Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Москва
6.8

Фильм
Триумф воли

Triumph des Willens, Германия, 1935
О фильме
  • Триумф воли – афиша
  • Триумф воли – афиша
  • Триумф воли – афиша
  • Триумф воли – афиша
  • Триумф воли – афиша
Документальный
Лени Рифеншталь
28 марта 1935
1 час 54 минуты
Реклама
Смотрите дома онлайн
Кино за 1 ₽ в онлайн-кинотеатре Okko
Смотреть в

Другие фильмы Лени Рифеншталь

Читайте также

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Как вам фильм?

Отзывы

9
Igor Sinelnikoff
413 отзыва, 450 оценок, рейтинг 400
8 сентября 2010

«Публичная девка нацизма». Такое прозвище получила гениальная постановщица

Хелена Берта Амалия Рифеншталь. Она прожила 102 года и до конца жизни ей приходилось оправдываться за самый гениальный документальный фильм в истории — «Триумф воли». Будучи урожденной немкой, Лени Рифеншталь застала эпоху рассвета нацизма и приняла в его укреплении активное участие. Конечно, кто знал, к чему приведет приход к власти Адольфа Гитлера, тогда это воспринималось как спасение униженной Германии после Первой мировой войны. Звезда «горного кино» и начинающий режиссер, Лени Рифеншталь увлекала красота и сила, поэтому, единожды увидев страстное выступление фюрера, она отправила ему в восторженное письмо и свою фотографию. Гитлер же, понимавший, насколько велика сила искусства, и видя результат мастерсокй работы Рифеншталь, решил привлечь ее к съемкам фильма о нционал-демократической партии. К результатам, безусловно, можно отнести золотоую медаль на Венецианском кинофестивале за фильм «Голубой свет».

«Триумф воли» — это амбициозный документальный фильм, посвященный съезду националистической партии в Нюрнбереге в 1934 году. Главным условием съемок было уложиться в срок съезда, для чего Рифеншталь выделили огромный бюджет, 80 помощников и 36 профессиональных операторов. С такими средствами она могла совершить что угодно, и Лени совершила революцию в жанре документалистики. Действительно, смотря сегодня «Триумф воли», не устаешь поражаться размаху и роскошности съемок. Монтаж абсолютно гениальный. Я вижу причину в том, что ни на один фильм даже сегодня не выделили бы таких средств, как Гитлер для праздника своей партии. Градиозный по масштабу съезд, запечатленный Лени Рифеншталь, мгновенно стал сенсацией. Его выход был назначен на 20 апреля 1936 года — день рождения фюрера. Более того, ничего еще не подозревающий мир подарил Лени Рифенштаь вновь главный приз Венеции и Золотую медаль и Гран-При в Париже. И это был триумф Рифеншталь.

В «Триумфе воле» показаны празднования по случаю приезда фюрера в Нюрнберг, речи идеологов нацизма, освящения знамен, поражающие свое мощью и организованностью парады, выступления фюрера и Закрытие съезда. Почти два часа происходит то, что можно назвать демонстрацией силы. Гитлер визжит, что главная цель стремлений нацистов — это миролюбие, и через 10 минут на экарне очередной военный парад. Милитаризация германского общества пронкает в самые его основы, десятки тысяч людей благоговейно слушают Геббельса, Дитриха и Гитлера, и выбрасывают руки вверх с криками Зи Хайль. Майн фюрер то заботливо, то затравленно и истерично говорит о достижениях НСДАП, поминает Пивной Путч и утверждает, что молодежь — есть будущее Германии, которая должна спасти ее от расовой нечистоплотности.

Существуют разные мнения насчет наследия Лени Рифеншталь этого периода. Все сходятся на мысли, что это самый гениальный пропагандисткий филмм в истории, но вот правомочна ли бы снимать его Рифеншталь? Факт есть факт, «Триумф воли» показал всему миру идеологию нацизма, причем с привлекательной стороны. Умные люди, в частности ученые еврейской национальности, которые позже сделали много открытий для социологических и исторических наук, давно Германию покинули. Но остальные, даже закоренелые скептики, присягнули Гитлеру. Сила пропаганды Лени Рифеншталь оказалась сильнее всех рейховских министерств вместе взятых. Искусство стало разрушительным, и возможно, этот фильм не должен был быть снять.

