Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Москва

Фильм
Софи Шолль. Последние дни

Sophie Scholl — Die letzten Tage, Германия, 2005
О фильме
  • Софи Шолль. Последние дни – афиша
  • Софи Шолль. Последние дни – афиша
  • Софи Шолль. Последние дни – афиша
  • Софи Шолль. Последние дн�и – афиша
  • Софи Шолль. Последние дни – афиша
Драма
Марк Ротемунд
13 февраля 2005
1 час 57 минут
Реклама
Смотрите дома онлайн
Кино за 1 ₽ в онлайн-кинотеатре Okko
Смотреть в

Другие фильмы Марка Ротемунда

Участники

Читайте также

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Как вам фильм?

Отзывы

?
Julie Delvaux
7 отзывов, 15 оценок, рейтинг 6
19 апреля 2006

Удивительно, что сразу два режиссера в 2005 г. представили каждый свою трактовку «последних дней» известной личности. Ван Сант следил за человеком-похожим-на-Курта-Кобейна, Марк Ротемунд – за Софи Шоль, героиней немецкого антифашистского сопротивления. Можно сказать, что целью обоих режиссеров было демифологизировать своих героев, однако на этом сходство между фильмами заканчивается. Смерть Кобейна до сих пор окружена тайной, а вот Ротемунду повезло, поскольку в 2003 г. у него на руках оказались протоколы допроса Софи Шоль. Получившийся фильм не только снискал призы многих фестивалей в 2005 г., но и номинацию на «Оскар» в 2006.

В жизни Софи Шоль была талантливой студенткой Мюнхенского университета, обожающей джаз, искренне верующей и до конца преданной идее. За эту идею Софи (Юлия Йенч) и погибла, хотя инспектор Мор (Геральд А. Хельд) пытался спасти девушку. В 1982 г. на экраны почти одновременно вышли два фильма, посвященных Софи и антифашистской группе «Белая роза». Однако протоколы допроса, не доступные создателям этих фильмов, явили разницу между человеком и образом. Как рассказывает в своих интервью Марк, на самой первой странице он прочел, что Софи врет: "Она говорит: «Нет, я не раскладывала листовки». И я почувствовал: это говорит человек, который сражается за свою жизнь".

Архивами дело не ограничилось; Ротемунд беседовал со многими очевидцами и их родственниками. Здания в Мюнхене, где разворачивалась драма, сохранились; больше того, съемочной группе удалось выяснить, какой была погода в феврале 1943 г.: оказалось, было тепло и светило солнце. Поэтому в противовес ван-сантовским абстракциям Ротемунд являет зрителю игровое кино, снятое с документальной точностью. Движение камеры минимально (если сравнивать с тем же Ван Сантом), актерская игра по напряжению и естетсвенности напоминает сценическое исполнение. Автор сценария Фред Брайнерсдорфер (кстати, бывший юрист) убедительно реконструировал сцены допроса и суда, а в мизансценах передал, как напряжение, страх и надежда постоянно сменяют друг друга, чтобы затем отступить перед верой в справедливость. Впрочем, эти же нюансы, демонстрирующие несомненную безупречность в реализации и придающие фильму своего рода уникальность, одновременно делают картину несколько тяжеловесной, лишая ее простоты, которая так часто поражает нас в искусстве.

В мировом кино последних лет вообще наблюдается интерес к героям как людям, то есть не к фигурам, запечатленным на фотографиях и в бронзе, а ко всему человеческому, что этим фигурам было не чуждо. В этом смысле не важно, о чем фильм: о «ранних годах» Элвиса и Рэя Чарльза или «последних днях» Гитлера, Софи Шоль и Курта Кобейна. Разница между всеми ними как объектами демифологизации небольшая, поскольку внимание и авторов, и зрителей приковано к «реальному» человеку, а не к образу. И мы видим Софи, которая говорит, что не раскладывала листовки; Рэя, который страдает от галлюцинаций и наркотической зависимости; Гитлера и его окружение, которые, даже падая, продолжают верить, что они на высоте.

Теоретически в эту же череду вписываются и откровения современных нам знаменитостей, стремящихся, пока они еще не стали богами, поведать о своих человеческих недостатках. Однако на практике правым все-таки остается Годар с его тезисом из «Нашей музыки»: только образ истиннен. Поэтому и достижение Ротемунда выглядит неоднозначно, ибо, несмотря на смену ракурса и проникновенный эпилог, Софи Шоль по-прежнему Героиня.

2
0
9
Валерия Брасле
61 отзыв, 147 оценок, рейтинг 61
27 января 2014

«Опустевшая земля проросла бурьяном, народ пребывает в состоянии позора, преступники торжествуют. Слишком поздно мы вспомнили утраченные истины: все добрые люди рассеялись, а имя злым легион…»

Не слишком уж и много их было – бросивших вызов действующим в гитлеровском Мордоре порядкам: Харро Шульце-Бойзен, Арвид Харнак, Клаус фон Штауффенберг и другие. Среди них и те, кто не обладал опытом разведчика и талантом конспиратора, не мог представить солидный послужной список профессионального военного или высокопоставленного дипломата. Всё, что было у горстки примкнувших к Движению Сопротивления мюнхенских студентов и их преподавателя, это неравнодушные сердца, бившиеся в один такт с сердцами тысяч подвергаемых унижениям, преследованиям, истязаниям и казням людей.

Объединённые христианскими принципами морали и верой в Бога участники группы «Белая роза» избрали путь мирного, безоружного протеста, призвав в попутчики Аристотеля и Гёте, а в Наставники – Христа. Да, проводимые ими акции мало что меняли на карте военных действий и не могли существенно повлиять на запущенный в ход механизм истории. Но судя хотя бы по беснованию печально известного Роланда Фрейслера, возглавившегося скорый на расправу процесс и вынесшего вполне прогнозируемый суровый приговор, и мирный, безоружный протест способен достичь цели, если протестующий «вооружён» твёрдой убеждённостью в том, что существует черта, которую пересекать недопустимо и даже преступно, в том, что человек обладает не только известными неотъемлемыми правами и свободами, но и моральными обязательствами, налагаемыми на него или же добровольно и осознанно им принимаемыми, коими он не вправе пренебречь, а отречься от коих - значит пойти против совести.

Софи и Ганс Шолль, Александр Шморель (не так давно причисленный Германской епархией РПЦ к лику местночтимых святых новомучеников), Кристоф Пробст, Вилли Граф, Курт Хубер сумели продемонстрировать всем, кто неустанно и, казалось бы, незыблемо стоит на страже антигуманного режима, стремящегося превратить единицу в ноль, то, что единица – НЕ ноль, с честью пройдя через нравственный выбор между «причастием буйвола» и «причастием Агнца», по выражению Генриха Бёлля, подобно христианским первомученикам.

Достойный фильм о достойных людях: неожиданно яркое, красивое пятно в карьере режиссёра Марка Ротемунда. Невероятно хороша исполнительница главной роли Юлия Йенч.

0
0
?
Эльвира
1 отзыв, 1 оценка, рейтинг 0
3 апреля 2007

За последнее время это единственный фильм котоый оставил очень сильное впечатление. Серьезный фильм, который легко понимается всеми. Безумно рада, что успела купить билет... Никогда раньше не видела, чтобы из зала выходили люди с заплаканными глазами...

0
0

Подборки Афиши
Все