Драма |
Али Хамраев |
8 сентября 1986 |
8 сентября 1986 |
1 час 30 минут |
Фильм посвящен памяти отца режиссера - Эргаша Хамраева, одного из первопроходцев узбекского национального кинематографа, погибшего на фронте. Но кроме того, это фильм-путешествие - «по волнам нашей памяти», к которому героя подталкивает поездка в поисках могилы отца; фильм-сон - о детстве в послевоенном Самарканде и о Самарканде 80-х глазами маминой сестры Оли, приехавшей в гости из далекого Ленинграда; фильм, богатый символами и образами, передающими уникальность многонациональной среды советской Средней Азии. Участие в работе над картиной известного художника Рустама Хамдамова трудно переоценить - многие кадры так и просятся в компанию лучших образцов мирового киноискусства.
У фильма непростая судьба. Снятый в 1985 году, он был запрещен к показу партийным руководством Узбекской ССР, а в других советских республиках был показан ограниченно. Претензии к фильму носили скорее характер мелких придирок, но очевидно также, что он был чужд советским партократам идеологически. Автору киноленты удалось реабилитировать картину лишь благодаря обращению в вышестоящие московские инстанции - в одну из комиссий XXVII съезда КПСС.
Сюжет фильма очень прост - врач-ветеринар Ким по просьбе больной матери отправляется на поезде из Самарканда в Москву на поиски могилы отца, погибшего на фронте. Находит ее в деревне под Вязьмой, и с горстью земли, взятой из могилы отца, возвращается обратно. Вот и весь сюжет.
Но сюжет в данном случае это всего лишь хребет, на который нанизываются множество символов и образов, рожденных наблюдательными и восприимчивыми взглядами режиссера Али Хамраева и художника картины Рустама Хамдамова. Фильм изобилует обрывками воспоминаний-снов и просто встречами со случайными казалось бы людьми - в деревеньке под Вязьмой и в поезде Москва-Ташкент. Незначительные на первый взгляд диалоги рождают многообразие характеров случайных знакомцев Кима. Пейзажи за окном - отражают его настроение. Действие фильма происходит в дни предновогодних приготовлений и суеты. Но праздничный блеск мишуры не может отвлечь Кима от главного путешествия его жизни - по извилистым тропам памяти.