Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Афиша | СБЕР — генеральный партнёр
Москва
26 февраля 2022

7 новых хороших украинских фильмов (и один сериал), которые не покажут в российском прокате

Наталья Серебрякова
Кинокритик из Украины Наталья Серебрякова, не покривив душой, выбрала самые интересные национальные проекты, среди которых оказалось 3 игровых фильма, 4 — документальных и один — интернет-сериал.
Домой
2019, Драма

Нариман Алиев начинал с короткометражек о родном Крыме. Одна из самых удачных его работ «Без тебя» в 2016 году попала на Берлинале. Дебютный же полный метр Алиева показали в Каннах в прошлом году, в секции «Особый взгляд». «Домой» — это роуд-муви, действие которого начинается в Киеве. Крымский татарин Назим погиб на войне. Его отец Мустафа (Ахтем Сейтаблаев), верующий мусульманин, приезжает за телом сына, которого хочет похоронить в Крыму. Он берет с собой младшего сына Алима (Ремзи Билялов), который учится в Киеве, дружит с невестой Назима и учит украинский язык — все эти три обстоятельства отец не одобряет.

Путешествие отца и сына на юг начинается с конфликтов и обоюдных обвинений. Но, как часто бывает в дороге, Мустафа и Алим сблизятся и начнут лучше понимать друг друга. Тем более что в багажнике они везут труп родного человека. Фильм закончится трагично. Это настоящая драма, которая может довести некоторых зрителей до слез. В Каннах картину приняли хорошо, но настоящий триумф ждал Алиева на Украине: на Одесском кинофестивале «Домой» получил Гран-при, а на прошедшей недавно национальной премии «Золота дзиґа» — приз за режиссуру. И это неудивительно, Нариман Алиев хоть и молодой, но подкованный режиссер, вдохновляющийся работами Нури Бильге Джейлана и Терренса Малика. Много общего у «Домой» с картиной «Возвращение» Андрея Звягинцева. Несмотря на то, что события в фильме — это эхо войны, Алиев стремится избегать каких-то политических суждений (хотя в картине есть и неоднозначные сцены со взятками в морге, с пожаром на таможне). Нариман из тех режиссеров, которые, сами того не осознавая, являются проводниками в суровый патриархальный мир с его кодексом чести.

Мои мысли тихие
2019, Трагикомедия

Еще один фильм — триумфатор всевозможных украинских премий и тоже дебют. Режиссер родом из Ужгорода, Антонио Лукич снял фильм о путешествии мамы с сыном, но только не драму, а комедию. Ну а если точнее — драмеди. Главный герой фильма, звукорежиссер Вадим (Андрей Лидаговский), хочет вылечить зубы. Как раз тут ему подворачивается выгодное дело — записать звуки животных и птиц для канадского разработчика компьютерной игры «Ноев ковчег». Так Вадиму приходит мысль не только заработать денег, но также и уехать в Канаду на ПМЖ. Вот только в Ужгороде у него живет мама Галя (Ирма Витовская-Ванца), которая никак не может найти себе подходящего мужчину, а стареть в одиночестве ей не очень хочется. Вадим и Галя едут в Закарпатье, мама — принять термальные ванны, сын — найти уникального раховского крыжня, утку, голос которой особенно ценен. Сам Антонио Лукич иронично называет свой фильм «первой смешной украинской комедией» — и такая формулировка оправдывает себя: фильм получил кучу наград (четыре приза ОМКФ и четыре премии «Золота дзиґа») и заработал в прокате какую-то невиданную сумму. Лукич — режиссер-интеллектуал и обладатель не только странного хорватского имени, но и хорошего кинематографического вкуса. Он любит «Новый Голливуд» и досконально следит за каждой деталью в собственном фильме, кропотливо составляя саундтрек, заботясь о том, чтоб животные произносили свойственные им звуки, да и вообще, чтобы все придуманные им идеи слились в один мощный замысел.

