Триллер, Драма |
18+ |
Мартин Кэмпбелл |
28 января 2010 |
28 января 2010 |
1 час 52 минуты |
Детектив бостонской полиции Крейвен (Гибсон) встречает на вокзале свою дочь Эмму (Новакович), занимающуюся некими исследованиями в области ядерной физики. По дороге домой Эмма в основном улыбается и хихикает, но на отцовской кухне вдруг начинает кашлять кровью, просит отвезти ее в больницу, а в следующую минуту уже лежит в прихожей с пулей в груди, пытаясь сказать что-то важное. Коллеги Крейвена разумно полагают, что покушались на него самого, — но ему быстро становится понятно, что его маленькая Эмма вполне самостоятельно вляпалась во что-то очень неприятное. Вокруг несчастного отца начинают виться агенты службы безопасности частной исследовательской корпорации с непонятным влиянием в федеральном правительстве, а вскоре на его лужайке обнаруживается загадочный англичанин Джедберг (Уинстон) с сигарой во рту и совершенно неограниченными полномочиями.
Мел Гибсон не играл главных ролей с 2002 года, так что «Возмездие» — первый фильм, в котором мы видим на первом плане режиссера «Страстей Христовых» и «Апокалипсиса». То, что предполагаемый хоругвеносец ультраправого джихада не только снялся, но и, как у него заведено, оплатил из собственного кармана фильм про преступное слияние американских властей и военно-промышленного комплекса, на самом деле удивительно куда в меньшей степени, чем то, до чего внушительным и человечным оказывается фильм с такой малопривлекательной тематикой. Разгадка в том, что, несмотря на вроде бы очевидные отсылы к недавним газетным бурям по поводу Ирака, компании Halliburton или отравления Литвиненко, «Возмездие» — блюдо если не холодное, то долго готовившееся. Одноименный антитэтчеровский сериал Би-би-си, собравший в 1986 году 6 премий BAFTA, до сих пор имеет массу восторженных поклонников, среди которых оказался и идеологически, как выясняется, совершенно незашоренный Гибсон. Вместе с делавшими старый телефильм режиссером Кэмпбеллом (который с тех пор снял среди прочего «Казино «Рояль») и продюсером Уэрингом они по мере возможности сохранили верность довольно специфическому сценарию покойного Троя Кеннеди-Мартина («Ограбление по-итальянски»), которому посвящен фильм. Остались и запутанность сюжета, и линия с призраком умершей дочери, и финальный поворот, превращающий историю о противостоянии государства и личности во что-то уже совсем удивительное. Перенося действие в США, они разве что позволили себе одну эзотерическую шутку, сделав из закономерно всесильного в Англии 80-х агента ЦРУ Джедберга обаятельного упитанного англичанина, хотя люди такого сорта не пользуются влиянием в США со смерти Черчилля.
С другой стороны, всего этого можно и не знать, просто наблюдая за почти весь фильм невозмутимым Гибсоном, у которого одного на свете есть право так, между делом спросить у американского сенатора: «Вы предпочитаете висеть на кресте или забивать гвозди?»