Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Москва
24 декабря 2018

Лучшие боевики 2018 года

Евгений Ткачёв, Арсений Омельченко
Жанр боевика сейчас переживает не лучшие годы. Его вытеснили кинокомиксы — и даже Дэвид Лейтч, режиссер «Джона Уика» и «Взрывной блондинки» — главных событий в жанре экшена за последнее время, в этом году отметился фильмом по мотивам комиксов: «Дэдпулом-2». Тем не менее, несмотря на то что 2018-й обошелся без жанровых откровений, а панегирик жанру собирается отслужить документалка «В поисках последних героев боевиков», «Афиша» все-таки нашла пятнадцать приличных экшен-фильмов. Сразу предупредим, что это не шедевры, а маленькие радости для истинных поклонников жанра.

Первый сиквел в карьере Антуана Фукуа и Дензела Вашингтона — еще мрачнее, еще злее, чем оригинал, который, к слову, был основан на одноименном сериале. Это жестокосердная криминальная драма, которая опровергает известное высказывание Лейбница: мы живем не в лучшем, а в худшем из возможных миров. Чтобы сделать его более выносимым, на дело выходит бывший цэрэушник Роберт МакКол (Дензел Вашингтон) — тот самый великий уравнитель, который, теряя друзей и близких, побеждает зло: пусть не нокаутом, а по очкам. В продолжении ему предстоит отомстить за свою единственную подругу Сюзи (Мелисса Лео), а заодно вернуться домой и расквитаться с демонами прошлого. Мрачное, беспросветное и очень красивое кино, в котором Фукуа не чурается жирных метафор наподобие очищающего дождя и отражений — как зеркальных, так и тех, что видны в глазах смотрящего.

Сиквел «Sicario», который долбит по мозгам не хуже оригинала. И хотя в продолжении востребованный сценарист Тейлор Шеридан («Ветреная река») не придумал такого же изящного формалистского хода, как в первой части (то, что мы видим происходящие события глазами постороннего наблюдателя — героини Эмили Блант), второй «Убийца» все равно выезжает на басах и густо замешенном саспенсе. К слову, в прологе картина задает такую планку жестокости (сцена со смертниками в супермаркете), что потом ей с трудом удается ее держать. И несмотря на то что в фильме происходит ожидаемое очеловечивание цэрэушника Мэтта Грейвера (Джош Бролин) и наемного убийцы Алехандро (Бенисио Дель Торо), рассказ все равно продолжает строиться на сюжетных обманках. Сначала мы думаем, что это будет история о том, как сикарио обретает дочь, а выясниться, что она о том, как он обретает ученика. Сначала мы думаем, что его ждет финал в духе античной трагедии, а заканчивается все клиффхэнгером — мостиком к третьей части.

Лукас
2018, Боевик

Француз Жульен Леклерк снимает сухие и недобрые боевики «новой школы»: без стрельбы в полете, взрывающихся самолетов и бессмертных героев. В сюжете и боевых сценах здесь задает тон простота и суровый реализм. Взять на главную роль постаревшего и заматеревшего как в физическом, так и в актерском плане Жан-Клода Ван Дамма — ход смелый, но, безусловно, блестящий. Здесь все работает на контрасте: вместо мести злодеям — финансовые проблемы, вместо адреналинового гнева — упертая усталость, вместо вертушек и прыжков — кулаки и колени. Адреналин накрывает здесь не от головокружительных погонь и акробатики, а от почти физического переживания вместе с героем каждого удара, полученного от судьбы или очередного мордоворота. Для самого Ван Дамма и его повзрослевших фанатов — это уникальная возможность открыть новую страницу в более чем тридцатилетних отношениях. А для молодежи, которая увидит актера впервые, — отличный урок уважения к старшим.

С Брюсом Уиллисом давно не было хорошего кино. Ремейк «Жажды смерти» в постановке Илая Рота — приятное исключение. Изначально фильм должен был снимать Джо Карнахан («Козырные тузы», «Команда «А»), но что-то пошло не так. Однако от него остался сценарий, который Рот ловко воплотил в жизнь. Прелесть новой «Жажды смерти» в том, что она не лишена постмодернистской иронии. Снимать на голубом глазу кино про месть в 2018 году невозможно, особенно учитывая то, что оригинальная серия фильмов в какой-то момент превратилась в пародию на саму себя: сначала Чарлз Бронсон мстил за свою жену и дочь, потом — за экономку, однополчанина, дочь подруги, свою новую возлюбленную. Ремейк с Уиллисом возвращается к истокам — но его сила в издевательской интонации и отсутствие психологизма: он ни на секунду не дает забыть, что, несмотря на льющуюся через край кровь, все как бы понарошку.

