Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Афиша | СБЕР — генеральный партнёр
Москва
19 мая 2023

«Киборг», «Немезида» и «Крутые стволы»: фантастика и боевики визионера Альберта Пьюна

Евгений Ткачёв, Василий Говердовский
Сегодня бы исполнилось 70 лет кинорежиссеру Альберту Пьюну, которого не стало в прошлом году. Всю жизнь этого гавайца считали трешмейкером, а он на самом деле был трэш-аутером и настоящим визионером, который снимал про крутые стволы и киборгов (хотя он не особо интересовался киборгами; просто, как говорил сам художник, постапокалиптические истории давали ему возможность снимать фильмы с очень небольшими бюджетами и исследовать идеи, которые он действительно хотел исследовать, даже если они были противоречивыми). В память о режиссере, среди учеников которого был, например, Чад Стахелски (автор боевиковой франшизы «Джон Уик») редакторы «Афиши» Евгений Ткачёв и Василий Говердовский вспомнили его самые главные (и не слишком главные) работы.
Меч и колдун
1982, Боевик

Тщеславный король Кромвел (восхитительно злодейский Ричард Линч) воскрешает злобного колдуна Зушу (Ричард Молл), чтобы с его помощью поработить неприступное королевство Эдан. Ему это удается, но наследник трона, принц Талон, ускользает из рук узурпатора. Повзрослев, он становится брутальным наемником (Ли Хорсли), который однажды наносит визит в родные края, чтобы поквитаться с Кромвелом.

Свой дебютный фильм Альберт Пьюн придумал вместе с Томом Карновски и Джоном В.Стакмейером. Молодые и горячие, они написали сценарий и заранее продумали всю раскадровку в надежде, что их энтузиазм покорит голливудские холмы. Так и произошло, но не сразу: продюсеры долго отказывали троице, пока на свет не появился «Экскалибур» Джона Бурмана, после успеха которого Голливуд принялся эксплуатировать подземелья и драконов. Только в 1982 году появилось сразу три культовых фэнтези-фильма: «Конан-варвар» Джона Миллиуса, «Повелитель зверей» Дона Коскарелли — и «Меч и колдун» Пьюна.

Несмотря на огромный зрительский успех (бюджет 4 млн долларов, сборы — 39), критики фильм уничтожили — и было за что. Обычно добрый Роджер Эберт влепил «Мечу и колдуну» ползвезды и посвятил ему фразу, которой можно охарактеризовать все творчество Пьюна: «Фильм выглядит потрясающе, но я не уверен, что смогу пройти тест на понимание сюжета. Может, это и не важно». Действительно, разобраться в хитросплетениях фильма с первого просмотра невозможно. В своем неуемном желании сделать материал категории «Б» интереснее, чем он того заслуживает, Пьюн превратил «Меч и колдуна» в многофигурную «Игру престолов», в которой слишком много имен, слишком много лиц и слишком много мотиваций.

Но это и неважно. Сценарная избыточность фильма создает иллюзию живого мира, а его энергией, характерной для фэнтези-книжки в мягкой обложке, можно запустить ракету в космос. По большей части картина страшно устарела — особенно в своем сексизме и постановке боев — но в ней чувствуются ярость и страсть одаренного автора. Смотреть на поэтичный в своей эпичности момент в финале, когда Талон в слоу-мо раскидывает королевскую стражу, — все равно что наблюдать за тем, как Артур вытащил меч из камня: мальчик стал режиссером.

В.Г.

Несмотря на то что на финальных титрах «Меча и колдуна» было написано «Смотрите новые приключения Талона в фильме „Сказки о древней империи“ очень скоро», продолжения пришлось ждать долгие 28 лет. Надо ли говорить, что сиквел, состоящий из нескольких историй, и близко не вызвал того же хайпа, что и оригинал. Выйдя сразу на DVD, он и не мог претендовать на что-то большее. Дешевые спецэффекты (а где-то совсем векторная графика) и сумбурный сюжет делали просмотр фильма непростым занятием. И хотя в продолжении к своей роли вернулся Ли Хорсли, солировали там Кевин Сорбо из «Удивительных странствий Геракла», Майкл Паре и несколько сногсшибательных моделей.

