Москва
2 апреля 2021

7 фильмов фестиваля «Артдокфест-2021», обязательных к просмотру

Наталья Серебрякова
Сегодня в Москве, а завтра в Санкт-Петербурге открывается фестиваль документального кино «Артдокфест». Наталья Серебрякова выбрала самые любопытные фильмы конкурсной программы.
Расторгуев
2021, Документальный

Фильм открытия «Артдокфеста» «Расторгуев» — абсолютный мust-see. Док посвящен погибшему 31 июля 2018 года в Центрально-Африканской Республике режиссеру-документалисту Александру Расторгуеву, на тот момент снимавшему фильм о ЧВК «Вагнер». Монтажную картину, состоящую из различных фрагментов хроники жизни и работы Александра, сняла его жена Евгения Останина. И этот фильм не о работах Расторгуева. Это мощный портрет человека, который на экране кажется до боли живым. При жизни фильмы Расторгуева называли циничными. Такая характеристика всплывала, например, в связи с его доком «Дикий, дикий пляж. Жар нежных», в котором режиссер наблюдал за тем, как обыватели отдыхают на южных пляжах России. Казалось, камера не должна показывать человека в его обнаженной простоте. В связи с фильмом «Чистый четверг» о Чечне возник и вовсе скандал на ростовском телевидении: Расторгуев поехал в Чечню, несмотря на запрет канала. Еще одно громкое дело связано с предвыборной гонкой Ксении Собчак на президентских выборах. Тогда Расторгуева уволили с «Радио Свобода». Он был неудобным, неуместным, резал правду-матку, как в своих фильмах, так и в разговорах с друзьями. В фильме Останиной есть сцена, в которой Расторгуев долго и обстоятельно критикует фильм своих младших коллег о войне на Украине. В кадре «Расторгуева» — абсолютно все. Актер Никита Кукушкин участвует в инсценировке убийства топором. Кинокритик Михаил Трофименков называет «Трудно быть богом» Алексея Германа-старшего жанровым фильмом. Бывший главный редактор «Сеанса» Любовь Аркус ругает Расторгуева за отсутствие солидарности с Германом. Федор Бондарчук проводит кастинг молодых актрис и рассуждает о Фассбиндере. Александр Роднянский предупреждает, чтобы Бондарчук не снимался у Расторгуева. Григорий Добрыгин стреляет из ружья и падает на спину. Ксения Собчак предлагает Илье Яшину заняться сексом втроем с Расторгуевым... Жаль, что такой фильм возможен только посмертно.

Гаражане
2020, Документальный

Мировая премьера первого полнометражного документального фильма Натальи Ефимкиной, которая родилась в Киеве, живет в Берлине, состоялась на Берлинале, где она получила премию Хайнера Карова. Этот мозаичный фильм исследует явление гаражных поселений на Русском Севере. События картины происходят на Кольском полуострове в Мурманской области, за Полярным кругом, о чем зрители могут сделать вывод в самом начале, когда радиоэнтузиаст посылает сообщение в эфир, ссылаясь на свое местонахождение. Он сидит внутри одного из гаражей, где жители шахтерского региона, преимущественно мужчины, нашли убежище, чтобы потакать своим страстям и увлечениям, но также и ради своего бизнеса. Работая на шахтах, они живут в квартирах в городе и проводят много времени в гаражах, подальше от своих жен. Мужчины живут и ведут себя так, как стереотипно должны себя вести российские мужчины: они много пьют, участвуют в длинных разговорах и порой в драках. У Ефимкиной вышел наблюдательный фильм, в котором она пытается показать, что ее герои тоже имеют надежды и мечты. Кто-то пишет хорошую прозу, кто мечтает открыть собственный бар, а кто-то просто не мыслит своей жизни без суровой мужской дружбы.

Байконур. Вторжение
Документальный

Документальный фильм «Байконур. Вторжение» — проект творческой команды Insiders Project и компании DGTL RLGN, рассказывающий о нелегальном вторжении двух украинцев на территорию закрытого военного объекта космодром Байконур в Казахстане, который охраняют российские спецслужбы. Исследование крупнейшего космодрома и его заброшенных ангаров стало основой фильма. В нем две линии. Первая повествует о космическом противостоянии между сверхдержавами СССР и США. А вторая — об экстремальном нелегальном проникновении в комплекс. Рассказывает оператор Ангел Ангелов:

«Мне хотелось бросить камеру и вообще не заниматься съемкой, ничем не заниматься. Серьезно. Мы ходили, как привидения, в этих ангарах по 45-градусной жаре, в духоте, пили воду, один глоток на час-два. Параллельно с этим нужно было что-то снимать, фотографировать и делать. Желание снимать отсутствовало. Реально надо было удовлетворить потребности сна, еды и отдыха. Но иногда эти экстремальные условия играют на руку».

