vk.com |
Пилигрим. Иосиф Бродский. Театр Vertumn.
На сцене Нового Манежа два актера и три музыканта, поэзия Иосифа Бродского и джазовые вариации. На первый взгляд парадоксальное смешение жанров, оказывается интуитивно оправданным.
В эпоху юности Бродского джаз, с его вольным западным духом, был символом свободы. Идеологи коммунистической морали чувствовали его опасность, за что поклонники джаза и преследовались: "Сегодня он играет джаз, а завтра Родину продаст".
Джазовые термины, имена музыкантов, названия произведений часто встречаются в текстах Бродского. Джазу претит правильность и ограниченность средств классического канона. В ранних стихотворениях поэта, пульсирующий, неправильный ритм, повторяет рваную музыкальную ткань джаза. Увлечение "музыкой сытых" было для Бродского и его поколения противостоянием абсурду повседневности, его пассивным отрицанием.
На сцене Нового Манежа петербургский театр VERTUMN показывает москвичам спектакль "Пилигрим. Иосиф Бродский". Немного биографии, много музыки и поэзии. Видеоряд на заднике не иллюстрирует происходящее на сцене, видеоряд создает дополнительный объем, добавляет еще одно измерение спектаклю.
Елена Бедрак и Михаил Каргапольцев читают Бродского. Читают по очереди и дуэтом. Обертон поэтики Бродского естественно сливается с джазовыми синкопами. Юрий Бедрак, Антон Нетесов и Дмитрий Сабуров не просто аккомпанируют чтецам, музыка обрамляет поэзию Бродского. Джаз становится тождественным поэзии - вечной, настоящей, ни мгновение не стоящей на месте. Не выходи из комнаты. Живое слово и живая музыка - Поэт, а вслед за ним актеры и музыканты свингуют, постоянно чуть смещая акценты, открывают нежданные повороты темы.
Во время спектакля я вдруг почувствовала в его ауре, подаче и манере неуловимый налет Петербурга. Это невозможно повторить, копировать, это надо чувствовать и в этом жить
Пришли в Воронеже, на Пилигримы, началось все с опоздания спектакля на 10 минут, после чего появившиеся на сцене люди начали без приветствие и извинений, непонятный видеоряд, истерично прочтение стихов, ощущение вечера школьной самодеятельности. Первый раз видел как люди через 30 минут после начала вставали и уходили, мы вышли через 40 минут, в гардеробе было не протолкнуться.