Е.Т.

«Радиоактивные грезы» не собрали в прокате столько же, сколько «Меч и колдун» (он так и остался самым кассовым фильмом Пьюна), но окупились, а в плане выдумки получились намного изобретательнее героического фэнтези. Все дело в том, что «Грезы» — жанровый эксперимент. Постапокалиптический нуар, в котором «Безумный Макс» встречает детективы Реймонда Чандлера про Филипа Марлоу, Микки Спиллейна про Майка Хаммера и Дэшила Хэмметта про Сэма Спейда. Собственно, главных героев зовут Филип Чандлер (Джон Стокуэлл) и Марлоу Хэмметт (Майкл Дудикофф). Всю свою жизнь они просидели в подземном бункере, потому что в 1993 году случилась ядерная война, а их отцы — Спейд Чандлер (Джордж Кеннеди) и Дэш Хэмметт (Дон Мюррей) — однажды ушли и не вернулись. И вот, на дворе 2010 год, главные герои переживает пубертатный период и, по сути, спермотоксикоз, поэтому, нахлобучив шляпы и надев пиджаки, выбираются на поверхность, где сразу же влипают в сложносочиненную интригу с участием роковых женщин и ядерного ключа.

Даже удивительно, что Пьюн, фильмы которого славятся сильными женщинами (культуристками, кикбоксершами и гимнастками), никак не деконструировал мизогинный образ фем-фаталь, который примерят на себя сразу две актрисы — Лиза Блант и Мишель Литтл, в которых влюбляются главные герои. Впрочем, одна из них в итоге исправляется, а Пьюн с первых минут дает понять, что экспериментирует не только с жанром, но и с формой. Как только Чандлер и Хэмметт вылезают из бункера, у экрана меняется расширение: экран становится больше. Фильм идет всего полтора часа и, как это часто бывает у Пьюна, выглядит эскизом чего-то большего. Этим, к слову, грешит большинство работ гавайца, которые смотрятся как растянутые до полного метра короткометражки. Впрочем, в «Грезах» режиссерских находок хватает (чего только стоят два малолетних гангстера, косящих под Элвиса!). Картина получила награду «Золотой ворон» на Брюссельском международном фестивале фантастических фильмов и стала золотым стандартном экономной пьюновской режиссуры.

Практически мюзикл, как будто бы снятый на оставшиеся от «Радиоактивных грез» деньги. Менеджер девичьей панк-группы ищет новую солистку — и находит! Тогда коллектив (у всех девушек, конечно, невероятная восьмидесятническая «химия» на голове) летит на космическом корабле, чтобы выступить в клубе (!) «Радиоактивные грезы», но попадает в метеоритный дождь и совершает вынужденную посадку на постапокалиптической планете, населенной, как и в предыдущем фильме Пьюна, мутантами. Дальше начинается слешер: девушки противостоят проникшему на их корабль мутанту, словно Чужому.

Подростковый сайфай, сейчас главным образом ассоциирующийся с сериалом «Очень странные дела» и женящий жюльверновское «Путешествие к центру Земли» с «Алисой в Стране чудес». Несуразная девушка с очень неприятным голосом (Кэти Айрленд) узнает, что ее отец (ученый и практически Индиана Джонс) пропал в Африке. Она отправляется на его поиски — и попадает в подземную Атлантиду! У фильма есть сиквел под названием (а-ха-ха) «Путешествие к центру Земли», но эта картина изначально не задумывалась как продолжение. Расти Леморанд снимал свое кино, однако работа над фильмом была остановлена, когда тот был готов примерно наполовину. Через два года Пьюн был нанят, чтобы завершить фильм: он позвал Айрленд и сделал своего рода сиквел «Инопланетянки».