Режиссер: Ангел Ангелов
Кунашир
Документальный

Кунашир — один из крупнейших островов Курильского архипелага, расположен в 16 км от Японии. В 1945 году он был оккупирован Советской армией. Через год после непродолжительного совместного проживания 17 000 японцев и айнов, проживавших на Курилах и на Сахалине, были депортированы на остров Хоккайдо. С тех пор Япония требует возвращения Курильских островов. Мирный договор между двумя странами до сих пор не подписан. Такова историческая основа фильма «Кунашир» Владимира Козлова. Картина повествует о современной жизни острова, захватывая в объектив различных героев. Так, один из них проводит раскопки в окрестностях Кунашира, на месте старинного японского города, и находит остатки фарфора XIX века, а также фундамент церкви. Очевидец послевоенной жизни рассказывает о том, как мальчишкой дружил с японскими детьми, бегал в местный кинотеатр, который, впрочем, быстро закрыли из-за порнографии. Показаны также фрагменты реконструкции капитуляции Японии с участием российских старшеклассников, одетых в военную форму. Диктор праздника бодрым голосом произносит: «Японская сторона должна помнить, что итоги войны не пересматриваются».

Котлован
Документальный

Еще один монтажный фильм, «Котлован» Андрея Грязева, собранный из многочисленных видеороликов на ютьюбе, в которых люди напрямую обращаются к президенту РФ Владимиру Путину. Фильм открывается многочисленными отчетами об авариях на котлованах. Люди падают в них и умирают. Здания превращаются в архитектурную груду. Тракторы и экскаваторы ломаются. Тонут дети и пожилые люди. Беспристрастный тон телевизионных сюжетов контрастирует с кадрами с места событий, снятыми самими местными жителями. Это очевидная метафора того состояния, в котором находится страна, где бедные и социально незащищенные слои, инвалиды, пожилые, деревенские жители страдают больше всего. За этим следует часовой микс видеообращений к главе государства, в котором видеоблогеры называют Путина по-разному, от «Владимир Владимирович» до «Вова». Андрей Грязев использует монтаж очень изобретательно: жалобы группируются по тематике. Они варьируются от притворно-комичных, когда, например, человек жалуется на разбитую лампу, до крайне трагических — люди с инвалидностью просят пандусы. Вся страна здесь: от Санкт-Петербурга и Москвы до Дагестана и Сибири, включая взгляды мусульман, православных и коренных народов.

Режиссер: Андрей Грязев
Папа
2021, Документальный

Валерия Гай Германика возвращается к документальной форме, посвятив новый фильм своему 91-летнему отчиму Александру Брауну. Беременная третьим ребенком Валерия, взяв в руки камеру, истязает свою семью бесконечными съемками домашней хроники летнего отдыха в Италии. В кадре — новый муж Германики Денис, домработница Марина, две дочери — Октавия и Сева и, собственно, Александр Браун. Фильм, который должен был получиться нежным портретом человека советского поколения, любящего дедушки и владельца собаки Фунтика, бесконечно грустящего о своей ушедшей жене Наталье, почему-то получился саморазоблачительным портретом автора. Валерия предстает в фильме настоящим тираном, угнетающим старшую дочь, ссорящимся с отчимом и планирующим по-быстрому продать дачу после смерти матери. На лицо — и денежные вопросы семьи, и старые счеты Германики с родителями, — и живым от этого тяжелее, чем мертвым.         

Кит из Лорино
2019, Документальный

Лорино — та самая деревня на Камчатке, в которой снимался «Китобой» Филиппа Юрьева. Единственное доступное занятие для местных жителей в этой местности — охота на китов. Польский кинематографист Мацей Цуске снял что-то вроде хроники жизни деревенских обитателей с элегическим вступлением о том, как в этих краях много лет назад люди поссорились с китами. По легенде, в которой человек убивает брата-кита, теперь человечество наказано, оно мучается от голода и хаоса. По версии Цуске, жителям Лорино действительно вскоре нечего будет есть, если запретят охоту на китов. Но в то же время гуманное ли это занятие?

Режиссер: Мацей Цуске

Скидки, подарки, акции и другие новости, которые приятно узнавать первыми, — в наших социальных сетях

Подборки Афиши
Все