Не столько фильм, сколько художественный проект, который американский художник-визуалист и скульптор Мэтью Барни — супруг исландской певицы Бьорк и ключевая фигура современного искусства — снимал на протяжении восьми лет, мешая оперу с видеоартом, физиологию с поэзией и Урсулу Андресс с Норманом Мейлером. Цикл состоит из пяти частей, снятых не в хронологическом порядке, с различным масштабом и возрастающими амбициями. По словам куратора музея Гуггенхайма Нэнси Спектор, проект представляет собой «замкнутую эстетическую систему» — и также включает в себя серию фотографий, скульптур, рисунков и книг. «Кремастер» завершился крупной музейной выставкой, а проект Барни был назван газетой The Guardian «первым по-настоящему выдающимся творением в сфере кино, сделанным в контексте изобразительного искусства, после «Андалузского пса». При этом надо предупредить, что в «Кремастере» у Барни выстроена достаточно сложная, но интуитивно понятная система образов, связанная с анатомией, репродукцией, мифологией и геологией. Его фильмы больше похожи на художественные акции, тщательно сконструированные перформансы, записанные на пленку и вызывающие целую гамму эмоций: от отвращения до восхищения.