Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Москва
13 июля 2021

Из чего появился «Облачный атлас» — фильм, опередивший свое время

Евгений Ткачёв
В прокате снова антиутопия «Облачный атлас» сестер Вачовски и Тома Тыквера — невероятная экранизация невероятного романа Дэвида Митчелла, с треском провалившаяся в прокате. Такое ощущение, что режиссерам в свое время стало скучно — и вместо того, чтобы снять один фильм, они сняли сразу шесть картин, упаковав их в одну историю, действие которой протянулось с середины XIX века до событий, последовавших после гибели Земли. Впрочем, авторам и этого оказалось недостаточно: также они заставили одних и тех же актеров (Тома Хэнкса, Халле Берри, Пэ Дуну, Джима Бродбента, Бена Уишоу, Джима Стерджесса, Хью Гранта и Хьюго Уивинга) играть до шести персонажей. Казалось бы, все это должно было привести к неминуемому краху, но то, что абсурдно звучит на словах, на экране приобрело подобие поэзии. Оказалось, что эти шесть историй очень красиво рифмуются между собой, а из-за перепада жанровых температур (тут и морские приключения в духе Германа Мелвилла, и семидесятнический параноидальный триллер, и илинговская комедия, и южнокорейский киберпанк, и футуристический постапокалипсис), фильм не дает заскучать на протяжении трех часов. Плюс Вачовски (до того как это стало мейнстримом) сняли по-настоящему инклюзивное дайверсити-кино. После такие фильмы на поток поставит «Нетфликс», а сестры вместе с тем же Тыквером сделают для стриминга сериал «Восьмое чувство», в котором продолжат свои эстетические и стилистические поиски, начатые в «Атласе», и которые есть смысл охарактеризовать как транс-квир-оптику. Но, как это часто бывает с любым искусством, фильм Вачовски не возник на пустом месте. Он, как атлант, опирается на другие картины. «Афиша» перечисляет референсы, оказавшие определяющее влияние на «Атлас».

Черно-белый, немой и революционный шедевр Дэвида Уорка Гриффита, в котором он еще в начале XX века зарифмовал четыре истории (падение Вавилона, распятие Иисуса Христа, Варфоломеевскую ночь и современную ему американскую историю, связанную с судебной ошибкой). В отличие от «Атласа», эти главы были связаны с собой не сюжетно, а символически — но этого оказалось достаточно, чтобы из картины родились новое представление о (параллельном) монтаже и, по сути, новый киноязык.

В фильме Алана Дж.Пакулы («Вся президентская рать») репортер-расследователь (Уоррен Битти) выходит на такой тотальный заговор, связанный с убийством должностных американских лиц, что мы видим его только краешком глаза. В «Атласе» к «Параллаксу» отсылает одна из лучших сюжетных линий, в которой героиня Халле Берри — журналистка — в 1970-е расследует историю, строящуюся вокруг изъянов в безопасности атомных реакторов крупной энергетической корпорации. Даже неудивительно, что этот эпизод поставил Тыквер — немцы давно испытывают страх перед «мирным атомом» (см. сериал «Тьма»).

6.9
Добрые сердца и короны
1949, Трагикомедия

Типичная инлиговская комедия, насмешливой и ернической интонацией которой в «Атласе» была вдохновлена сюжетная арка героя Джима Бродбента, оказавшегося (помимо своей воли) в доме для престарелых. Также «Добрые сердца и короны» знамениты тем, что Алек Гиннесс (Оби-Ван Кеноби из классических «Звездных войн») сыграл там 8 (!) ролей.

Вообще, история Бродбента, запертого в пансионате, до жути напоминает легендарный фильм Милоша Формана про психиатрическую лечебницу — тут даже есть своя «сестра Рэтчед», сыгранная Хьюго Уивингом.

Герои фильмов Вачовски не только излучают квир (достаточно вспомнить их дебютный лесби-нуар «Связь»), но и гендерную флюидность (Свитч из «Матрицы»), а также склонны к кроссдрессингу. В «Атласе» мужчинам-актерам пришлось примерить не только накладные носы и парики, но и платья — впрочем, Хьюго Уивингу к этому не привыкать: агент Смит еще в 1994 году сыграл бисексуала-кроссдрессера в культовой «Присцилла — королева пустыни» Стивена Эллиотта («Свидетель», «Легкое поведение»).

6.8
Зеленый сойлент
1973, Детектив

Пищевой концентрат под названием «Сойлент грин» вошел в поп-культуру (от игры Fallout: New Vegas до мультсериала «Футурама») благодаря этому семидесятническому сайфаю с Чарлтоном Хестоном — в шокирующем финале герой узнавал, что эту еду готовят не из планктона, а из людей. То же самое происходит и в «Атласе», а точнее, в южнокорейской киберпанской арке, когда клону Сонми-451 (Пэ Дуна, изначально эта роль была отдана Натали Портман, но она забеременела) становится известно, что клонов на самом деле кормят такими же клонами. Про «Зеленый сойлент» вспоминает и герой Бродбента, который кричит пожилым людям: «Смотрели фильм «Зеленый сойлент»? Так вот, его делали из дряхлых стариков!»

Также Сонми неспроста имеет порядковый номер 451 — это отсылка к роману Рея Брэдбери, в котором пожарные не тушили пожары, а сжигали книги так же, как в «Атласе» люди утилизируют клонов. Что касается имени Сонми, то оно вдохновлено названием южновьетнамской деревни Сонгми, в которой в 1969-м армия США устроила геноцид мирных жителей.

В постапокалиптический части «Атласа» (разом похожей на все антиутопии: от «Безумного Макса» до «Водного мира») появляется пастух в исполнении Тома Хэнкса, которого зовут Захри Бейли — это аллюзия на Элайджа Бейли — известного персонажа романов фантаста Айзека Азимова (цикл романов «Детектив Элайдж Бейли и робот Дэниел Оливо»).

Скидки, подарки, акции и другие новости, которые приятно узнавать первыми, — в наших социальных сетях

Подборки Афиши
Все