«Кошмар на улице Вязов» встречает «Трон» в виртуальной реальности. Final girl в духе Нэнси Томпсон (Меган Уорд, звезда сериала «Темные небеса») противостоит компьютерному монстру, который высасывает жизнь из подростков, играющих в видеоигру «Аркада». Наивные спецэффекты, молодой Сет Грин, несуразный злодей — сейчас таким, конечно, не напугаешь. Даже сделанное на том же вайбе «Кошмара» «Поколение Икс» выглядит страшнее, но как эксперимент «Аркада» имеет право на жизнь.

Один из лучших фантастических боевиков Пьюна, похожий на другой отличный фильм «Считаные секунды». В зараженном Бостоне 2007 года несколько полицейских (солируют Наташа Хенстридж и Кристофер Ламберт) сражаются с убийцей-мутантом, скрывающимся в темноте тоннелей и вентиляционных шахт. Крипово и очень драйвово.

Е.Т.

Режиссер: Альберт Пьюн
6.3
Киборг
1989, Боевик

Постапокалиптическое будущее. Одинокий странник-пращник Гибсон Рикенбакер (Жан-Клод Ван Дамм) случайно встречает девушку-киборга Перл Профет (Дейл Хэддон) — она знает секрет вакцины от чумы, выкосившей большую часть человечества. Не успевает Гибсон хотя бы раз продемонстрировать свою каратешную растяжку, как Перл похищает банда пиратов-каннибалов во главе с психопатом Фендером Тремоло (Винсент Клин).

Пьюн задумал «Киборга» как хеви-метал-оперу, и это сразу объясняет, почему герои названы в честь гитар, барабанов и синтезаторов. Жаль только, что у Пьюна не получилось собрать группу по своему желанию. Идею сделать фильм черно-белым отбрили продюсеры, а тестовые показы «Киборга» были настолько печальны, что за ножницы пришлось взяться Ван Дамму и сценаристу «Кровавого спорта» Шелдону Леттичу. Вместе они собрали того самого «Киборга» — дурацкого и бэшного — которого многие и помнят по временам видеосалонов и видеопрокату. 

Уже позже Пьюн собрал из сохранившихся материалов свой «Снайдеркат» — куда более мрачный и осмысленный вариант фильма. На месте невыразительного саундтрека — лютый альтернативный рок композиторов Джима Саада и Тони Рипаретти, от которого в свое время разболелись головы у продюсеров. Куда четче звучат размышления о ценности мести. Кроме того, из версии Ван Дамма и Леттича испарилось упоминание о том, что злодеи — банда сатанистов. Эта деталь добавила смысла сцене с Ван Даммом на кресте. В режиссерской версии это не только лобовой образ перерождения героя, но и мрачный штрих к мотивации антагонистов. 

К сожалению, на режиссерскую версию без слез не взглянешь. Не вошедший в театральную вариант футаж сохранился только на VHS-кассете, так что «Пьюнокат» сейчас доступен в странной нарезке из очень разного качества видео и звука — это скорее чертеж фильма, чем его полноценное воплощение. Впрочем, если знать, чего именно пытался добиться Пьюн, то осколки его видения можно увидеть и в кинотеатральной версии. Например, тот факт, что Пьюн осмелился превратить брюссельского мускула в избитого лузера, который значительную часть фильма героически бежит от злодеев. Или редкие для американских боевиков того времени проблески художественной изобразительности. И невыразимо печальную атмосферу, где даже финальная победа омрачена смертью.

В.Г.

  • Другие фильмы Альберта Пьюна про киборгов
  • «Рыцари»

Киборги-вампиры (да, бывают и такие!) в постапокалиптических пустошах сосут кровь из людей, пока им не надирает зад отважная девушка Ниа (Кэти Лонг, кикбоксерша и боец MMA, пятикратная чемпионка мира) при поддержке андроида Гавриила (Крис Кристофферсон). В роли главного злодея — Лэнс Хенриксен, который изначально должен был сыграть у Кэмерона терминатора, но не сложилось. В итоге роль доброго робота он исполнил в «Чужих», а тут все-таки сыграл злого киборга.