Перехайпленная часть многострадальной серии получила от критиков титул лучшего экшен-фильма этого года. Но не стоит верить ни оголтелым фанатам, ни хейтерам картины — новые приключения Итана Ханта определенно удались, но гениальными их точно не назовешь. Том Круз снова (без жертв среди гражданских) спасает человечество, так что все сравнения с «Темным рыцарем» оказываются надуманными. Кроме того, «Последствия» — самая семейная часть франшизы. Раньше Итан Хант мог разбрасываться возлюбленными и партнерами, а после пятидесяти окончательно утвердился в том, что семья — это главное. И есть что-то глубоко символичное в том, что «Миссия», начинавшаяся как ответ бондиане, в итоге заканчивается как «Форсаж».

6.2
Красный воробей
2018, Детектив

Бесстыжая клюква, которую стоило бы заклеймить как недоразумение в духе «Хитмэна», если бы Фрэнсис Лоренс («Константин: Повелитель тьмы», «Я — легенда!») был плохим режиссером, а это не так. Даже на таком спорном материале он умудрился снять неплохое кино про племянницу условного Путина (Маттиас Схунартс), которой предстоит стать смертельным оружием в руках русской службы внешней разведки. Эту барышню (в прошлом — приму балета) играет Дженнифер Лоуренс, для которой фильм стал своего рода терапией после слитых в сеть фото ню. В «Воробье» ей тоже приходится много обнажаться, потому что Лоренс на этот раз снимает не «Голодные», а «Шпионские игры», в которых многое решается через телесный контакт: например, чтобы довериться цэрэушнику (Джоэл Эджертон), героине Лоуренс обязательно надо с ним переспать. Собственно, об этом весь «Воробей»: о том, как в физиологичном, построенном на доминировании и подчинении мире легко потерять душу.

Дикий
2018, Боевик

На фоне «Аквамена» в этом году как-то затерялся недурной боевик с Джейсоном Момоа, в котором он дает Стивена Сигала в лучшие годы (ближайшие референсы — «Смерти вопреки» и «Зона смертельной опасности»). По сюжету Момоа вместе со страдающим от деменции отцом (Стивен Лэнг) держит оборону в заснеженной лесной хижине, где по случайности оказался товар наркоторговцев. В бой идет все, а кино ловко лавирует между экшеном и семейной драмой. Это очень камерная и печальная история, во время просмотра которой трудно не проникнуться ее холодным величием.  

В следующем году серия разменяет уже третий десяток, а пару лет назад у «Кикбоксера» случился не триумфальный, но предсказуемый перезапуск. Жан-Клод Ван Дамм повесил перчатки на гвоздь и перешел на тренерскую работу, предоставив махать ногами молодому канадскому каскадеру Алену Мусси.

С этой задачей он справляется неплохо, а вот восполнять недостаток актерской харизмы приходится Ван Дамму, причем для пущего колорита его даже ослепили. Также актерский состав укрепили с помощью медийных личностью наподобие боксера Майка Тайсона, футболиста Роналдиньо и Кристофера Ламберта, который, словно Рейден, зазывает главного героя на смертельную битву. К слову, место противника Мусси занял исландский силач Хафтор Юлиус Бьернссон, известный как Гора из «Игры престолов».

Молодому чемпиону в исполнении Мусси, чтобы одолеть противника, предстоит пройти через изнурительные тренировки и тонны нравоучений от ветеранов, разбавленных самоироничными прибаутками. Пожалуй, эти старческие подколы — лучшее, что есть в фильме. Но и ногами здесь машут вполне достойно: в фильме есть круто снятая одним планом сцена пятиминутной драки в тюрьме, а также финальный бой с Горой, который длится порядка 30 минут.

Роб Коэн — корифей жанра, запустивший такие франшизы с Вином Дизелем, как «Форсаж» и «Три икса», а в девяностые поставивший недурного «Дракона: Рассказ о жизни Брюса Ли», «Сердце дракона» и «Дневной свет», не собирается уходить на покой. Его новый фильм «Ограбление в ураган» рассказывает ровно о том, о чем говорится в названии: об ограблении в ураган (на языке киношников это зовется хай-концептом). Это чрезвычайно глупое, но невероятное драйвовое кино, которое ставит перед собой только одну задачу — развлечь зрителя — и справляется с ней блестяще. Главное — отбросить в сторону снобизм. Тогда можно получить массу удовольствия от восхитительной абсурдности происходящего.

6.4
Небоскреб
2018, Боевик

Довольно наглая затея снять «Крепкий орешек» со Скалой обернулась увлекательным аттракционом, который берет такую высоту, что аж поджилки трясутся. Здание здесь не модель общества (как было в «Высотке»), а метафора непомерных амбиций. Довольно быстро оно и вовсе превратится в поле боя. Герой Дуэйна Джонсона, спасая семью из горящих апартаментов, будет демонстрировать чудеса эквилибристики (и то, что у него не менее крепкие, чем у Брюса Уиллиса, орешки), а режиссер Роусон Маршалл Тербер («Полтора шпиона») красноречиво процитирует знаменитую перестрелку в зеркальной комнате из «Леди из Шанхая». Что тут скажешь: если заимствуете, то заимствуйте с умом!