Сегодня «Триумф воли» запрещен во многих странах мира или в ограниченном прокате, несмотря на то, что это уникальный исторический документ, демонстрирующий и раскрывающий суть нацизма, причину, по которой некогда великая страна, давшая миру таких великих филососфов и поэтов как Кант и Гете, в течение одного десятилетия погрузила весь мир в пучину крови. Можно посмотреть на Гитлера, не на человека, который исполняет роль Гитлера, а именно на него самого, после чего понимаешь насколько он был злым гением и великим оратором. Ни один актер, наверное, не сможет повотрить эту сумасшедшую мимику и ужимки. Этот фильм внушает страх. Приемы, использованные Рифеншталь, демострируют всю мошь и сверхорганизованность нацистского общества. Чего только стоят парады. Десятки тысяч солдат, выстроенные по одной линии, шагают ногу в ногу, каждый знает свое место и каждый готов отдать за фюрера жизнь. Когда смотришь на мальчиков с барабанами, то невольно возникает мысль, что именно они через шесть лет пойдут убивать и грабить во имя величия арийской расы. Как же можно было не поддаться столь мощной промывке мозгов, и кажется, что родись ты по несчастливой случайности в году эдак 1920—1925, то невольно поддался бы разрушительным настроениям, захлестнувшим германское общество.

Я искренне убежден, что этот фильм нужно демонстрировать в университетах, чтобы студенты прониклись духом того в ремени, и смогли составить более объективную картинку о событиях происходящих в мире, после пришестивия к власти НСДАП. Человек, счтающий себя образованным должен это увидеть. Но «Триумф воли» нужно демонстрировать осторожно. Его снимал гениальный режиссер — Лени Рифеншталь, и даже история иной раз не сможет удержать от искушения искусства.

