Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Москва
15 марта 2018

7 спектаклей, с которых стоит начать знакомство с оперой

Катерина Антонова
«Мойдодыр», «Кошкин дом», «История Кая и Герды» и еще 4 спектакля, на которые можно пойти в оперный театр с детьми разного возраста в первый раз. А заодно и побывать во всех музыкальных театрах столицы.
Мойдодыр
Опера
5 мая, Театр им. Наталии Сац

Этот спектакль Валерия Меркулова по одноименной стихотворной сказке Корнея Чуковского идет в Детском музыкальном на сцене в фойе. И с этой постановки можно начать знакомство не только с оперой, но и с театром в принципе, потому что все условия идеального «малышового» спектакля здесь соблюдены. Во-первых, длительность: всего 30 минут каждый. Во-вторых, время начала — 12 или 14 часов, и так как в фойе Театра Сац — огромные панорамные окна, то никакого затемнения, теоретически способного напугать маленького ребенка, нет в принципе. В-третьих, камерность: импровизированный зал с чудесными оранжевыми стульчиками рассчитан на 50–70 зрителей, артисты работают на расстоянии вытянутой руки от первого ряда, поэтому все хорошо видно, прекрасно слышно, при этом — негромко. Но главное — это сам спектакль и музыка: она мелодична и красива. Она понятна. Ее можно напеть. Сюжеты не изменены по сравнению с литературными оригиналами. Персонажи узнаваемы. Режиссура самая что ни на есть традиционная, и противники современных адаптаций могут смело отправлять сюда не только детей, но и родителей, и при этом быть уверенными: никто ничем не оскорбится, но и скучать не будет. Это настоящая опера, сочиненная композитором, за плечами у которого не один «взрослый» опус. Певцы здесь не напевают, а поют поставленными оперными голосами — и не под фонограмму, а в сопровождении камерного оркестра. Так что после просмотра можно с полным на то правом рассказывать, что вы уже были на настоящем оперном спектакле в настоящем оперном театре.

Место проведения: Театр им. Наталии Сац
6.8
Кошкин дом
Кукольный

Опера, поставленная средствами театра кукол, — вот что придумал режиссер Вячеслав Еременко, когда решил вместе с дирижером и музыкальным руководителем Николаем Соколовым сделать спектакль по опере советского композитора Павла Вальдгардта на сюжет одноименной сказки Самуила Маршака. Поэтому здесь каждого персонажа играют два артиста: настоящий, живой — и кукла. А еще здесь не только поют, но и читают стихи, и сменяющие друг друга музыкальные и поэтические ритмы облегчают для детей восприятие спектакля, который идет час без антракта.

Для постановки этого спектакля объединились совсем молодые люди, музыкальный руководитель и дирижер Антон Гришанин, режиссер Дмитрий Белянушкин и такие мэтры сцены, как легендарный художник Валерий Левенталь и художник по свету Дамир Исмагилов. Они создали волшебную по картинке и честную по смыслу сказку, которая получилась не такой уж и безобидной. Например, Снежная королева здесь вызывает не восхищение, а оторопь, отторжение, потому что ее мир — это, по словам режиссера, «мир статичный и мертвый». Но слишком страшно не будет, ведь главная задача у постановщиков была не напугать детей, впервые пришедших в театр, а убедить их в том, что опера — это захватывающе интересно. И они со своей задачей справились.

Постановка: Большой театр

«Энциклопедией оперного искусства» иногда называют эту лирическую сказку-фантазию, в которой Морис Равель наделил каждого персонажа своим голосом. Композитор рассказал историю о том, как рассерженные вещи сбежали от ломающего их мальчика, языком современной, авангардной музыки, и в этом причина невероятной популярности его сочинения. Наравне с «Петей и волком» Сергея Прокофьева «Дитя и волшебство» стало главной музыкальной сказкой ХХ века. А персонажами в ней являются, как и полагается в любой хорошей сказке, такие обыденные и совершенно волшебные вещи, как учебник математики, разбитая чашка и старое кресло.

Нино Рота писал музыку не только для фильмов Феллини, Висконти, Копполы и Дзеффирелли. Еще он писал оперы. Одну — детскую. Ее и поставили (кстати, впервые в России) музыкальный руководитель и дирижер Вячеслав Волич и режиссер Людмила Нелетова, позвав себе в соавторы художника Семена Пастуха и художника по костюмам Галину Соловьеву. Режиссером по пластике стал один из самых ярких современных хореографов Альберт Альберт. И получилась настоящая театральная сказка, красивая, богатая на спецэффекты, чарующая безграничной фантазией постановщиков. Вместе с написанной в классической традиции музыкой Нино Роты вышел идеальный для первого похода на оперу спектакль.

В гостях у оперной сказки
Детский
25 мая в 14:00, Геликон-опера

«Геликон-опера», театр, как две капли воды похожий на своего создателя — неугомонного и неутомимого Дмитрия Бертмана, сделал не просто оперный спектакль для детей, а гала-концерт по всем оперным сказкам. Назвали все это «уроком оперознания», а действующими лицами сделали Папагено и Черную кошку, Белую кошку и Царицу ночи, Русалку и Морскую царицу, Льва и Оле-Лукойе, куклу Олимпию и профессора Спалланцани. Что получилось? Как всегда, или почти всегда, на гала-концертах «Геликона»: фейерверк, где все летит, блестит, покоряет и пленяет, костюмы, голоса, танцы, общий ритм и ощущение, что праздник устраивают именно и только для тебя. И твоего ребенка.

Режиссер: Илья Ильин
Место проведения: Геликон-опера
Постановка: Геликон-опера

В апреле на Малой сцене Детского музыкального театра имени Наталии Сац режиссер Надежда Бахшиева, художник Валентина Кутузова и дирижер Алевтина Иоффе выпускают спектакль по опере Э.Хумпердинка «Гензель и Гретель». Эта история про потерявшихся в лесу детей, их встречу с ведьмой из пряничного домика и победу над ней будет решена в жанре «веселого хоррора для детей и их родителей». «В нашем спектакле центральное место отводится не мармеладу и шоколаду, а надломленному миру некогда счастливой семьи. Череда испытаний приводит героев к пониманию того, что семья — это самое главное. Так же, как и добро. Наш «веселый хоррор» напомнит, что даже в том, что кажется темным и беспросветным, есть свет и спасение», — говорит Надежда Бахшиева.
Идти на этот спектакль с шестилетками не стоит. И природа музыки, потрясающей, но уже довольно сложной, и сюжет, и длительность, полтора часа, требуют от детей довольно серьезных усилий для восприятия. Но это классика, написанная великим композитором именно для того, чтобы начать знакомить детей с оперой. И именно поэтому в западных музыкальных театрах «Гензель и Гретель» столь же часто встречается в афише, как у нас — «Петя и волк» Прокофьева.

Скидки, подарки, акции и другие новости, которые приятно узнавать первыми, — в наших социальных сетях

Подборки Афиши
Все