Черно-белый, немой и революционный шедевр Дэвида Уорка Гриффита, в котором он еще в начале XX века зарифмовал четыре истории (падение Вавилона, распятие Иисуса Христа, Варфоломеевскую ночь и современную ему американскую историю, связанную с судебной ошибкой). В отличие от «Атласа», эти главы были связаны с собой не сюжетно, а символически — но этого оказалось достаточно, чтобы из картины родились новое представление о (параллельном) монтаже и, по сути, новый киноязык.
В фильме Алана Дж.Пакулы («Вся президентская рать») репортер-расследователь (Уоррен Битти) выходит на такой тотальный заговор, связанный с убийством должностных американских лиц, что мы видим его только краешком глаза. В «Атласе» к «Параллаксу» отсылает одна из лучших сюжетных линий, в которой героиня Халле Берри — журналистка — в 1970-е расследует историю, строящуюся вокруг изъянов в безопасности атомных реакторов крупной энергетической корпорации. Даже неудивительно, что этот эпизод поставил Тыквер — немцы давно испытывают страх перед «мирным атомом» (см. сериал «Тьма»).
Типичная инлиговская комедия, насмешливой и ернической интонацией которой в «Атласе» была вдохновлена сюжетная арка героя Джима Бродбента, оказавшегося (помимо своей воли) в доме для престарелых. Также «Добрые сердца и короны» знамениты тем, что Алек Гиннесс (Оби-Ван Кеноби из классических «Звездных войн») сыграл там 8 (!) ролей.
Вообще, история Бродбента, запертого в пансионате, до жути напоминает легендарный фильм Милоша Формана про психиатрическую лечебницу — тут даже есть своя «сестра Рэтчед», сыгранная Хьюго Уивингом.
Герои фильмов Вачовски не только излучают квир (достаточно вспомнить их дебютный лесби-нуар «Связь»), но и гендерную флюидность (Свитч из «Матрицы»), а также склонны к кроссдрессингу. В «Атласе» мужчинам-актерам пришлось примерить не только накладные носы и парики, но и платья — впрочем, Хьюго Уивингу к этому не привыкать: агент Смит еще в 1994 году сыграл бисексуала-кроссдрессера в культовой «Присцилла — королева пустыни» Стивена Эллиотта («Свидетель», «Легкое поведение»).
Пищевой концентрат под названием «Сойлент грин» вошел в поп-культуру (от игры Fallout: New Vegas до мультсериала «Футурама») благодаря этому семидесятническому сайфаю с Чарлтоном Хестоном — в шокирующем финале герой узнавал, что эту еду готовят не из планктона, а из людей. То же самое происходит и в «Атласе», а точнее, в южнокорейской киберпанской арке, когда клону Сонми-451 (Пэ Дуна, изначально эта роль была отдана Натали Портман, но она забеременела) становится известно, что клонов на самом деле кормят такими же клонами. Про «Зеленый сойлент» вспоминает и герой Бродбента, который кричит пожилым людям: «Смотрели фильм «Зеленый сойлент»? Так вот, его делали из дряхлых стариков!»
Также Сонми неспроста имеет порядковый номер 451 — это отсылка к роману Рея Брэдбери, в котором пожарные не тушили пожары, а сжигали книги так же, как в «Атласе» люди утилизируют клонов. Что касается имени Сонми, то оно вдохновлено названием южновьетнамской деревни Сонгми, в которой в 1969-м армия США устроила геноцид мирных жителей.
В постапокалиптический части «Атласа» (разом похожей на все антиутопии: от «Безумного Макса» до «Водного мира») появляется пастух в исполнении Тома Хэнкса, которого зовут Захри Бейли — это аллюзия на Элайджа Бейли — известного персонажа романов фантаста Айзека Азимова (цикл романов «Детектив Элайдж Бейли и робот Дэниел Оливо»).