Киногруппа в заброшенном отеле приступает к съемкам фильма о резне, устроенной там тридцать лет назад. Хоррор режиссера Симидзу, автора множества чудесных картин под названием «Проклятие».
Ужасы |
Такаси Симидзу |
26 октября 2005 |
1 час 36 минут |
В 1970 году профессор Омори, вроде бы сойдя с ума, устроил резню в захолустной гостинице: убил одиннадцать человек, включая собственных детишек и себя самого. В наши дни популярный режиссер Мацумура (Сийна) начинает снимать фильм про эту историю. На роль дочки профессора — в реальности шестилетней — утверждена вполне совершеннолетняя Сугиура (Юка). Другой начинающей актрисе, Киносите (Карина), в роли отказано, хотя она на полном серьезе считает себя реинкарнацией убитой девочки. Наконец, студентка Морита (Мацумото) с детства видит проклятую гостиницу во сне. Всех этих девушек — а также некоторых случайных прохожих — с какой-то неочевидной целью преследуют мятежные души убитых. То в лифте обнаружится призрак портье, то окровавленный мальчик бросит в коридоре красный шарик, а то и одноглазая кукла просипит: «Вместе навсегда».
Поначалу «Реинкарнация» отчетливо напоминает очередное «Проклятие» (Симидзу за несколько лет успел поставить полдюжины авторемейков и сиквелов своего фильма-прорыва) — но это не вполне так. Во-первых, пусть и не забывая про осточертевших мертвых дочерей, Симидзу жонглирует в основном жанровыми элементами из западной хоррор-традиции: тут и совершенно ромеровские зомби, и оживающие куклы, и съемки фильма ужасов как полигон для ужасов, и подозрительные заимствования из «Сияния». А во-вторых, ближе к концу выясняется, что фильм вовсе не так рыхл и бестолков, как прикидывался: концы вдруг изящно сходятся с концами, совершенно вроде бы лишняя линия со студенткой обретает смысл, и вообще оказывается, что «Реинкарнация» на самом деле почти что детектив — такая вывернутая наизнанку, потусторонняя Агата Кристи — «10 япошек». Страшно? Ну не очень. Интересно? Не всегда. Но из всех сюжетных натяжек вопиющей кажется только одна — что японский хоррормейкер по доброй воле заменил в своем фильме шестилетнюю девочку двадцатилетней дурындой.
Маленьким специалистом только по психологии межличностных отношений, и неразбирающимся практически ни в чем в жизни, а уж в кино, к счастью, тем более, к фильмам ужасов всегда подходишь…хотя какой уж тут «подходишь», признаюсь, хотелось крови и зрелищ. Хотя, казалось бы, как раз как психологу в душе надо бы стремиться к фильмам ужасов и драмам, но, увы. Почему-то в «реинкарнации» хотелось видеть что-то мощное, думалось, что ужас как раз будет заключаться в раскрытии жуткой стороны убийств, ведь их целых 11! Смеюсь я над собой. Но внутри так до сих пор и живет страх от старого доброго «Звонка» Накаты и чуть от глуповатых «Темных вод» и уже столько лет сложно найти в себе страх другой. Проблема многих фильмов ужасов либо в предсказуемости, либо в прямом подходе к понятию страха как нечто пугающего — звуками, уродством, жестокостью. Собственно, к страху это имеет посредственное отношение. Я вот до сих пор не могу отойти от одного эпизода («Знаки»), единственного по-настоящему пугающего за весь фильм. Помните, когда по телевизору показывают новости, где дети толкаются, собираются у окна, камера оператора направлена в такой длинный переулок, и тут в конце переулка видно как проходит пришелец, чуть повернувшись в сторону смотрящих. Со временем, правда, я объяснил себе в чем здесь заключается страх и актуальность этот момент потерял.
В «Реинкарнации» тоже есть подобные моменты. Даже, наверное, один — когда из темноты появляются лица. Довольно пугающий ход. При том, что появляются они не пугающе быстро, а с нарастанием и в довольно страшных местах — заброшенные ночные японские дороги с крутыми поворотами (см. ралли Японии), библиотеки с бесконечными рядами и полками книг, набитые этими самыми книгами, как ни странно… Но здесь это все слишком эпизодично и к общему смыслу хоть и имеет отношение, но недостаточно будет влиять на целостное ощущение страха. Главная же тема девочки, участвующей в съемках фильма, посвященному как раз этим 11-ти убийствам, довольно вялая и крутится в основном вокруг ее ощущения, что что-то тут неладное, сопровождается это краткими вспышками из памяти будто прошлой жизни, где она присутствовала как раз в этой гостинице в моменты расправы и видела как некоторых убивали. Убийства показаны сдержанно, невнятно, и без художественности, и без документальности. Казалось бы, интересным должно быть кем же является в той истории девочка, кем она была тогда, но вечер воскресенья, душ уже включен, горячая вода нагрела плитку в ванной, а это означает, что к середине фильма мы уже все поооняли и идем купаться. И получается, что Reini — это очередное кривляние в мире фильмов ужасов как какое-нибудь джазовое в роли группы Fatima Spar und die Freedom Fries.
Это даже не хоррор.
Страшных моментов от силы два. Все остальное больше похоже на шутку, но...
...но зато отличная детективная завязка и примесью мистики, пытаешься ее разгадать, но финал все равно удивляет.
Странно только, что фильм 2005 года вышел в экраны в России только сейчас.