В 2019 год на ринг все чаще выходят киборги. Чтобы доказать, что люди еще чего-то стоят, боец Ченс О’Брайен (Кит Кук) бросает вызов киборгу Ксао (Гэри Дэниелс, звезда фильмов категории «Б» восьмидесятых-девяностых годов) — проекту корпорации «Сианон». Однако представители компании похищают невесту и тренерку Ченса — Джо (Тина Коут). Турнирный боевик, вышедший за год до «Смертельной битвы». Не самая лучшая репрезентация боевых искусств в кино (кажется, авторы фильма знают о различных стилях не больше зрителей), зато в роли одного из бойцов появляется Чад Стахелски.

Рутгер Хауэр ходит и эффектно мочит киборгов. Больше в этом красивом и холодном фильме, увы, нет ничего примечательного.

Это должен был быть приквел «Киборга». Задел для него Пьюн оставил в расширенной режиссерской версии фильма, когда спустя девять месяцев из временного разлома появляется женщина-киборг. В картине должна была быть рассказана предыстория пращников после того, как чума привела к падению цивилизации, и пираты начали терроризировать выживших. Однако в 2016 году Пьюн заявил, что уходит из кино из-за прогрессирующей деменции, поэтому фильм вряд ли будет завершен и выпущен. Иначе говоря, работа над лентой была заброшена после окончания съемок, но до начала постпродакшена. На данный момент имеется только трейлер.

Е.Т.

Самый, пожалуй, мейнстримный фильм Альберта Пьюна. Так и хочется пошутить, что уже тогда «Марвел» делал ставку не на звездных постановщиков (зачем, если можно сэкономить?), а на инди-режиссеров. Однако «Марвел» имел мало отношения к этой картине. Хотя одним из ее продюсеров числится Стэн Ли, «Капитан Америка» — в первую очередь детище Менахема Голана, крупного израильского кинодельца, активно работавшего в Голливуде с середины семидесятых до середины девяностых (ему принадлежали студии Сannon Group и 21st Century Film Corporation). «Капитан Америка» стоил каких-то 10 млн долларов (для сравнения, вышедший через 20 лет «Первый мститель» обошелся «Диснею» в 140 млн долларов), хотя Пьюну обещали больше денег, просто их не оказалось во время съемок, поэтому режиссер выкручивался, как мог. Помимо этого, фильм нигде толком так и не вышел в прокат. Его премьера на больших экранах состоялась ограниченным количеством копий, а широкое распространение он получил в основном на видео и телевидении. Кстати, если в MCU историю Кэпа размазали по двум фильмам (второй — шпионский триллер «Первый мститель: Другая война» братьев Руссо, из которого потом выросли «Серый человек» и сериал «Цитадель»), то Пьюн уложился не только в одну ленту, но и в полуторачасовой хронометраж. Впрочем, он остался недоволен студийным монтажом — и в 2011-м выпустил режиссерскую версию, в которую вошли 27 удаленных минут.

Что сейчас можно сказать про это кино? Это низкобюджетный, но, безусловно, авторский супергеройский кинокомикс, сценарий которого несколько раз переписывался, пока он не свелся к следующему. Ужаснувшись тому, как итальянские фашисты превратили маленького мальчика Таджио де Сантиса в суперсолдата по прозвищу Красный Череп, ученая Мария Васелли (Карла Кассола) бежит в США, чтобы поделиться с тамошними военными своими научными разработками. Используя их, военные во время Второй мировой создают суперсолдата — Капитана Америку, роль которого на себя примеряет страдающий от полиомиелита Стив Роджерс (Мэтт Сэлинджер, сын писателя Джерома Сэлинджера). Кэп вступает в схватку с Черепом (Скотт Полин), но тот привязывает его к ракете, нацеленной на Белый дом. Роджерсу удается перенаправить ракету на Аляску, где Кэп замерзает во льдах до самых девяностых, а выступивший случайным свидетелем всего этого обычный американский парнишка Том Кимбалл в будущем баллотируется в президенты США (Рони Кокс).

