Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Афиша | СБЕР — генеральный партнёр
Москва

Выставка в Новосибирске
Архип Куинджи

Новосибирский художественный музей, 1 сентября 2024
О выставке
На выставке «Архип Куинджи» представлены 36 произведений из художественного наследия великого пейзажиста, хранящихся в коллекции Государственного Русского музея (Санкт-Петербург), и 3 произведения из собрания Новосибирского государственного художественного музея. Творчество Архипа Ивановича Куинджи (1842 – 1910) занимает особое место в истории русской пейзажной живописи второй половины XIX – начала XX века. Художник увидел в природе таинственную, притягательную красоту и сумел найти оригинальные живописные средства для ее воплощения. На выставке экспонируются не только законченные произведения, но и этюды и эскизы, созданные в период затворничества (1882 – 1910), когда живописец прекратил официальную творческую деятельность. Первое знакомство зрителей с ними произошло лишь на посмертной выставке, организованной Обществом имени А.И. Куинджи в 1913 – 1914 годах в Петербурге и Москве. Произведения представлены в трех залах: «Магия света», «Тайна красочной палитры», «Торжество природы». В каждом из них они объединяются условной темой, отражающей творческие устремления мастера. Одна из ранних работ на выставке – «Осенняя распутица» (1870) – была представлена Куинджи на соискание звания классного художника первой степени в 1872 году. Она отмечалась в прессе как «самобытная вещь, обнаруживающая большое чутье к явлениям северной природы». Демонстрируемые на выставке пейзажи написаны художником в разных живописных манерах: реалистической («Кипарисы на берегу моря. Крым», 1887; «Сосновый лес с речкой», 1878), пленэрно-импрессионистической («Облако. Закат», 1890-е; «Казбек вечером», 1900-е; «Степь. Пасмурный день», 1890 – 1895), с элементами стилистики модерна и символизма («Сумерки», 1890 – 1895; «Роща», 1900-е; «Солнечные пятна на инее. Закат в лесу», 1876 – 1890; «Дубы», 1900 –1905; «Березовая роща», 1879 – эскиз-вариант одноименной знаменитой «Березовой рощи», хранящейся в Государственной Третьяковской галерее). Создавая эти произведения, Куинджи ставил перед собой разные творческие задачи. В «Березовой роще» художник хотел передать иллюзию слепящего, хотя и не изображенного на полотне, солнца. Эту непростую живописно-пластическую задачу мастеру удалось решить с помощью новаторских приемов. Он смело фрагментирует композицию, подбирает точные красочные сочетания, варьирует фактуру мазка, использует богатые возможности цветового пятна и подмалевка. В работах «Лунная ночь» (1890-е), «Сумерки» (1890 – 1895), «Лунная ночь на море. Крым. Этюд» (1876 –1890), «Лунная ночь. Раздумье» (1876 – 1890), «Ночь на Днепре» (1890-е) Куинджи разрабатывает эффекты ночного освещения – от ярких сполохов света закатного неба через их плавное затухание в сумерках к чарующим ночным краскам. Художник пытается раскрыть в подобных картинах таинственность Вселенной или то взволнованное состояние, которое испытывает человек, находясь ночью или поздним вечером наедине с природой. Способность запечатлевать яркие природные эффекты, преобразовывать краску в свет еще при жизни Куинджи порождала целый ряд домыслов и легенд о технологии его живописи. Легендой овеяна и представленная на выставке «Лунная ночь» (1881) из коллекции Новосибирского государственного художественного музея. Она является вариантом-повторением знаменитой картины «Лунная ночь на Днепре» (1880, ГРМ), ставшей в свое время сенсацией. Именно в ней наиболее полно реализовалось умение Куинджи придать изображаемой природе сокровенный смысл. Все работы на выставке подобраны таким образом, что они позволяют проследить широту тематических интересов мастера, его устремленность ввысь, от изображения земных просторов к небесным пространствам. Произведения «Днепр» (1901), «Лесные дали» (1900 – 1910), «Туман на море» (1905 – 1908), «Лесистая балка. Этюд» (1900-е) написаны словно с высоты полета. Кажется, что художник сам, преодолевая силу земного притяжения, проникает в небесное пространство, чтобы оттуда, сверху, постичь необъятный мир. Существует легенда о том, что мастер разрабатывал летательный аппарат и лелеял надежду подняться в небеса. В действительности художник силой своего воображения сумел передать в произведениях и эффект парения в воздухе, и чувство высоты, и космическую мощь земли Куинджи очень остро ощущал единство человека и окружающего его удивительного мира природы. Во многих своих произведениях, будь то «Облака» (1900 – 1905), таинственные горные вершины «Эльбрус днем» (1900 – 1910) или сияющая в небесах мистическим светом «Радуга» (1900 – 1905), он пытался воплотить вселенский, сокровенный ее смысл. Экспозиция дополнена фотографиями и репродукциями произведений, создавших Куинджи славу на академических и передвижных выставках, цитатами из высказываний художников и искусствоведов об этой оригинальной личности – живописца, педагога, благотворителя, коммерсанта, завещавшего весь свой огромный капитал на развитие русского искусства. Выставка участвует в программе Пушкинская карта.
Живопись, Классическое искусство
0+

Рекомендации для вас

Рестораны рядом

Популярно сейчас

Афиша Daily
Все

Подборки Афиши
Все