Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Афиша | СБЕР — генеральный партнёр
Москва
12 декабря 2020

ММКФ-2020: каким получился последний фильм Ким Ки Дука, снятый в Казахстане?

Евгений Ткачёв
Две неожиданные находки 42-го Московского международного кинофестиваля — португальская постколониальная драма «Москит» и новый фильм корейского мэтра Ким Ки Дука «Растворяться».
Москит
2020, Драма

Второй фильм перспективного португальского режиссера Жуана Нуну Пинту («Америка»), который в этом году участвовал в Роттердамском кинофестивале (что чувствуется — там любят такой медитативный экстрим). Сам Пинту, к слову, родился в Мозамбике, его дед в 1917 году воевал в Африке, так что можно сказать, что для режиссера эта история во многом автобиографическая. По сюжету во время Первой мировой войны молодой солдат Закариаш (Жуан Нуниш Монтейру) вместе со своей ротой высаживается в Мозамбике, где ему предстоит защищать португальскую колонию от немцев (сноска для понимания контекста: страна-банкрот Португалия в то время воевала сразу на трех фронтах — во Франции, Анголе и Германии). Однако Закариаш довольно быстро отстает от сослуживцев, заболевает малярией и в одиночку отправляется вглубь африканского континента, через мистическую землю Макуа. Весь фильм — это такой экзистенциальный бэд-трип, в котором галлюцинации невозможно отличить от яви, совсем как в «Мертвеце» Джима Джармуша. Так же, как и герой Джонни Деппа, Закариаш тоже все время балансирует на грани между жизнью и смертью, при этом, несмотря на то, что формально «Москит» — «медленное кино», для созерцательного зрелища он снят довольно бодро и даже увлекательно, а в нескольких моментах и вовсе по-настоящему захватывающе. Что касается мэсседжа картины, то это постколониальное высказывание, призывающее переосмыслить владычество европейцев в Африке, строящееся на угнетении местного населения, а также найти актуальное нынче средство от исторической амнезии.

Главный курьез 42-го Московского международного кинофестиваля. Ставший персоной нон грата в Южной Корее после обвинений в серии сексуальных домогательств, прославленный режиссер Ким Ки Дук нашел себе пристанище в России (ну а с другой стороны, где ему его еще искать?). В прошлом году он часто мелькал на российском телевидении, возглавил жюри ММКФ, а в этом — представил в основном конкурсе свою новую картину «Растворяться», снятую в Казахстане на русском языке. И это, конечно, что-то невероятное. Если говорить на языке хай-концепта, то это «Бойцовский клуб», который встречает «Малхолланд-драйв» и бразильский сериал «Секрет тропиканки» (помните Рут и Ракел?) в Алма-Ате. Скромная девушка Дин (Динара Жумагалиева, также продюсерка картины), устав терпеть постоянный контроль со стороны своей семьи (и — особенно — токсичного брата), встречает свою полную противоположность: распутную двойницу Дин-2 (тоже Динара Жумагалиева). Та стремится увлечь ее в мир порока — с печальными, как это всегда бывает у Ким Ки Дука, последствиями. Самое важное, что вы должны знать про это кино: это абсолютно любительская постановка, похожая на самодельное творчество белорусского треш-режиссера и писателя Владимира Козлова («Десятка», «Кожа», «Аномия», «Как мы захотим»). Актеры (актеры ли?) играют из рук вон плохо, старается разве что только Жумагалиева, снято все в естественных условиях на какую-то дешевенькую цифру и по большей части похоже на адское хоум-видео. Впрочем, любительский уровень постановки не должен отвлекать от «величия» ким-ки-дуковского замысла — в чем бы он ни заключался.

Скидки, подарки, акции и другие новости, которые приятно узнавать первыми, — в наших социальных сетях

Подборки Афиши
Все