Как бы ни выкручивался Пьюн, экшна в картине не так много, а Мэтт Сэлинджер где-то половину фильма ходит без своего фирменного резинового костюма, в котором ему было невыносимо тяжело сниматься (работа над фильмом велась в Югославии, иногда при температуре +40). Бюджетные ограничения сильно бросаются в глаза, но в итоге работают на руку режиссеру. Вместо супергеройского блокбастера у Пьюна получилась по-настоящему приключенческая, легкая, необременительная и где-то даже фарсовая картина про двух ветхозаветных братьев (Каин, понятно, Череп, а Авель — Кэп) и супергероя, которому приходится приспосабливаться к жизни в новом для себя времени. Так, сердце Роджерса оказывается разбито, после того как его состарившуюся возлюбленную Бернис убивают, зато он сближается с ее смышленой взрослой дочкой Шерон (обеих играет Ким Джиллингем), а президент США тоже в каком-то смысле оказывается Капитаном Америкой. Героем можно быть без суперщита и суперкостюма. 

Е.Т.

На протяжении всей карьеры Пьюн работал с разными продюсерами — Менахеном Голаном, его братом Йорамом Глобусом, Ави Лернером, Стефеном Дж.Фридманом (второй и четвертый «Кикбоксер»), Гари Шмоллером, Джессикой Дж.Бадин, рэпером Айс-Ти и на поздних этапах творчества со своей женой Синтией Курнан, но самое плодотворное сотрудничество у него сложилось с давним другом и соавтором Томом Карновски и создателем хоррор-студии Full Moon Чарлзом Бандом. Банд — это тоже отдельная вселенная. Создатель таких долгоиграющих франшиз, как «Повелитель кукол», их спин-оффа «Демонические игрушки», «Трансеры» и «Зловещий бонг». Он не просто приложил руку к написанию «Кровавого лилипута» (известного также как «Кукольный человек» и «Кукольный полицейский»), но и был соавтором сценария. Наверное, это одна из самых диких работ Пьюна.

По сюжету на планете Артурос, которая находится на расстоянии 10 000 световых лет от Земли, полицейский Брик Бардо (Тим Томерсон, постоянный актер Пьюна) настигает своего заклятого врага и межгалактического преступника — говорящую голову по имени Спруг (Фрэнк Коллисон). У нее было и тело, но Бардо из своего чудо-бластера отстрелил одну конечность Спруга за другой. Теперь преступник хочет уничтожить всех с помощью своей сверхмощной бомбы и бросается от полицейского на своем звездолете в бегство. Однако в космосе оба попадает в энергетический излом и оказываются вынуждены совершить экстренную посадку на Земле, которая больше их родной планеты на 61%. Иными словами, инопланетяне выглядят совсем как крошки, а место, в котором они приземлились, считается одним из худших в мире: это Южный Бронкс. Там Бардо под свое крыло берет социальная активистка Дебби (Камала Лопес), а Спруга — главарь местной банды Брэкстон (Джеки Эрл Хейли).

В принципе, непонятно, что тут еще можно добавить, кроме того, что восьмидесятые и девяностые человеческая фантазия опережала технологии, а сейчас наоборот: нарисовать можно что угодно, но у кинематографистов не хватает фантазии. Собственно, на этом фильме окончательно становится понятно, что Пьюн больше, чем трешмейкер. Он визионер, который мог самой нелепой задумке придать невероятно крутую форму и за копейки снять кино, в котором будет больше изобретательности, азарта и лихости, чем в самом дорогом блокбастере. Может, оно и к лучшему, что он никогда не видел огромных бюджетов и выкручивался как мог — благодаря этому его фильмы до сих пор выглядят интригующе и интересно. Кстати, в фильме «Инопланетянка из Лос-Анжелеса» (см. выше) упоминается некий Брик Бардо, но вряд ли это главный герой «Кровавого лилипута».

В сиквеле, который поставил сам Чарлз Банд по сценарию Крейга Хаманна, кукольный полицейский (Тим Томерсон) находит себе пассию — уменьшившуюся по вине пришельцев девушку Джинджер (Мелисса Бер) из картины «На опасной волне». Однако их идиллия быстро заканчивается, когда полицейская Джудит Грей (Трейси Скоггинс) просит Бардо помочь ей остановить складских монстров, которые на заброшенной игрушечной фабрике набираются сил и хотят вернуть к жизни своего хозяина-демона.