3
0
9
Михаил Клименков
32 отзыва, 596 оценок, рейтинг 74
14 декабря 2009

БЛЕСК ЗМЕИНОЙ ЧЕШУИ
Фашизм в зеркале кино

Кровавая бойня длилась ровно шесть лет. В нее было втянуто 63 государства, на территории которых проживало 80% населения Земли. За этот период оно уменьшилось по официальным данным на 50-55 миллионов человек. Фашизм как идеология запрещен в большинстве стран. Но к истокам и последствиям трагедии мы обращаемся снова и снова.
ИМЯ ЛЕНИ РИФЕНШТАЛЬ известно всякому, кто знаком с историей кино. Но с творчеством этого классика даже сейчас трудно ознакомиться. Ее главный фильм «Триумф воли» в Германии и во многих странах запрещен. Публичный показ этой ленты на кинофестивале в Санкт-Петербурге в 2001 году вызвал скандал и протесты ветеранских организаций. Чувства бывших фронтовиков можно понять, однако по прошествии 75 лет интерес к легендарному фильму и ее создателю тоже вполне закономерен. Сегодня «Триумф воли» в дублированном на русский язык виде можно легко скачать из интернета.
Первое впечатление – ошеломляющее. Фильм – по сути документальный репортаж с VI-го съезда нацистской партии, проходившего в Нюрнберге с 4 по 10 сентября 1934 года. Но смотришь его на одном дыхании и понимаешь, почему Лени Рифеншталь вошла в историю кино. Да, известно, что личному хроникеру фюрера были предоставлены беспрецедентные по тем временам возможности. В ее распоряжении было 30 камер, столько же операторов и около сотни помощников. Для снятия панорам впервые использовались движущиеся камеры, для чего на операторов надели роликовые коньки.
Ее опыт съемок таких мероприятий потом использовали все, но равного зрелища не создал никто. Может быть, потому, что не усвоили главного принципа, чем достигается пропагандистская цель этого репортажа. В «Триумфе воли» нет голоса, бубнящего за кадром славословия заказчику фильма. Идеологический посыл: «Народ и национал-социалистическая партия едины» направлен не к разуму, а к чувствам зрителя.
Вот самое начало. Облака, над которыми летит самолет. Его тень падает на улицы города Нюрнберг, по которым движутся народные колонны. Лишь один раз в кадр попадает флаг со свастикой, закрепленный на крыше дома. Этого принципа – «не переборщить» – режиссер придерживается неукоснительно. Самолет приземляется, и вот с небес к народу сходит вождь. Советский режиссер Михаил Чиаурели явно позаимствовал в 1949 году у Рифеншталь идею финала своего фильма «Падение Берлина». Кто смотрел, помнит: на площадь перед разгромленным рейхстагом в Берлине опускается самолет, и из него выходит весь в белом Сталин. Разница только в том, что всё это придумано режиссером и сыграно актерами. Не было самолета, не вылетал Сталин в Берлин. У Рифеншталь же документальные съемки.
А вот утро в молодежном лагере. Палатки, горны, барабаны. Члены гитлерюгенда и Союза германской молодежи весело умываются, брызгают друг на друга водой. Играет музыка, и я с удивлением слышу знакомую с детства мелодию: «Всё выше, выше и выше…»! Оказывается, и эту задорную песню, и принципы съемки таких мероприятий авторы многочисленных репортажей из советских пионерских лагерей «слямзили» у «железной» Лени!
На всем протяжении фильма Рифеншталь аккуратно полирует национал-социализм. Ночные факельные марши совсем не зловещи. Митинги в память павших в борьбе за счастье немецкого народа торжественны. Даже речи на съезде не скучны и практически беззлобны: монтажные ножницы оставляют только то, что не отпугнет массы. «Правда – это основа, на которой твердо стоит вся сила современной прессы», – заявляет руководитель прессы в министерстве пропаганды Отто Дитрих. «Сохранение здоровья крестьянства является основой для развития промышленности и деловой активности в Германии, а также роста нашего экспорта», - провозглашает рейхсминистр сельского хозяйства, глава ведомства по расовым вопросам Рихард Вальтер Дарре. Кто поспорит с ними? Лишь одно выступление – гауляйтера Нюрнберга и Верхней Франконии, редактора газеты «Дер Штюрмер» Юлиуса Штрейхера – приоткрывает сущность фашизма: «Нация, которая не оберегает свою расовую чистоту, обречена на вымирание». Но на него можно и не обратить внимания.
В фильме всего три выступления Гитлера. Он не так карикатурен, как его обычно изображают в кино. Ораторский талант налицо: голос, жесты, паузы впечатляют. Массы в восторге скандируют «Хайль Гитлер!»
ПОСЛЕ ПРОСМОТРА записываю то, что говорят. И вот тут-то открывается главный пропагандистский фокус. Из выступлений Гитлера, Геббельса и других практически ничего содержательного извлечь невозможно. Общие слова о счастье народа, избитые истины о необходимости патриотизма.
А еще накладываешь на фильм то, что в нем не показано, но известно из истории. Вот эти мальчишки из гитлерюгенда в 1939 году будут первыми отправлены на фронт, и мало кто из них вернется. Бравые штурмовики демонстрируют единство и сплоченность. Но всего за два месяца до съезда прошла «Ночь хрустальных ножей». Более сотни молодых штурмовиков были уничтожены гестаповцами, а их вождь Эрнст Рём арестован и убит в камере. Это показал потом в своем фильме «Гибель богов» Лукино Висконти. Я уж не говорю о том, во что вылились для немецкого народа призывы фашистов «к самопожертвованию».
Лени Рифеншталь с блеском выполнила задание своего фюрера. В историю кино она вошла по праву. Как мастер манипуляции массовым сознанием. После выхода «Триумфа воли» на экраны национал-социалистическая партия пополнилась миллионами новых членов. После войны режиссера судили, запретили заниматься профессией. Лени уехала в Африку, занялась фотографией. Ее мастерские снимки аборигенов сначала не печатались в журналах, не выставлялись на широкую публику. Постепенно они были признаны почти такой же классикой, как и «Триумф воли». В 90 лет Лени занялась подводным плаванием. Умерла она тихо и мирно на 102-м году жизни.
СЛОВА ПУШКИНА «Гений и злодейство – две вещи несовместные» напрямую к Лени Рифеншталь не относятся. Но к ее вошедшему в историю фильму вполне применимы. Это я особенно понял, пересмотрев давний фильм американского классика Стэнли Крамера «Нюрнбергский процесс». Три часа не мог оторваться от экрана. С точки зрения мастерства этот шедевр не уступает «Триумфу воли», хотя не столь эффектен внешне. Большая часть действия происходит в зале, где судят судей фашистского рейха. Но главное отличие «Нюрнбергского процесса» в том, что его невозможно просто смотреть, не втянувшись в размышления режиссера о сложнейших нравственных вопросах. То же самое испытываешь при просмотре недавнего американского фильма «Чтец». История на грани фола, но понимаешь: тема Второй мировой войны по-прежнему актуальна и не столь однозначна, как казалось в 1945 году.
К сожалению, вклад советского и современного российского кино в ее осмысление минимален. Это звучит парадоксально – ведь у нас так много лент снято на материале войны! Но подавляющая их часть воспевает патриотизм и героизм наших воинов. И лишь Андрей Тарковский в «Ивановом детстве» и Элем Климов в «Иди и смотри» осмелились заглянуть в бездну изуродованной войной души ребенка. Первый фильм вышел 47 лет назад, второй – в 1985-м, и смельчаков больше нет. Не спешат экранизировать и роман Виктора Астафьева «Прокляты и убиты», где тоже поставлены вопросы, на которые непросто, но нужно найти ответы. Зато вновь замелькали сериалы, в которых «наши», не задумываясь, героически гибнут за советское отечество. Опыт Лени Рифеншталь живет и побеждает!

