Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Афиша | СБЕР — генеральный партнёр
Москва
16 ноября 2022

Почему «Фантастические твари» не взлетели, как «Гарри Поттер»?

Евгений Ткачёв
Студия Warner Bros., судя по всему, собирается закрыть свою магическую фрашизу «Фантастические твари». Ну что же, все к этому шло. Так, третья часть, «Тайны Дамблдора», не могла похвастаться ни высокими сборами, ни хорошими отзывами критиков и зрителей. Рассказываем, почему третья часть делает так же больно, как заклинание «Круцио».

Должен признаться, что, в отличие от Зинаиды Пронченко, которая с хейтерским сладострастием разнесла «Тайны Дамблдора» на «Афише Daily», я являюсь фанатом «Гарри Поттера», то есть лицом изначально предвзятым. Я люблю волшебный мир Джоан Роулинг и тех, кто в нем обитает, но также я работаю кинокритиком, поэтому не могу закрывать глаза на проблемы «Фантастических тварей», которые в третьей части уже прут из всех щелей. Поэтому интересно разобраться — как так получилось? Почему перспективная франшиза ушла в крутое пике и уже, видимо, не сможет набрать высоту? Мне кажется, на это, как пелось в одной известной песне, есть пять причин.

Первая причина: Роулинг повторяется. На самом деле «Твари» — это не приквел поттерианы, а та же самая поттериана, ее костюмированный ремейк, поданный под другим соусом. Вместо подростков — взрослые маги (которые, впрочем, ведут себя как дети). Вместо уроков зельеварения в «Хогвартсе» — изучение волшебной фауны в полевых условиях. Вместо старой доброй Англии — бутлегеровская Америка, хемингуэевская Франция и протонацистская Германия. Вместо Волан-де-Морта — томно-импозантный злодей Грин-де-Вальд. Но в основе истории — все тот же генезис фашизма. Не то чтобы эта тема стала как-то менее актуальна — наоборот, в желании чистокровных магов устроить геноцид грязнокровок видится что-то страшно злободневное. Однако в этот раз Роулинг прибегает к каким-то совсем уж лобовым метафорам, когда в «Тайнах Дамблдора» переносит действие в Германию 1930-х годов. Волан-де-Морт был изящной имитацией Гитлера, а Грин-де-Вальда с минуты на минуту объявят настоящим магическим фюрером. В ритуальном повторении сюжета можно было бы усмотреть метафору того, что история ходит кругами, но тут она подана настолько прямолинейно, что остается только согласиться с авторами и посетовать на то, как кондово эта идея была реализована.

Вторая причина: плохой сценарий. На третьей части стало очевидно, что Роулинг — писательница, а не сценаристка. Она не владеет искусством киношного сторителлинга, который отличается от книжного так же, как кино отличается от литературы (не спасло ситуацию и то, что на «Тайнах Дамблдора» ей помогал сценарист поттерианы Стивен Кловс). Отличительная особенность сюжетов «Фантастических тварей и где они обитают» и «Преступлений Грин-де-Вальда» заключается в том, что они моментально выветриваются из памяти. Возможно, потому что в этих фильмах не произошло ничего особенно важного. Как, собственно, и в «Тайнах Дамблдора». Ну правда, в отличие от насыщенной событиями поттерианы, сюжет «Тварей» можно пересказать в двух словах. Это, однако, не означает, что вокруг сюжетной прокрастинации нельзя выстроить свой уютный мир. Можно, и это доказали первые два сезона «Лучше звоните Солу». Но для этого нужно населить свой выдуманный мир обаятельными персонажами. А вот с этим у «Тварей» серьезная проблема. 

И тут мы подходим к третьей причине: скучным героям. Ньют, Якоб и Тина — это не Гарри, Рон и Гермиона. За их приключениями просто неинтересно следить. В первую очередь потому, что им не придумали ярких характеров, захватывающей сюжетной арки, внутреннего конфликта. Ньют — человек без свойств, а отсутствие Тины в «Тайнах Дамблдора», кажется, вообще никто не заметил. Что-то наподобие внутреннего конфликта есть у Якоба (магл пытается не растеряться в мире магов), но и он не доделан до конца. Видимо, авторы и сами это понимают, поэтому главными героями третьей части сделали Дамблдора и его возлюбленного Грин-де-Вальда, которых различные устремления развели по разные стороны баррикад. Однако проблема в том, что история их сложных взаимоотношений заявлена, но не показана. Большую часть фильма Дамблдор грустно смотрит либо на собеседника, либо в стену — так драма, конечно, не делается.

Четвертая причина: отвратительная режиссура. То, что Дэвид Йейтс — посредственный постановщик, было понятно еще на поттериане. Он такой же, как и Ньют, человек без свойств. Удобный режиссер без ярко выраженного авторского видения, который пришел во франшизу, когда она достигла экватора, — и перед которым стояла нехитрая задача проиллюстрировать оставшиеся три части «Гарри Поттера» («Орден Феникса», «Принц-полукровка» и «Дары смерти», 1-я и 2-я части), что он и сделал. Однако сага про мальчика, который выжил, настолько хорошая литература, что испортить ее смог бы только совсем уж бездарь. В поттериане Йейтс со своей миссией худо-бедно справился. А вот с «Тварями» начались проблемы. Дело в том, что в основе новой франшизы нет книжек, если не считать зоологический учебник «Фантастические твари» Ньюта Саламандера, написанный Роулинг. Думается, что Дэвид Финчер смог бы поставить и такой бестиарий (экранизировал же он полицейские протоколы в «Зодиаке»). А вот Йейтс без хороших книжек не справился. Особенно отчетливо режиссерская беспомощность видна в «Тайнах Дамблдора». Ахилессова пята Йейтса — это статичные мизансцены. Он просто не умеет снимать разговоры в динамике, из которых на 70% состоит фильм. Из-за этого картина превращается в невероятно утомительное, мучительное зрелище.  

Пятая причина: отсутствие перспектив. Несмотря на то что третья часть ставит определенную точку в отношениях Дамблдора и Грин-де-Вальда, фильм все равно оставляет задел на продолжение. Только вот непонятно, зачем оно нужно. В отличие от «Гарри Поттера», «Фантастические твари» — это не история взросления. В поттериане каждая книга (и фильм), кроме заключительной, открывалась новым учебным годом в «Хогвартсе». В «Тварях» нет такой жесткой структуры, поэтому и закончиться они могут в любой момент. И уж лучше бы они закончились на «Тайнах Дамблдора», а не продолжали бы мучить нас и дальше, как заклятие «Круцио».

Смотреть на HBO Max

Скидки, подарки, акции и другие новости, которые приятно узнавать первыми, — в наших социальных сетях

Подборки Афиши
Все