Чтобы починить космическую станцию, запущенную СССР еще во времена холодной войны в космос, отправляют отряд умелых астронавтов-пенсионеров.
Приключение |
12+ |
Клинт Иствуд |
31 июля 2000 |
2 часа 10 минут |
В космосе поломался советский спутник связи и падает на Землю. Бортовой компьютерный код такой древний, что разобраться в нем могут только древние старики, и то только американские, те, кто этот код бог знает когда написал. Теперь им лететь, выруливать спутник на орбиту. Их четверо. Один стал пилотом ярмарочного кукурузника. Другой — дизайнером американских горок. Третий — пастором. Их собирают в Хьюстоне и запускают в центрифугу. Руководит операцией Фрэнк Корвин, автор кода, который, с тех пор как ему не дали взлететь в 1958-м, заменив в последний момент на шимпанзе Мэри Энн, сузил границы космоса до стен своего гаража. «У нас три недели, чтобы запустить в стратосферу четырех старперов», — невесело шутят мальцы из НАСА.
В Голливуде поломался аппарат большого зрелища и утратил курс. Код настоящих ценностей такой древний, что разобраться в нем могут только древние старики, те, кто его когда-то олицетворял. Теперь им лететь, выруливать заплутавшую Фабрику грез на орбиту. Их четверо. Дональд Сазерленд, 66 лет, дебютировал в 1957-м на ТВ, в кино с 1964-го, «Ястребиный глаз» в «Военно-полевом госпитале», Клют в «Клюте», Казанова Феллини. С седой косичкой, он гоняется за молоденькими и по-прежнему ведет себя так, будто ему 14 и он — Холден Коулфилд из «Над пропастью во ржи». Джеймс Гарнер, 72 года, легендарная телезвезда, исполнитель роли Мэверика в знаменитом ковбойском сериале «Мэверик» (1957-1960, 55 эпизодов). Этот ни за кем не гоняется, к нему сами приходят, он щурится из-под ковбойской шляпы и не сводит пальца с курка. Томми Ли Джонс, 54 года, мальчишка, но зато какое изглоданное лицо, и к тому же — единственная действующая «экшн»-звезда, перевалившая за 50. Руководит операцией сам Господь Бог — Клинт Иствуд, 70 лет. Он — исполнитель главной роли, продюсер, режиссер и композитор.
Держится старик потрясающе. За 41 год, прошедший с тех пор, как он впервые сел в седло в сериале «Рохайд», он не потерял ни миллиметра ковбойской стати. Он всегда лучше смотрел, чем стрелял, — и когда был Человеком Без Имени, и когда был Грязным Гарри. Годы пошли ему только на пользу: взгляд углубился, тонкие черты лица посуровели, молчание стало еще значительнее. Раньше он был иконой индивидуализма, доведенного почти до абсурда, но от этого не менее стоического. Теперь стал иконой в прямом смысле — тем, чему время только придает ценности.
И самое интересное, что у него по-прежнему получается. Фрэнк Корвин откладывает гаражные инструменты и, как настоящий шериф, берущийся, прежде чем уйти на покой, за последнее дело — очистить городок от подонков, — собирает команду и выходит в открытый космос. Клинт Иствуд склеивает по кусочкам старую большую развлекательную программу с артистами, просторами, «Хьюстон, у нас проблемы» — нервами и космическими эффектами, и показывает мальцам со студии, как надо спину держать. Космические эффекты, кстати, предоставлены Джорджем Лукасом, и правильно: кому же еще служить компании Industrial Light & Magic, как не Всевышнему.
На орбите засбоил старый советский спутник, собранный, как выяснилось, по американским чертежам. Но код программирования спутника такой старый, что разобраться в нём могут только космонавты "старой школы" - причем делать это придётся на орбите (со спутником потеряна связь). Так в космос посылают бурильщиков четырёх престарелых космонавтов, которые должны были полететь ещё в 1958-м, но их запуск отменили.
