Драма |
16+ |
Кристиан Швохов |
3 июля 2011 |
7 июня 2012 |
1 час 53 минуты |
Жаль, что мало народа было на сеансе, по моему фильм заслуживает внимания. Посмотрел с интересом, не считая пары затянутых сцен. Прежде всего понравилась главная героиня (Жозефина), действительно талантливая девушка, да и режиссер (театра) тоже убедительно сыграл. Оставляет недоумение только сама театральная постановка вокруг которой и построен весь фильм. Я конечно далек от современного немецкого театра, но ничего кроме непонимания и отвращения эта великая пьеса у меня не вызвала. Несколько молодых людей в лохмотьях на фоне декорации из голых бетонных стен всячески юродствуют и издеваются над главной героиней, которая в свою очередь выдает фразы типа: "погладь мою киску, я люблю когда она мокрая". Возникает ощущение что несколько десятков молодых, здоровых, благополучных немцев мягко говоря страдают ерундой и все это на фоне реальной трагедии в семье Жозефины, у которой больная сестра и несчастная мать. И все это оправдывается якобы гениальностью режиссера который по большей части только орет на актеров, курит и всячески выражает свое недовольство, ничего при этом не разъясняя. Этот садист (как его и называют актеры) мало того, что требует от Жозефины членовредительства на сцене, так еще и жестоко использует ее семейные проблемы, чтобы лучше ввести ее в образ. Ради чего вся канитель - непонятно. Хорошо хоть, что всему этому театральному сумасшествию противопоставляется совершенно нормальный персонаж - строитель туннелей. Однако тотального хэппиэнда не происходит, и это безусловно плюс.
Ответ Черному лебедю по-немецки, или почему психически неустойчивым лучше не играть в театре.
У каждого в жизни когда-нибудь наступала черная полоса. Но у Джосефины Лоуренс, студентки немецкого театрально училища, она никогда и не прекращалась. Неудачи и вечные придирки преподавателей на учебе сменяются для нее лишь на еще больший ад дома, в компании такой же забитой, как и дочь, матери и умственно отсталой сестры. Сестре постоянно нужно внимание, матери — поддержка, а что нужно самой Джозефине никого не волнует, в том числе и ее саму. Единственным утешением в жизни девушки служит припрятанная в комнате бутылка водки, да сосед из дома напротив, не подозревающий о ее существовании. Но все меняется в один момент — когда Джозефине выпадает шанс сыграть мелкую роль в новом спектакле. Режиссер постановки, Каспар Фридман, человек с именем и репутацией, внезапно видит в юной актрисе потенциал и сходу отдает ей главную роль.
Казалось бы, тут должна начаться идиллия, воплощение мечт и светлая полоса в жизни героини. Но все оказывается не так просто. Необщительной и стеснительной Джозефине, приходится играть сексуально раскрепощенную нимфоманку Камиллу. Принцип «пьяного может сыграть только трезвенник» не срабатывает и режиссеру приходится искать новые способы раскрепостить свою старлетку.
Схожий по завязке и сюжету с вышедшим на пару лет раньше американским «Черным лебедем», фильм немецкого режиссера Кристиана Швоха на проверку оказывается куда реалистичнее и глубже. В то время, как режиссер «Лебедя», Аронофски, ориентировался в первую очередь на «Пианистку» Ханеке, то Швох решил пойти своим путем. Эмоциональное и психологические перевоплощение девственницы-скромницы Джозефины в распутную Камиллу — вот на чем строится сюжет «Невидимой». И если Аронофски добивался нужного эффекта кровью и галлюцинациями, то Швох сделал ставку на чистую психологию. И не прогадал. В пугающе-реалистичной манере, он демонстрирует, как шаг за шагом раскрывается подсознание героини, освобождая скрываемые годами комплексы, желания и обиды. Ключевой сценой, дающей старт основным событиям фильма, служит практически сеанс гипноза, который режиссер пьесы устраивает юной приме. Заставив ее признаться в ненависти к неполноценной, и потому, вечно окруженной вниманием сестре, он дает необратимый толчок к трансформации ее личности.
В предельно жестких, а порой и жестоких, условиях театральных репетиций, и без того слабая психика героини, полностью ломается. Без всяких прикрас и условностей, зритель видит изнанку, казалось бы, такого прекрасного и возвышенного мира театра, в котором слабым и изнеженным места нет. Доходя порой до предела натуралистичности в демонстрации физических и эмоциональных переживаний персонажей, черты «Невидимая» все-таки не переходит. Местами действительно тяжелый для восприятия, фильм, тем не менее, не скатывается в буквальную демонстрацию учебника по психологии, оставаясь полноценным художественным кино. Способствует тому, как грамотная режиссерская, так и актерская работа — все персонажи, даже и явно второстепенные, интересны, а образы их продуманы и, что называется, поданы. Единственное, что может вызвать нарекание, это парочка сюжетных натянутостей, но общение впечатление от «Невидимой» — фильма качественного и стилистически выдержанного, они не испортят явно.
Фильм абсолютно несмотрибельный, надрывный, истошный, истеричный, угнетающий с точки зрения картинки, операторской работы, производимого на зрителя впечатления и тяжести посыла. На контрасте со среднестатистическим французским фильмом - этот сомнительный немецкий опус - полнейшая херня. И как только такое выпускают в прокат?