Е.Т.

Немезида
1992, Боевик

2027 год. Оперативник на зарплате у лос-анджелесской полиции с крутым именем Алекс Рейн (Оливье Грюнер) занимается охотой на киборгов. После кровавой стычки с роботизированной революционной ячейкой остатки Алекса заново собирают в киборга. Задаваясь экзистенциальными вопросами — человек он или право имеет — Алекс влипает в опасную историю с поиском бывшей возлюбленной.

Если хотите выбрать один фильм Альберта Пьюна, то смело берите этот. В нем есть все лучшее от режиссера: изобретательность, наэлектризованный экшен и страсть настоящего кинематографиста, готового собирать кино даже из картона. Заодно зацените и главный минус — сложные отношения со сценарием, трещащим по швам от богатой фантазии автора. «Немезида» — сборная солянка из «Бегущего по лезвию», «Терминатора», книг Уилльяма Гибсона и фильмов Джона Ву. Иными словами, кино, вполне тянущее на прото-«Матрицу» — тут тоже есть дикие перестрелки, киберпанк и злодейские агенты в деловых костюмах. Внимание режиссера к телесности киборгов, в свою очередь, предвосхищает «Призрака в доспехах».

Как это часто бывает у Пьюна, смотреть «Немезиду» весело, даже если вы ничего не понимаете. Благодаря неплохому продакшену фильм на удивление здорово сохранился — если закрыть глаза на битву в финале со злодейским роботом, выглядящим дурной пародией на кукольных монстров Рэя Харрихаузена. В остальном же экшен безумно хорош — в особенности взрывная открывающая сцена на свалке (любимая локация Пьюна) и перестрелка в мотеле, снятая с энергией мультфильмов «Looney Tunes». Напоследок милый факт: в фильме в одной из первых ролей снялся Томас Джейн. Почти все свое экранное время он проводит без трусов.

В.Г.

Киборги поработили Землю. Человеческие ученые создали ДНК, способную положить конец тирании робоузурпаторов. Девушка, носящая его, вместе с дочерью-младенцем прыгают во времени почти на сто лет назад и оказываются в африканской пустыне. Мать погибает, а девочка вырастает в местном племени и становится мускулистой воительницей Алекс (Сью Прайс). Тем временем за ее головой отправляется злодейский охотник за головами по имени Небьюла (Чад Стахелски).

Да-да, тот самый Чад Стахелски — дублер Киану Ривза и режиссер «Джонов Уиков». Пьюну стоит сказать спасибо хотя бы за него. Стахелски начал свою каскадерскую карьеру благодаря Пьюну и даже играл у него второстепенные роли. В остальном же с достоинствами у второй «Немезиды» все сложно. Первая часть неплохо заработала на видео, так что сиквелу пришлось обойтись без проката. В своей неповторимой манере Пьюн пошел против всех ожиданий. Вместо прямого продолжения «Немезиды» он сделал самостоятельный клон «Хищника», фильм-погоню в африканской пустыне, в каком-то смысле предвосхитивший «Добычу» Дэна Трахтенберга. В фильме чувствуется энергия, а некоторые трюки поразительно хороши для микробюджетного direct-to-video: момент, когда Сью Прайс падает с большой высоты, параллельно стреляя в летящего вниз Небьюлу, который в довесок еще и горит (бедный Стахелски), выжигается в памяти навеки. Но визуально фильм неотличим от сонма другой дешевой фантастики на VHS, и эта ассоциация убивает любое подобие обаяния.

В.Г.

Потерявшая память героиня Сью Прайс узнает, что у нее есть 20 сводных сестер, но сама Алекса уникальна, потому что способна производить потомство и создавать новый вид генетически модифицированных людей, которые могут уничтожить киборгов. Помимо этого, женщина продолжает противостоять реактивированному Небьюле (все тот же Чад Стахелски).

