мясницкой.
Но «Москонцерт» всех переплюнул и организовал показ своего нового проекта «Две жизни Рахманинова» аж во Дворце!!! Завораживающее зрелище!!!
Спектакль-променад реализуется с использованием гранта, предоставленного ООГО «Российский фонд культуры».
Режиссером-постановщиком и автором пьесы выступила главный режиссер «Москонцерта» Мария Тихонова.
Режиссеры – Полина Шахова и ВадимЛетунов.
Одиннадцать сцен из жизни «признанного всем миром колдуна -чародея, великого творца, постигшего целиком все тайны рояля и ими в совершенстве овладевшего» - Сергея Васильевича Рахманинова разыгрываются в пространстве девяти локаций Петровского путевого дворца.
К сожалению, на пресс-показе журналисты и фотографы смогли увидеть лишь пять сцен, но масштаб постановки смогли оценить по достоинству!
Тем, кто не был знаком с биографией Рахманинова, было, конечно сложнее – показанные сцены относились к разным периодам его жизни и были напрямую связаны с происходящими в эти моменты в жизни Сергея Васильевича событиями.
Мне же посчастливилось в августе посмотреть совершенно дивный спектакль «В сиреневом саду», которым Тамбовский драматический театр открыл свой гастрольный тур, посвященный 150-летию со дня рождения великого русского композитора, пианиста и дирижера. В нем очень подробно переданы все метания души молодого Рахманинова. Поэтому я понимала, о чем идет речь в показанных сценах.
По задумке создателей музыкального спектакля-променада, объединенные в несколько групп зрители совершат путешествие во времени по одной из трех сюжетных троп и смогут взглянуть на личность композитора с разных сторон: глазами отца, матери и самого Рахманинова.
В конце пресс-показа Мария Тихонова сказала, что нам была показана сюжетная тропа Рахманинова.
Примечательно, что исполнитель роли Сергея Рахманинова в каждой сцене был другой (всего в пресс-релизе указано шесть исполнителей, плюс один – Рахманинов в детстве).
Начался пресс-показ в центральном фойе Дворца, которое превратилось в интерьер усадьбы, где провёл своё детство композитор. Отсюда Старший Рахманинов (Руслан Суров) пригласил нас сразу в зал, где отмечали премьеру оперы «Алеко».
В самом центре за столом вместе с цыганками сидели сам Сергей Рахманинов, Фёдор Шаляпин, Константин Коровин и Савва Мамонтов.
Здесь мы смогли не только насладиться пением Федора Шаляпина (Владимир Байков исполнил арию Алеко и «Очи черные») и танцами красавиц-цыганок, но и чокнуться бокалом шампанского с самим виновником торжества!!!
Затем была очень эффектно оформленная полная трагизма сцена переживаний Сергеем Васильевичем провала своей первой симфонии (она была неудачно исполнена дирижером А. Глазуновым 15 марта 1897 г. в Петербургском Зале Дворянского собрания и потерпела полный провал, что стало одной из тягчайших творческих катастроф в жизни композитора и причиной депрессии, длившейся три года).
Дверь в следующую локацию, где доктор Николай Даль с помощью гипноза лечил его от депрессии, нам открыла его дочь Лана. Здесь перед нашими глазами под аккомпанемент «самого Рахманинова» пронеслись его детские воспоминания, связанные с его отношениями с родителями и их взаимоотношениями, прекрасно воплощенными в танце (Отец и Мать Рахманинова – артисты Театра балета классической хореографии Людмила Серегина и Ярослав Журавлев).
Самой завораживающей из сцен было, конечно же, венчание Сергея с его двоюродной сестрой Натальей Сатиной, за разрешением на которое он обратился к самому государю-императору!!! Молодые получают разрешение на брак прямо в церкви: «Что соединено Богом, не людям разлучать». После чего священник проводит обряд венчания.
Закончился пресс-показ 1917 годом и связанными с этим событиями, за которыми последовал отъезд композитора из России навсегда...
Конечно же, хотелось бы посмотреть все действие от начала до конца и насладиться им.
Москонцерт задействовал в спектакле своих лучших артистов, вокалистов и музыкантов, а также солистов московского хорового театра п/р Певзнера.
Работа проделана огромная, но и результат налицо!!!