3
0
9
Евгений Шмуклер
105 отзывов, 298 оценок, рейтинг 216
18 мая 2010

Классическое произведение, оказавшее огромное влияние на мировое киноискусство. "Триумф воли" ("Triumph des Willens") цитируется или передразнивается множеством тоже ставших классическими в своих жанрах кинокартин до сих пор ("Великий диктатор", "Звёздные войны", "Звёздный десант"). Советский зритель видел "Триумф воли" через призму очков Михаила Ромма в "Обыкновенном фашизме", любой читатель классики почувствует влияние этого фильма, преломлённое восприятием Джорджа Оруэлла в его "1984". Коротко современными терминами масштаб влияния этого произведения на искусство характеризуется как Эпохальная глыба.

Эпохальная глыба, которую во множестве стран нельзя смотреть совсем, в других - только одним глазком. И государственных заплечных дел мастеров послевоенного мира можно понять, - действительно гитлеровская Германия на этих кадрах выглядит весьма обаятельно, как и Сталинский Советский Союз на кадрах Вертова.

"Триумф воли" отвечает на множество мучительных вопросов, остающихся после всех "наших" фильмов о войне. "Мама, а почему они такие плохие, они что, не хотят быть хорошими?" А они не сразу стали такими. Мы привыкли видеть фашистов когда они у власти, когда они подавили внутреннюю борьбу, когда мировая война уже идёт полным ходом. А "Триумф воли" показывает их когда они ещё только покупают свой народ. Когда Гитлер, Гесс, фон Ширах и прочие говорят красивые слова, которые и сейчас слышны в каждой избирательной компании. Гитлер, кажется, на страницах ныне запрещённой "Mein Kampf", говорил нечто об отношении к массам как к женщине, которую надо очаровать, и потом делай с ней что хочешь.