В будущем Алекс становится суперпрофессиональной убийцей на побегушках у своего босса Бернардо (Эндрю Дивофф) и начинает видеть, как ей кажется, ангела смерти (Бланка Копикова).

Эту (самую свежую) часть поставил не Альберт Пьюн, а Дастин Фергюсон. Судьба человечества оказывается в руках у новой кибермодели Ари Форест (Скайлер Крейг), однако к своей роли вернулась и Сью Прайс.

Е.Т.

Один из самых высокоценных фильмов Альберта Пьюна (по крайней мере, на «Кинопоиске»). Совершенно непохожая на него смесь романтической комедии и боевика. Вообще, кто ж знал, что Пьюн умеет и в комедию? По сюжету элитная подиумная модель Саманта Крейн (Тери Хатчер из сериала «Лоис и Кларк: Новые приключения Супермена») получает от своей сестры-ученой Кэмми (Дебора Ван Валкенбург) бокс с красным цветком, за которым охотится двухтысячелетний орден китайских ниндзя (которые страшно обижаются, когда их называют ниндзя) во главе с неким Ву (Юдзи Окумото). Сэм пускается в бега и совершенно случайно находит защиту у похожего на шкаф вышибалы в клубе, Эда Моллоя (Эндрю Дайс Клей), мимо которого никто не пройдет. Даже китайские ниндзя. Трюки для фильма ставил молодой Чад Стахелски, но они здесь не похожи на каскадерский экшен «Джона Уика» — скорее на боевики с Джеки Чаном, настолько же они комичные и нелепые. А сам фильм по вайбу смахивает на другой шедевр комедийного боевика — «Птичку на проводе» с Мелом Гибсоном и Голди Хоун, но снятый значительно-значительно дешевле.

Пародия на бондиану, также известная под названием «Порох». Элитный британский шпион Ричард Чарлз (Лэнс Хенриксен) узнает, что у него от бывшей любовницы есть дочь — гимнастка Чарли Кейс (Кристи Филлипс, реальная американская гимнастка), в руки которой случайно попадает дискета с кодами запуска (!!!) украинских ядерных ракет. За девушкой охотится злодейка Карла (Сара Дуглас), а одного из ее подручных играет патлатый Чад Стахелски. Страшно веселое кино, в котором Филлипс демонстрирует невероятные акробатические трюки — вообще, это один, кажется, из двух существующих в мире фильмов, в котором гимнастика показана не только как спорт, но и боевое искусство (другой — «Гимката»).

Прото-«Джон Уик» (за наемным убийцей в исполнение Роберта Патрика охотятся его наниматели и другие киллеры) и прото-«Взрывная блондинка» (только действие здесь происходит не накануне падения берлинской стены, а на фоне возвращения Гонконга Китаю и вызванной этим событием в обществе истерии). В небольшой роли появляется Чад Стахелски.

Е.Т.

Крутые стволы
1997, Боевик

Глава преступного Синдиката (да, с большой буквы) по имени Винсент Мун (рэпер Айс-Ти в роли гангста-Джокера) собирает в новой тюрьме сотню наемных убийц, предавших его. У них есть ровно шесть часов, чтобы убить друг друга. Время пошло. В девяностых зрителей захлестнула волна криминальных тарантиноидов, из которых след на песке оставили лишь Гай Ричи и «Святые из Бундока». «Крутые стволы» тоже достойны оказаться в их компании: это не только лучший фильм Пьюна в его безбюджетной эре, но и один из самых удачных в карьере незадачливого автора. Как и в фильме, ему досталась в качестве локации свежепостроенная тюрьма, выданная с единственным условием — ничего не испортить. В результате фильм обладает непривычной эстетикой старого кино: пули в нем обходительно не оставляют дырок в стенах и не пачкают их кровью.

