Детектив, Драма |
18+ |
Мани Хагиги |
12 сентября 2022 |
7 сентября 2023 |
1 час 47 минут |
Фильм Мани Хагиги в очередной раз доказывает, что внешность в человеке не главное: при идентичных внешних данных люди способны производить расхожее впечатление благодаря своему поведению, характерам и даже социальному статусу. Это, наверное, и называется индивидуальностью. И тут нужно отдать должное актерам на главных ролях - их перевоплощения были достаточно тонкими, не уступающими, к примеру, работам Джесси Айзенберга в "Двойнике" Ричарда Айоади или Джейка Джилленхола во "Враге" Дени Вильнева.
При всей магической или сновидческой составляющей картины она кажется вполне реалистичной, несмотря на все попытки режиссера запутать зрителей и оправдать все происходящее болезнью или сном главной героини. Фантастической представляется разве что последняя сцена "Вычитания".
При всех закрученности сюжета история, рассказанная в ленте, - это история любви и мести, история парадоксальная и, надо признать, пессимистичная. Хагиги оставляет нам мир, в котором торжествует депрессия и жестокость, к тому же без конца льет дождь. Любовь в этом мире как будто невозможна, и, кажется, именно ее и "вычитает" название картины.
Другой человек
"Вычитание" - драма иранского режиссёра и сценариста, лауреата Берлинского кинофестиваля Мани Хагиги. Режиссерская работа Хагиги - тонкая и чувственная, созданная на "паузах", "взглядах" и "недоговоренностях" на фоне "бытового реализма" современного Тегерана. Тема "двойников" в сюжете - известный приём, когда нужно подчеркнуть особый "гротеск" истории и превратить её в "метафору". В данном фильме, "двойник" - глубокое и ёмкое понятие (где каждый, должен понять для себя сам его главную "сущность"), которое пытается объяснить "внутренний мир" главных героев - Фарзане и её мужа Джалала. И может в итоге быть, что за "двойниками" скрываются "другие люди", а возможно, что "других людей" - не существует, и мы лишь наблюдаем "безумный мир" недоверия и нелюбви. В Тегеране идёт непрекращающийся дождь (на всём протяжении сюжета) как символ, который объясняет "печаль" двух людей в большом мегаполисе.
Перед нами актёрское кино: и Алидости и Мохаммадзаде создают героев, которых внутренне они несомненно понимают.
Отдельно можно выделить музыку Рамина Куша, которая тонко объясняет настроение всей истории.
В итоге, перед нами тихий, медитативный сюжет, в котором можно действительно "заблудиться" (и не только из-за "двойников"). Большая, серьезная, интеллектуальная история о важной теме человеческой жизни и бытия.