Постановка Сергея Образцова до сих пор бережно сохраняется в репертуаре Академического театра. В классическом образце работы с тростевыми куклами на ширме три героя все-таки логично появятся в исполнении актеров в так называемом живом плане — это в первую очередь два протагониста — папа Карло и Карабас-Барабас, а еще король, который появляется только в этой инсценировке Екатерины Борисовой.
Итальянское происхождение заглавного персонажа позволило создателям спектакля отдать действие на откуп бродячим актерам, которым с руки играть арлекинов и коломбин и лихо менять роли как перчатки. Их разбитная кибитка выезжает на сцену, и начинается представление. Исполнители в масках играют людей, а куклы берут на себя роли кукол и делают вид, что обходятся без посторонней помощи.
Второй спектакль в МТК по книге Алексея Толстого (так бывает!) идет на камерной сцене, и его жанр заявлен уже в названии. В более традиционной версии с ширмой и преимущественно тростевыми куклами разговор заходит о вечных ценностях, в которых мечта о театре занимает хоть и существенное, но не первое место. Важнее профессиональной артистической карьеры (которая, кстати, весьма успешна) для персонажей оказываются семейные и дружеские отношения.
В серии сказочных театральных путешествий репертуара Театра Терезы Дуровой спектакль по сказке Алексея Толстого представляет Италию. Зрители услышат знакомые по фильму песни Алексея Рыбникова на стихи Юрия Энтина. Но только они напомнят о старом добром фильме. Действие спектакля Терезы Дуровой происходит в Венеции во время карнавала, где резвятся и шутят маски комедии дель арте. Деревянный человечек, взрослея, проходит путь от случайного зрителя в первом ряду до хозяина театра, открытого так непросто добытым золотым ключиком.
В Малом театре традиционно с уважением подходят к историческим костюмам. В данном случае художник Оксана Ярмольник придумала для кукол неяркие, но подробные костюмы, в которых на площадь выходили итальянские актеры эпохи Возрождения. Впрочем, нашлось в спектакле место и для радикальных решений, отвергающих привычные иллюстративные стереотипы: Буратино не носит полосатый колпак, а Карабас и вовсе появляется без бороды.
В этой версии все прои сходящее больше похоже на цирковое представление, поэтому папа Карло появляется с клоунским носом, а заглавный герой выглядит крепким молодым человеком, способным на гимнастические трюки. Впрочем, это Пиноккио мечтал быть мальчиком, а этот маскулинный Буратино вполне мог быть выструган из основательного полена.