Этот спектакль Валерия Меркулова по одноименной стихотворной сказке Корнея Чуковского идет в Детском музыкальном на сцене в фойе. И с этой постановки можно начать знакомство не только с оперой, но и с театром в принципе, потому что все условия идеального «малышового» спектакля здесь соблюдены. Во-первых, длительность: всего 30 минут каждый. Во-вторых, время начала — 12 или 14 часов, и так как в фойе Театра Сац — огромные панорамные окна, то никакого затемнения, теоретически способного напугать маленького ребенка, нет в принципе. В-третьих, камерность: импровизированный зал с чудесными оранжевыми стульчиками рассчитан на 50–70 зрителей, артисты работают на расстоянии вытянутой руки от первого ряда, поэтому все хорошо видно, прекрасно слышно, при этом — негромко. Но главное — это сам спектакль и музыка: она мелодична и красива. Она понятна. Ее можно напеть. Сюжеты не изменены по сравнению с литературными оригиналами. Персонажи узнаваемы. Режиссура самая что ни на есть традиционная, и противники современных адаптаций могут смело отправлять сюда не только детей, но и родителей, и при этом быть уверенными: никто ничем не оскорбится, но и скучать не будет. Это настоящая опера, сочиненная композитором, за плечами у которого не один «взрослый» опус. Певцы здесь не напевают, а поют поставленными оперными голосами — и не под фонограмму, а в сопровождении камерного оркестра. Так что после просмотра можно с полным на то правом рассказывать, что вы уже были на настоящем оперном спектакле в настоящем оперном театре.
Опера, поставленная средствами театра кукол, — вот что придумал режиссер Вячеслав Еременко, когда решил вместе с дирижером и музыкальным руководителем Николаем Соколовым сделать спектакль по опере советского композитора Павла Вальдгардта на сюжет одноименной сказки Самуила Маршака. Поэтому здесь каждого персонажа играют два артиста: настоящий, живой — и кукла. А еще здесь не только поют, но и читают стихи, и сменяющие друг друга музыкальные и поэтические ритмы облегчают для детей восприятие спектакля, который идет час без антракта.
Для постановки этого спектакля объединились совсем молодые люди, музыкальный руководитель и дирижер Антон Гришанин, режиссер Дмитрий Белянушкин и такие мэтры сцены, как легендарный художник Валерий Левенталь и художник по свету Дамир Исмагилов. Они создали волшебную по картинке и честную по смыслу сказку, которая получилась не такой уж и безобидной. Например, Снежная королева здесь вызывает не восхищение, а оторопь, отторжение, потому что ее мир — это, по словам режиссера, «мир статичный и мертвый». Но слишком страшно не будет, ведь главная задача у постановщиков была не напугать детей, впервые пришедших в театр, а убедить их в том, что опера — это захватывающе интересно. И они со своей задачей справились.
«Энциклопедией оперного искусства» иногда называют эту лирическую сказку-фантазию, в которой Морис Равель наделил каждого персонажа своим голосом. Композитор рассказал историю о том, как рассерженные вещи сбежали от ломающего их мальчика, языком современной, авангардной музыки, и в этом причина невероятной популярности его сочинения. Наравне с «Петей и волком» Сергея Прокофьева «Дитя и волшебство» стало главной музыкальной сказкой ХХ века. А персонажами в ней являются, как и полагается в любой хорошей сказке, такие обыденные и совершенно волшебные вещи, как учебник математики, разбитая чашка и старое кресло.
Нино Рота писал музыку не только для фильмов Феллини, Висконти, Копполы и Дзеффирелли. Еще он писал оперы. Одну — детскую. Ее и поставили (кстати, впервые в России) музыкальный руководитель и дирижер Вячеслав Волич и режиссер Людмила Нелетова, позвав себе в соавторы художника Семена Пастуха и художника по костюмам Галину Соловьеву. Режиссером по пластике стал один из самых ярких современных хореографов Альберт Альберт. И получилась настоящая театральная сказка, красивая, богатая на спецэффекты, чарующая безграничной фантазией постановщиков. Вместе с написанной в классической традиции музыкой Нино Роты вышел идеальный для первого похода на оперу спектакль.