Куратор: Виктория Мизиано
Мотив цирка в произведениях Адель Левитовой появляется как способ оказаться в другой реальности, где художница назначает своим героям различные роли, осмысляя собственные переживания в зафиксированных в композиции сюжетах. Балаганные персонажи ведут себя непредсказуемо и странно, они скрываются под масками, даже когда остаются в одиночестве за кулисами шапито. Есть ли под клоунским гримом живое человеческое лицо? Абсурдная лишь на первый взгляд драматургия циркового представления глубоко укоренена в древнем мифе и обнаруживает схему уничтожения мира с его последующим созданием с чистого листа. Адель Левитова использует парадоксальную логику цирка, выстраивая в своих работах особый мир с героями, пребывающими в состояниях эмоционального предела.
Исторически тема цирка соседствует в культуре с темой ритуала. Эстетика площадного ритуализованного действия позволяет Левитовой проследить стратегии преодоления страхов и поиска равновесия в разных жизненных ролях, которые художница затем воспроизводит в своих работах. Существующий уже несколько веков набор цирковых амплуа берет свое начало во временах комедии дель арте, драматургия которой позволяла актерам импровизацию. Обращаясь к теме балагана, мы можем поставить вопрос, какие законы мира непреложны, а где человек способен действовать небанально и смело, идти на риск, выходить из заданной роли. Таким образом, мотив цирка становится у Адель Левитовой универсальной метафорой жизни и личной драмы героя, который ее проживает.