1. Татьяна Эверстова стала известна несколько лет назад, когда вышла ее дебютная картина «Его дочь», — трогательная семейная драма про маленькую девочку (Света Портнягина), растущую в якутской глуши с бабушкой и дедушкой и тоскующей по умершему отцу. Фильм взял награды нескольких российских кинофестивалей (главный приз выборгского «Окна в Европу» и приз за лучший дебют I Уральского фестиваля российского кино в Екатеринбурге) и запомнился прежде всего своей интимной, доверительной, полуавтобиографической интонацией — было очевидно, что для режиссерки это очень личное высказывание, а все глубоко личное, как правило, подкупает высокой степенью откровенности и душевной обнаженности.
2. «Замыкание» — своего рода сиквел «Его дочери». Девочка выросла в старшеклассницу, которую все так же зовут Таня (Юлия Мярина), а пасторальная идиллия сменилась сухим и суровым бытом поселка городского типа. Однако главная героиня по-прежнему тоскует по отцу, живет с матерью, двумя сестрами и вечно пьющим абьюзером-отчимом, с которым у нее медленно, но верно разгорается непримиримый конфликт. Еще Таня не переваривает алкоголь, дружит в основном с ребятами младше себя (и в основном с мальчишками), ищет защитников (в частности, в образах трех богатырей из репродукции картины Васнецова) и отчаянно хочет выбраться в большой город — например, в Якутск, где смогла бы выучиться и спасти свою семью, однако флешфорвард в начале фильма намекает на то, что ей, возможно, не удастся этого сделать.
3. Если вам показалось, что история Тани, строящаяся вокруг желания отомстить за отца и сбросить отчима с семейного «трона», похожа на историю Гамлета, то вам не показалось. На уроке литературы главная героиня почувствует особое родство с шекспировским персонажем, когда узнает фабулу пьесы. К слову, феминистские прочтения великого британского драматурга предпринимались неоднократно (достаточно вспомнить «Комнату Офелии» театральной режиссерки Кэти Митчелл или же фильм «Офелия» с Дейзи Ридли), однако Эверстова предлагает не только ревизию, но и деконструкцию канона, в котором история рассказана не с точки зрения возлюбленной Гамлета, а его фем-версии.
4. В этот раз это не только драма. Эверстова цепляется за жанровые элементы, из-за которых картина становится похожа на психологический триллер, а иногда даже на домашний хоррор. Скажем прямо: это несовершенное кино, местами оно отдает художественной самодеятельностью, местами — пережимает с торжественным пафосом, однако за его печальную, выстраданную авторскую искренность, за этот сеанс душевного эксгибиционизма режиссерке можно простить многое, даже классические драматургические костыли в виде закадрового голоса, который тут почему-то не раздражает (быть может, потому, что работает на углубление внутреннего мира героини).
5. Это удивительная история — в том числе за счет места действия. Где вы еще увидите female gaze — триллер про взросление девушки в якутской глубинке, до которой в 1982 году, словно эхо, доносится смрадный запах разлагающегося тела советского коммунизма. Эверстова, кажется, специально не делает акцент на происходящих в стране переменах: якутская молодежь не сильно интересуется тем, что происходит в столице, ходит на танцы и японский кайдзю-фильм «Легенда о динозавре» — в общем, живет своей жизнью, за которой безумно интересно наблюдать. Иначе говоря, если вся эта шумиха с инклюзией в искусстве ради чего-то и затевалась, то ради таких вот частных, личных фильмов, в которых недорепрезентованные люди наконец могут поведать свои интимные истории.
Смотреть на Okko, «Кинопоиске», more.tv и Wink