Вулкан
2018, Трагикомедия

Режиссер Роман Бондарчук известен на Украине еще с нулевых благодаря ряду музыкальных клипов и серии короткометражек, а также как арт-директор кинофестиваля Docudays UA. Но настоящая известность к нему пришла в 2014 году с документальным фильмом «Украинские шерифы», выдвинутым на «Оскар». Картина рассказывает о том, как пара односельчан на Херсонщине фактически берет на себя функции местной полиции из-за ее отсутствия. Следующей заметной работой стал также документальный фильм «Dixie Land» о детском оркестре. Игровой «Вулкан» — последний на сегодня фильм Бондарчука, снятый опять в Херсонской области (на родине автора). По сюжету переводчик Лукас (его играет известный на Украине звукорежиссер Сергей Степанский) работает в ОБСЕ. Но он теряет машину с коллегами и после нескольких странных совпадений оказывается в южном городе Бериславе. Вначале Лукас попадает в сельское общежитие, где у него крадут пиджак с документами и телефоном. Там же он встречает красивую местную девушку Марушку, которая ведет его к себе домой. Лукас знакомится с отцом девушки — Вовой, который учит его премудростям деревенской жизни. Так столичный житель Лукас сталкивается с совершенно новой для себя вселенной, в которой жизнь кажется полностью оторванной от любого привычного уклада. Кажется, что всякое движение в Бериславе остановилось с концом советской эпохи, пережитки которой то и дело встречаются то тут, то там. Лукас и Марушка влюбляются друг в друга, однако на пути к их счастью стоит нечто большее, чем фигура отца. Роман Бондарчук — большой романтик, который поэтизирует почти каждый кадр, снятый в украинской степи.

Режиссерка Надежда Парфан — основательница кинофестиваля в Славутиче «86», который проходил несколько лет подряд как раз в мае на территории, близкой к Чернобыльской зоне. Также со своим партнером Ильей Гладштейном Парфан создала собственную прокатную организацию, а потом и онлайн-платформу Takflix. Документальный фильм с длинным названием «Поет Ивано-Франковсктеплокоммунэнерго» — ее полнометражный дебют, завоевавший множество призов на международных кинофестивалях, а также получивший «Золоту дзиґу». Фильм вышел трагикомическим. Работа над лентой длилась три года, из них два занял съемочный процесс. Картину Парфан посвятила своей семье (она родом из Ивано-Франковска). Главный герой Иван Васильевич много лет возглавляет профсоюз коммунального предприятия Ивано-Франковсктеплокоммунэнерго. Но его настоящее увлечение — профсоюзный хор, в котором поют диспетчеры, ремонтники, слесари, бухгалтеры и другие сотрудники предприятия. Председатель профсоюза гордится творческими достижениями коммунальщиков: «Главное, чтобы люди какое-то утешение имели. Чтобы не только работа, домашние хлопоты, семейные. А чтобы что-то для души было». Но отопительный сезон вносит правки в график репетиций. Коллектив пытается исправить устаревшие коммуникации, пока разгневанные потребители звонят на горячую линию.

Режиссер: Надежда Парфан

Ирина Цилык стремительно ворвалась в украинский мир кинематографа буквально в этом году, получив в январе приз на американском кинофестивале «Сандэнс» как лучший режиссер за свой дебют «Земля голубая, будто апельсин». А на днях она стала победительницей кинофестиваля Docudays UA, проходившем в этом году онлайн из-за пандемии коронавируса. Ее герои — многодетная семья из Красногоровки Донецкой области. Мама Анна и ее четверо детей живут в зоне военных действий. Картина начинается кадром, когда вражеским снарядом у соседей сносит полдома. Семья, которую выбрала Цилык, непростая: они сами снимают фильм о своей жизни. Старшая дочка Мирослава готовится поступить в киевский вуз на оператора. Поэтому вся родственники по вечерам, закутавшись в пледы, смотрит Дзигу Вертова. Мама — лучшая советчица Мирославы и надежная защитница. Поскольку она воспитывает своих детей одна, то она во всем помогает каждому, при этом выполняя самую тяжелую мужскую работу по дому — например, прочищает дымоход и обеспечивает дом углем. Когда наступает лето, Анна отправляется вместе с Мирославой в Киев, где под дверью института ждет новостей о поступлении дочери. «Земля голубая, будто апельсин» — это строчка из Элюара, и она как бы косвенно говорит обо всей абсурдности жизни, которая происходит в красной военной зоне. Дети Анны пытаются осмыслить все с ними происходящее во время войны, и выводы из этого можно сделать трагические. Фильм Цилык — это роман взросления и воспитания.

