Драма |
Ян Гржебейк |
21 декабря 2009 |
bontonfilm.cz |
Острый фильм Хржебейка, который, впрочем, больше старается задать вопросы, чем на них ответить, а порой и вовсе сбегает от ответа, когда оказывается припертым к стенке. История о любовном треугольнике, который образовался еще во времена советской оккупации Чехословакии в 70-х. Два молодых человека были влюблены в одну и ту же девушку. Павел (Мартин Губа) – психиатр, который помогал многим в то время избежать тесного контакта со Службой Безопасности. Его друг Боржек (Антонин Кратохвил) – художник, который имел большие проблемы с системой, поэтому благодаря своим отношениям с Павлом, иммигрировал вопреки собственным желаниям в Швецию. Девушка, которую они любили, выбрала Павла, так как Боржек много пил и был весьма непостоянным человеком. Они поженились, и годы спустя стали настоящими иконами Сопротивления. О них решают сделать документальный фильм, так как скоро Павлу вручат премию «Памяти», однако во время работы над их историей всплывают несколько нелицеприятные факты.
Хржебейк, известный современный чешский автор, славящийся своими скорее неспешными, но почти постоянно умными, работами, в этот раз взялся, наверное, за одну из самых сложных тем в его творчестве. Вопрос о сотрудничестве с органами безопасности во время коммунистического строя в Чехословакии очень популярен и поднимается в большом количестве серьезных работ. Однако не очень понятно, насколько сам Хржебейк готов на эту тему спорить. Да он и не спорит. Он просто ставит своего верного зрителя перед перечнем фактов. Вот человек, который всю жизнь помогал людям, но для того, чтобы оставаться на позиции, с которой он может творить добро, он совершил несколько злых поступков. Теперь он старается забыть эту сторону своей жизни, а еще сильней – извиниться. Как к этому нужно относиться? Простить и жить дальше? Обвинять и ненавидеть? Каждый решает сам для себя.
Это, конечно, не единственная тема фильма. Так же звонко гудит и история отношений разных членов семьи, а основной конфликт не только выстроен на фоне трений родственников, но и вообще появился исключительно из-за этого – если бы один из членов съемочной группы не ненавидел так своего тестя, про которого снимает картину, то ничего из этого бы не всплыло. Однако семейные узы цепляются буквально за каждый кусочек повествования и, порой, чуть ли не падают в овраг мыльной оперы. Конечно, нужно отдать должное, у Хржебейка с чувством меры в плане драматургии все в порядке и он редко дает промахи подобного рода. Хотя, конечно, эти «промахи» кто-то посчитает даже за достоинства, которые привлекут больше внимание к рассказу. Что же касается названия фильма, то это так называется одна очень сложная и знаменитая оригами Тошиказу Кавасаки. То есть, найти более подходящую метафору этим сложнейшим и неразрешимым отношениям героев фильма было просто очень сложно.