Пассажир
2018, Боевик

Начатое в «Неизвестном» сотрудничество испанского режиссера Жауме Коллет-Серра и Лиама Нисона продолжается. На их счету четыре совместных фильма — и если в «Воздушном маршале» Нисон разбирался с преступниками на самолете, то в «Пассажире» он это делает уже в поезде. Если следовать логике названия одной известной комедии, следующим средством передвижения, очевидно, будет машина. Что же касается «Пассажира», он традиционно собран по хичкоковским лекалам и всячески старается выглядеть как саспенс на колесах. Несмотря на то, что метод Коллет-Серра потихоньку начинает давать сбои (а сам режиссер повторятся), ему все еще удается снимать захватывающее кино, в котором Нисон застолбил за собой право называться последним героем боевика.

Апгрейд
2018, Боевик

В мире уже давно правят цифровые технологии, однако механик Грей (очень похожий на Тома Харди актер Логан Маршалл-Грин) остается завзятым технофобом — впрочем, только до тех пор, пока банда отморозков не убивает его жену и не калечит его самого. Тогда Грей с помощью вмонтированного ему миллиардером-визионером в сломанный позвоночник чипа начинает жестоко мстить обидчикам. А поскольку чип без умолку болтает и превращается в своего рода альтер эго героя, фильм становится жутко похож на «Венома». Но, в отличие от злого и мрачного кинокомикса с настоящим Томом Харди, он куда изобретательней и умнее его. Это жестокий парафраз «Жажды смерти», в котором аналоговый герой под воздействием обстоятельств понимает, что неплохо быть цифровым.

Дикий микс из «Крепкого орешка» и «Внезапной смерти», в котором снялись Рей Стивенсон, Пирс Броснан и (в главной роли) Дейв Баутиста. По сюжету на лондонском стадионе «Болейн Граунд», где в еврокубке играют «Вест Хэм» и русская команда «Динамо», террористы из Саковии (пишется почти так же, как название выдуманной страны из «Мстителей») готовят теракт — и только герой Баутисты в силах его предотвратить. Режиссер Скотт Манн («Турнир на выживание», «Скорость: Автобус 657») — тезка великого постановщика «Схватки», но с куда более скромными амбициями и умениями. Впрочем, надо отдать ему должное: он с энтузиазмом двигает буксующий жанр боевика, а его кино очень хорошо отражает общую температуру по больнице. Ведь «Окончательный счет» интересен не только в киношном, но и в социологическом плане: он наглядно показывает, что русские снова превратились для Запада во врага — причем не в идеологического противника (как в «Красном воробье»), а просто в террористов. И, надо сказать, что эта картина (в отличие от самого боевика — цепкого, бодрого и захватывающего) выглядит довольно удручающе.

Злодейка
2017, Боевик

Корейский мэшап «Никиты» и «Убить Билла» — экшен-мелодрама с сумасшедшей хореографией боев. Когда начинается мелодрама (а она, увы, занимает большую часть картины), кино заметно начинает буксовать, зато фильм открывается и закрывается невероятными, снятыми одним планом боевыми сценами — и это, надо признать, новое слово в жанре. Режиссер Чон Пен Гил говорит, что постарался сделать их ни на что не похожими. И у него это получилось. Такого вы еще не видели!

Четвертая часть «Судной ночи» оказалась приквелом, хотя приквелом должна была быть еще третья серия, но там вмешались американские выборы. Авторы фильма не могли не высказаться по поводу противостояния Дональда Трампа и Хиллари Клитон, так как в первую очередь «Судная ночь» — это социальная сатира, рассказывающая про то, как в Америке альтернативного будущего раз в год ночью разрешены любые зверства. При создании этого сюжета режиссер Джеймс ДеМонако несомненно вдохновлялся Джоном Карпентером. Чтобы сравнения с Карпентером не выглядели досужими домыслами, стоит сказать, что ДеМонако писал ремейк карпентеровского «Нападения на 13-й участок», а свою трилогию концептуально выстроил следующим образом. Первая часть — это «Участок», вторая — «Побег из Нью-Йорка», а третья — «Побег из Лос-Анджелеса». В четвертой части он покинул режиссерское кресло, ограничившись лишь сценарными полномочиями, и это сильно чувствуется. Сатира скатилась в хоррор-боевик очень средних достоинств, а история стала изобиловать большим количеством клише — но если говорить о тетралогии в целом (без учета стартовавшего недавно сериала), это была славная охота.

Скидки, подарки, акции и другие новости, которые приятно узнавать первыми, — в наших социальных сетях

Подборки Афиши
Все