"Космические ковбои" сняты размашисто и красиво, с любовью к традиционным американским ценностям и вообще к штатовскому укладу жизни. Четвёрку главных героев исполнили титанические голливудские старики - Клинт Иствуд, Томми Ли Джонс, Дональд Сазерленд и сейчас менее известный, но в своё время очень популярный Джеймс Гарнер. Фильм включает полный набор классических сцен и антуража космической тематики: сбор некогда сплоченной, а теперь разбросанной по жизни команды; тренировки; космодром с прощальными разговорами - в общем, есть отчего оттаять душе, очерствевшей от мелочных картин.
Несмотря на это, фильм показался довольно нудным, если брать в целом. Причины - дурацкий сюжет (советский спутник, ядерная бомба на орбите) и стандартный сценарий ("Я добьюсь, чтобы мы все полетели вместе!", "Хьюстон, у нас проблемы!" и пр.). Космическая героика куда мощнее в "Армагеддоне", космический реализм - в "Аполло 13". Клинт Иствуд в своём фильме, похоже, хотел объединить героику с реалистичным изображением подвигов в космосе, но у него получилось слишком буднично, хотя и вполне эффектно.
Но есть в этом фильме тема, которая сильно цепляет и не даёт забыть отдельные сцены. В команде четырёх старых космонавтов был один, который не отказался от юношеской мечты и не изменил небу, когда жизнь отбросила их назад почти на пороге космоса. Его линия - с прыжком с парашютом почти из стратосферы, смешным и головокружительным полётом на красном биплане и блистательной концовкой - навсегда врезается в память. Если отбросить остальное, "Космические ковбои" - лишь про этого парня, про одержимость одной мечтой и про то, как никогда не сворачивать с пути, в финале всё же достигнув цели.
Земле грозить опасность! Ну, не совсем всей Земле и не такая уж опасность, чтобы беспокоить Брюса Уиллиса. Так - неприятные мелочи. Советский метеоспутник сошел с орбиты и постепенно, но неуклонно опускается, угрожая жахнуть куда-нибудь самым неконтролируемым образом. А спутник там приличный по весу, простым испугом не отделаешься. Проблема еще заключается в том, что спутник этот на управление с Земли не отвечает вообще и единственный способ разобраться с ним - это подлететь поближе, подключиться через консоль и провести необходимое управление. Но и тут загвоздка - спутник очень старый и оснащен старой американской системой управления (как эта система там оказалась в годы холодной войны - это отдельная история). Получается, что пришла спасать Землю очередь для Клинта Иствуда, герой которого - отставной полковник Фрэнк Корви и разработал эту систему. Будучи молодым, он со своими тремя товарищами Хоуком (Томми Ли Джонс), О'Нилом (Дональд Сазерленд) и Салливаном (Джеймс Гарднер), будучи пилотами и техниками, готовились к первому полету в космос, но из-за безалаберности и горячности были заменены обезьяной. И вот, под конец жизни, им выпадает не только помочь NASA, но и осуществить мечту всей своей жизни - посмотреть как она там выглядит из космоса, Земля эта.
В конце 20-го века Клинт Иствуд решил, что кончилось время завоевания Дикого Запада и ковбои должны отправиться на новый фронтир, соответствующий приходящему времени - космос. Первооткрыватели новых земель без труда справятся и со сложностями безвоздушного пространства. Опять же, жанры за свою длительную карьеру Иствуд исчерпал практически все - оставались только ужастик и фантастика (попытка с "Огненным лисом" не считается). И вот в его руки попадает сценарий Кена Кауфмана и Говарда Клауснера и сценарий о том, как русские и американцы вместе пытаются спасти ситуацию силами старцев в космосе, которые 40 лет назад просрали свой шанс, Иствуду понравился. Кстати, есть мнение, что сценарий под Клинта Иствуда и Томми Ли Джонса и писался.