Режиссер: Ирина Цилык
Зарваница
Документальный

Еще один интересный документальный фильм, снятый дуэтом киевских режиссеров Яремой Малащуком и Романом Химеем. Он рассказывает о паломничестве украинских христиан в Зарваницу — святое место, которое, по легенде, в XIII веке посетила сама Дева Мария. Примерно сотня разношерстных верующих держит путь в Тернопольскую область, где расположен этот религиозно-туристический комплекс. Химей и Малащук в дороге показывают зрителям различные портреты: священника Ивана, мальчика Максима, фотографа, бабушки, встречающей свое 80-летие в пути к святыням. Кажется, что в фильме ничего не происходит, однако ближе к финалу каждый из паломников видит лики ангелов в очертаниях камней. А в конце небо озаряет летняя гроза, которая как будто смывает все грехи с многострадального украинского народа. Химей и Малащук являются участниками группировки молодых украинских режиссеров СУК. В фильме есть эпизод, когда они сами появляются в кадре, точно так же, как и их продюсер Валерия Сочивец — известная фигура в современном национальном кинематографе.

Режиссер: Ярема Малащук

Оксана Карпович несколько лет назад эмигрировала в Канаду, где обучалась в киношколе. Там она и сняла свои первые короткометражные работы, которые были как бы мостиком между украинской диаспорой и реальными украинцами. В одно из своих посещений родины Карпович сняла дебютный полнометражный документальный фильм «Не волнуйся, двери откроются». Названием картина как будто отсылает к Гасу Ван Сэнту, но на самом деле рассказывает о пассажирах пригородных электричек. Фильм начинается ночным кадром: жители поселка в потемках идут на утреннюю электричку. Затем Карпович переходит к серии портретов и жизненных ситуаций. В рефлексии ее героев скрыто очень многое — от тяжелых реалий экономической ситуации в Украине до военного наследия. Кто-то рассказывает о том, как в перестроечное время начал продавать газеты (хотя и стыдно было) и делает это по сей день. Кто-то исповедуется в трубку мобильного телефона о том, почему не пошел на войну. Полная картина этого масштабного социального исследования — разочарование украинцев в жизни. Но сквозь эти жалобы звучит и надежда на лучшее.

Вооружены и опасны
2019, Короткометражный

Микола Ридный — художник, скульптор и режиссер, который постоянно ищет новые формы в кинематографе. Его сериал «Вооружены и опасны» вначале создавался как интернет-проект (первые четыре серии Ридный снял сам), а позже перерос в масштабный омнибус молодых украинских режиссеров. Это беспрецедентный случай, когда под крышей одной идеи собралось с десяток авторов, в том числе Станислав Битюцкий, Александр Телюк, Сашко Протяг, Оксана Казьмина, каждый из которых снял серию, посвященную милитаризации украинского общества в последние годы. При создании серий широко использовались записи VHS из начала 2000-х, а также хроники послевоенного Луганска. Сам Микола Ридный так рассказал о своих вдохновениях в интервью изданию Colta: «Если говорить о влиянии, то это большой спектр интересных мне авторов: от Криса Маркера до Райана Трекартина, от Питера Уоткинса до Хито Стейерл. Недавно я посмотрел фильм Желимира Жилника «Мраморная задница». Там мир войны на Балканах сталкивается с миром белградской квир-тусовки. Мне кажется, подобное невозможно сегодня ни в украинском, ни тем более в российском кино. Все боятся критиковать национализм, только если это не национализм под флагом внешнего врага».

Смотреть

Скидки, подарки, акции и другие новости, которые приятно узнавать первыми, — в наших социальных сетях

Подборки Афиши
Все