К.С. Станиславский писал в «Моей жизни в искусстве», что создавалось мнение, будто Художественный театр – «реалистический театр, будто мы интересуемся лишь бытом, а всё отвлечённое, ирреальное нам якобы не нужно и недоступно».
Станиславский впервые воплощает фантастическую историю на сцене в самом начале двадцатого столетия. Если для Станиславского в начале двадцатого столетия фантастика на сцене – это «весело, красиво, забавно», то позже он старается достичь определённых внешних эффектов, облачив сцену в чёрный бархат, переживая при этом, что, «оторвавшись от реализма», артисты могут почувствовать себя «беспомощными, лишёнными почвы под ногами».
Режиссёры современного театра тоже стремятся соединить на сцене фантазии и реальность. Оснащённость и возможности современного театра позволяют режиссёрам решать непростые задачи, обозначенные линией фантастической реальности на сцене. В наши дни в репертуаре Художественного театра есть спектакли, в которых фантастика соединяется с реальностью. Это такие спектакли, как «Враки, или Завещание барона Мюнхгаузена», «Далёкая радуга», «Омон Ра».
На сцене Художественного театра в XXI веке продолжают жить идеи К.С. Станиславского, которому было «весело придумывать то, чего никогда не бывает в жизни, но, что, тем не менее, правда, и что существует в нас».
На нашей выставке «Фантастическая реальность» мы решили попытаться рассказать, что нечто «ирреальное» всегда присутствовало и присутствует на сцене Московского Художественного театра.