Революционные лозунги подпирающие провалившуюся крышу. Детская площадка как источник кровельного железа. Строитель каракумского канала как сантехник ЖЭУ. Корвалол как живительный источник среди затопленной водой пустыни. Спортивная гимнастика как секс, советский секс. Внезапно по команде "с верху" заработавший лифт как самые высокие технологии, ракетой взмывающий в неведомый мир. Не говорящий по-русски казахский старик как космонавт. Разруха, холод и темнота как главный двигатель перестройки. Безумие как эксперимент.
Картину "Фонтан" Юрия Мамина можно легко охарактеризовать как приквел "Кин-Дза-Дзе" Георгия Данелия. Так фантастично выглядит советский и да и наш российский быт в нашей самой большой и самой богатой ресурсами стране. На какой-то момент он кажется каким-то другим измерением, где в природе нет ничего нержавого и непрогнившего. Где нет людей понимающих, что делать. Да и люди вроде и не люди совсем, а инопланетяне с какой-то проклятой богом планеты. И только полное безразличие к физическому миру позволяет человек творить, летать и снимать фильмы. А может это и не безразличие, а просто единственно возможный способ существования на планете Россия.
Казалось бы, фильм должен иметь нафталиновый оттенок, и смотреться старомодно. Но более известный хит Мамина, "Окно в Париж", ныне выглядит гораздо более устаревшим. "Фонтан" же, это на века запечатлённый дух ранней перестройки. в период которой страна начала трещать по швам, как и метафорический дом. Можно долго рассуждать как на тему сатиры высочайшего уровня, проявившейся в этом фильме, так и про бесподобный набор киногероев. Можно немного пожалеть, что фильм не был растащен на цитаты - ситуация в годы его проката особо не позволяла смеяться над собой. Но это несомненная удача, которой режиссёру стоит гордиться.