В наши дни на экране телевизора наркоманов показывают несчастными, опустившимися и совершенно разрушенными, непонятно зачем им это может быть нужно. Ведь их не показывают во время "первого прихода", а даже если юнца и застать камерой в этот момент, то всё равно не передать, что он при этом видит и ощущает. "Триумф воли" Ленни Рифеншталь показывает тот момент, когда народ только-только "подсел" на диктатуру, Михаил Ромм, - последствия отказа от собственной человечности в пользу единства нации и тому подобных лживых лозунгов, жертвы "я" в пользу "мы".

Тоталитарная пропаганда опирается не столько на показ того, чего нет, сколько на сокрытие некрасивой части того, что есть. Всё, что зритель видит в кадрах "Триумфа воли" - сущая правда. Эти полные счастья глаза детей, эти бесконечные как море толпы приветствующие вождя. Камера не врёт, просто оператор не лезет с ней "куда не надо".

О том, что в фильме звучит "Марш сталинской авиации" ("Всё выше и выше") широко известно. Мелодия звучащая в сцене обхода Гитлером и Леем рядов бойцов трудового фронта (22 минута), чрезвычайно напоминает "Марш советских танкистов" ("Когда нас в бой пошлёт товарищ Сталин"). Возможно именно это убийственное сходство победителей и побеждённых Второй Мировой и является истинной причиной распространённого запрета на показ этого фильма.

Ленни Рифеншталь была потрясающе талантливым человеком. Она тонко чувствовала композицию, слова мало что значат во всём её творчестве, но красоту кадра она умела выстроить как никто. Неслучайно в конце жизни она снимала уже безмолвную красоту подводного мира. Она была новатором киноискусства и не прожила бы столь долгую жизнь, если бы не умела незамечать то, с чем жить потом будет трудно.

И Гейнц Гудериан тоже был искренним и талантливым мастером своего дела, и тоже новатором "танковой войны". И Гитлера он не любил за его хамство. И ГУЛАГ строили талантливые организаторы, инженеры и строители, любившие своё дело. И Дунаевский, и Прокофьев своё дело знали...

На мой взгляд, этот фильм необходимо показывать и комментировать ещё в школе, на уроках истории, вместе с тем же "Обыкновенным фашизмом". Он объясняет о тоталитаризме больше чем множество учебников. Иначе может быть придётся вернуться к Джорджу Оруэллу:

ВОЙНА – ЭТО МИР
СВОБОДА – ЭТО РАБСТВО
НЕЗНАНИЕ – СИЛА
2х2=5

2
0
9
Рената Вафина
1 отзыв, 1 оценка, рейтинг 0
9 октября 2021
Отличный пример исторического фильма с пропагандой идеалов автора картины.

Посмотрев фильм «Триумф воли», я почувствовала воодушевленность идеями Гитлера постановщика второй. Идёт явная пропаганда идей их авторов, заметно, как чувствами зрителей пытаются манипулировать. В «Триумфе воли» задействованы дети с целью расположить зрителя к идеям автора. Сильное давление оказывают кадры с изображением самых невинных и искренних существ на земле- детей. Они воспринимаются, как нечто святое и чистое, поэтому введение режиссёра сцен с участием детей и их рисунков невольно заставляют верить автору, как мы верим самим малышам. Данный фильм служил распространению идей национал-социализма, поэтому при просмотре кажется, что идеи нацисткой Германии не являются нечто неправильным и ужасным. Картина располагает к принятию стремлений Гитлера, фашизм показан как проявление патриотизма, поэтому не вызывает негативных эмоций и положительно располагает зрителя к задумке автора. «Триумф воли» - это пропагандистский фильм, он несёт в массы лишь предвзятое отношение режиссёра фильмов к идеям Гитлера. Также огромнейшим недостатком произведения является присутствие ложных фактов. Всё это в совокупности мне кажется в корне неправильным. Так как зритель сам должен анализировать картины и решать что для него есть истина, основываясь исключительно на достоверной информации.

0
0

Подборки Афиши
Все