Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Афиша | СБЕР — генеральный партнёр
Москва

Фильм
Голем

Golem, Польша, 1980
О фильме
  • Голем – афиша
  • Голем – афиша
Фантастика
Петр Шулькин
18 марта 1980
1 час 32 минуты
Реклама
Смотрите дома онлайн
Кино за 1 ₽ в онлайн-кинотеатре Okko
Смотреть в

Другие фильмы Петра Шулькина

Участники

Читайте также

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Как вам фильм?

Отзывы

5
small_dead_life
12 отзывов, 13 оценок, рейтинг 30
6 сентября 2009

Полная среднего черного юмора и сепии – стилистического маркера утопий и постапокалиптики, картина «Голем» (понятно, что снятая по мотивам одноименного произведения Майринка) рассказывает о непростой доле тех, кто претендует на право называться человеком.
По легенде, которую, в свою очередь, использовал Майринк, голем – неодушевленное существо, с помощью магических пассов наделенное подобием жизни – механистической и бессознательной, чтобы исполнять обязанности куклы-помощника для своего создателя. Нетрудно представить, какой степенью отчаяния и униженности оценивается существование голема. Отсутствие любого намека на живой импульс и полная подконтрольность – превозмогшая себя вещь, что за горькая участь? Вместе с тем, зыбкая грань между существом-функцией и одушевленным существом, отсутствие четких критериев для идентификации (и самоидентификации), сомнительность положения человека в целом, - все это заставляет бешено пульсировать фантазию авторов определенного склада, и Петр Шулькин не становится здесь исключением.

Големы Шулькина создаются благодаря новейшим технологиям, успешно интегрируются в человеческое общество и имитируют жизнь средь прочих. Неестественные в основе своей, неестественные в своих проявлениях, искусственные люди взаимодействуют с окружающим единственно возможным для себя способом – абсолютно неестественно, и обвинить эти подобия людей в сумасшествии невозможно – они безумны по факту.
С главным действующим лицом – гравировщиком Пернатом (так же зовут и главного героя Майринка, что сразу позволяет расставить нужные акценты) происходит череда странных событий: подозреваемый в убийстве доктора-соседа, он одевает одежду с чужого плеча, в тусклых коридорах следственного отделения видит двойника, встречается с подозрительными господами и дамами. После множества других тревожных звоночков, косвенно указывающих на его действительное положение, Перната озаряет страшная догадка – возможно, он всего лишь жалкое подобие чего-то не менее сомнительного, инструмент, голем, навсегда лишенный полноты и радости, вынужденный пребывать в пространстве усталой материи сумеречной резервации.
Пока Пернат прозревает, зритель доподлинно узнает об его истинной природе благодаря вещающим с телеэкрана медикам (монструозных пейсатых каббалистов Шулькин изящно подменил людьми в белых одеждах). Пернат – сбежавший из лаборатории продукт эксперимента, обосновавшийся в квартире своего предшественника с аналогичным именем и внешностью – такого же продукта экспериментальных разработок.
В остальном, действие проходит в соответствии с духом книги Майринка с учетом авторской интерпретации Шулькина: Пернат мечется безо всякого шанса на успех, окруженный существами непонятного происхождения и экзистенциального статуса, перенося их мебель, одалживая им деньги, не вызывая ни особого сочувствия, ни раздражения, в заключении возвращаясь к началу.

Мягкая, философичная тягомотина (очень бы хотелось сравнить «Голема» с «Замком» Балабанова, но «Замок» при похожей внешней алогичности происходящего и жизнерадостней, и динамичней). Лиричная, родственно-утробная манера подачи братом- славянином ощущения бесконечного ужаса существа, замкнутого в состоянии абсолютной невозможности приблизиться к пониманию сути (высшее назначение голема – функционировать, если этого нет, если кукла-помощник неприкаянно бродит – то тут нам и трагедия голема). При помощи операторский средств успешно демонстрируется тщетность попыток прорыва (наглядный эпизод с беготней главного героя по альтернативной реальности съемочной площадки).
Суета и запустение «Голема» Шулькина хороши, но не слишком, ну, и Майринка желательно предварительно прочесть, иначе вообще ничего не понятно.

3
0

Подборки Афиши
Все