Впрочем, эта странная деталь полностью нивелируется отменной постановкой кадра и сверхэнергичным монтажом — хорошие качества для фильма, представляющего собой одну большую перестрелку. На постере и титрах Кристофер Ламберт выведен главным героем. На деле же звезда «Горца» отснял свои сцены за два дня, а его персонаж — всего лишь один из героев фильма. Многофигурность «Крутых стволов» удачно сочетается с сюжетом о королевской битве. Кто останется в живых? Интрига! Мамбо-саундтрек Тони Рипаретти (смелый ход) настраивает на легкомысленную атмосферу, но Пьюн выводит кино к горько-сладкому финалу. Оператор Джордж Мурадян подсвечивает стерильность помещений ослепительно-белым освещением, превращающим тюрьму в подобие чистилища для сотни отморозков. Такое кино могло появиться только в девяностые.

В.Г.

  • И еще один боевик Альберта Пьюна родом из 1990-х
  • «Взрыв»

В 1995 году с Жан-Клодом Ван Даммом, который уже играл в лиге повыше, чем Пьюн, вышла «Внезапная смерть» про захват заложников на хоккейном матче. А через пару лет Пьюн снял «Взрыв» про захват заложников в плавательном комплексе во время олимпийских игр в Атланте. Оба фильма по сути были клонами «Крепкого орешка», но если картина с ЖКВД еще осталась в памяти, то «Взрыв» — нет. А жаль. Сыгравший случайно оказавшегося в эпицентре этого замеса бывшего чемпиона по боевым искусствам, а ныне уборщика-лузера Линден Эшби (Джонни Кейдж из «Смертельной битвы») справился со своей ролью не хуже.

Е.Т.

После смерти
1998, Триллер

Совершенно непохожий на Альберта Пьюна детективный триллер про поиски серийного убийцы, который скорее бы украсил фильмографию Дэвида Финчера, чем гавайца. Как и «Семь», это очень притемненное, эстетски снятое кино, в котором написавший книгу про маньяков, перебравшийся в Шотландию и ушедший в запой криминальный профайлер Джеймс МакГрегор (Чарли Шин) вдруг получает некролог жертвы. Местная полиция в лице инспектора Баллантайна (Майкл Холси) сначала подозревает в убийстве самого МакГрегора, но довольно быстро становится понятно, что он не причем, а истинный преступник получает удовольствие, играя с силами правопорядка в кошки-мышки. У Пьюна редко когда снимались хорошие актеры, но тут ему невероятно повезло с кастингом, поэтому фильм интересен не только как триллер, но и тонкая психологическая драма. Во многом это, конечно, заслуга виртуозного сценария Роберта МакДоннела и Джона Лоури Ламба, к которому режиссер не имел никакого отношения. Возможно, к лучшему, потому что он, если честно, такой себе сценарист.

Е.Т.

Полицейский Рей Неттлз (Том Сайзмор) вместе с напарником Фаззи (в его роли, внезапно, великий рэп-артист Nas) расследует дело террористов ИРА во главе со зловещим Алексом Суоном (Деннис Хоппер вновь после «Скорости» играет злодея-подрывника). Рей арестовывает сообщницу Суона (Джейми Прессли). Суон в ответ угрожает взорвать весь город, пока девушку не отпустят. На помощь приходит молчаливый и не любящий вставать со стула без повода эксперт по взрывчатке Рей Гласс (Стивен Сигал). На первый взгляд, «Часовой механизм» — скучнейший триллер категории «Ц» с безразличным Сигалом и до смешного безобразным хромакеем. На второй — чудо ремесленного мастерства Пьюна. Секунда тривии. Фильм снят всего за 12 дней. Деннис Хоппер отснял все свои сцены за 1 (!) день. Сигал — за 6. В одном кадре с Томом Сайзмором он появляется лишь в единственной сцене, несмотря на то что сюжет построен на зарождающейся дружбе двух героев, — все остальное делает магия монтажа и дублеры. Большинство взрывов и сложных трюков в фильме — стоковый материал студии Nu Image. Чудо, что в таких обстоятельствах Пьюн смог собрать хоть что-то напоминающее кино. Смотреть его можно только студентам киношкол в качестве напоминания, что бывает и так.

В.Г.

Скидки, подарки, акции и другие новости, которые приятно узнавать первыми, — в наших социальных сетях

Подборки Афиши
Все