Это второй фильм, в котором Иствуд рискнул использовать визуальные спец-эффекты. Он еще не забыл ужас и кошмар "Огненного лиса", когда в день удавалось снять пару-тройку кадров, что бесконечно злило не любящего промедления Иствуда. Поэтому он достаточно долго сомневался, браться ему за подобный фильм или нет. Но в конце концов его убедили, что за 18 лет индустрия спец-эффектов сделала большой прогресс, хотя и режиссер настоял на том, что фильм будет все равно построен на основе интересной истории и человеческих характерах, а не компьютерной графики.
Фильм делали при полной поддержки NASA, которые не только предоставили консультантов, но и разрешили снимать в Космическом центре имени Линдона Джонсона в Хьюстоне, на мэсе Канаверал и Космическом центре имени Джона Кеннеди во Флориде. В качестве декораций использовали настоящие площадки для запуска шаттлов, а несколько сцен было снято в залах управления полетом. Благодаря этому фильм обошелся студии гораздо дешевле, но при этом стал гораздо достовернее и точней.
Еще одним нехарактерным для Иствуда конца 90-х решением было снимать картину на основе оригинального сценарий, который еще и был достаточно актуален - в то время американцы собирались послать в космос 77 летнего Джона Гленна. Допустим, он ставил условие, что если кто-то из актеров не согласится играть в его новом фильме, то картина и вовсе не будет начата. С другой стороны, это говорит о том, насколько сильно ценил Иствуд талант своих исполнителей и лишний раз подчеркивает его желание снимать только топовых актеров. По счастью, те ему практически никогда не отказывали, идя на поводу не денег, но желания сняться у одного из самых почетных режиссеров современного американского кино, который славится тем, что умеет аккуратно и интересно (для самих актеров, конечно же) ставить фильмы.
Во время съемок все актеры прошли те же самые испытания и тренировки, которые выпали на долю их персонажей. Иствуд настолько желал сделать фильм наиболее реалистичным, что даже попросил инструкторов NASA поработать со съемочной группой не только в качестве теоретических консультантов, но и практических инструкторов. Артистов даже запихивали в центрифугу и огромный контейнер, который падал с огромной высоты, дабы те смогли ощутить невесомость и передать ее во время съемок. Хорошо хоть в космос не полетели на самом деле - обошлись старым добрым способом с игрушечными ракетами, миниатюрными камерами, рисованными декорациями, студийной работой и компьютерной графикой. Старые и новые методы сошлись в едином союзе, как это случилось в сюжете самого фильма.
В прокат фильм вышел в конце лета 2000-го года и собрал в первые выходные 18 миллионов долларов, что для летнего фильма, построенного на истории и с использованием актеров за 50 вообще потрясающий результат. Иствуд просто к тому времени уже мог гнать в кино людей одним фактом своего имени на афише. Ведь при всем уважении и таланту к Дональду Сазерленду и Томми Ли Джонсу - кассу на одних своих именах они сделать уже не могли.
Критики тоже остались довольны картиной, посчитав ее достаточно смелой (для режиссера, который подобные фильмы обычно не снимает) и сделанной вдохновенной. В ней действительно есть все, чтобы понравиться. И интересная история, захватывающая зрителя за горло саспенсов в своей заключительной четверти, и блистательные актеры, замечательно сыгравшие сложные отношения, и атмосфера легкости, юмора и смелости - глядя фильм, веришь в то, что создатели не ограничатся лишь перепалками на Земле и действительно отправят старикашек в черный космос. А там недалеко и до инопланетян, почему нет? Все это в совокупности впечатляет вдвойне потому, что за Иствудом обычно таких фильмов не водилось.
Что самое приятное в фильме, так это то, что несмотря на затронутые политические темы отголоски Холодной Войны и лихие приключение старцев в открытом космосе, картина все равно сводится к человеческим отношениям. И, конечно, в некоторых отношениях фильм несколько наивен и уже по тому времени старомоден. Да, он избегает острых углов и тревожится тем, чем никого уже не напугать. Но в этом есть свой шарм и какое-то милое очарование.