Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Москва
7 апреля 2023

15 сказок для подростков на сценах московских театров

Алексей Гончаренко
Сказки только для детей? Конечно, нет. В сказку можно убежать и найти там рецепт выхода из сложной ситуации и в реальности, такой непростой для тинейджера. А еще с помощью языка иносказания можно довериться близким людям, даже тем, кому сложно назвать вещи своими именами. И прислушайтесь к возрастным рекомендациям театров: даже, например, «Золушку» можно поставить специально как для трехлетних детей, так и для категории 14+.
Мим
Драматический

Принцу Флориану 12 лет, и он следом за отцом попадает в плен главы враждебного государства, естественно, коварнейшего злодея. Но главное действующее лицо спектакля — мим в исполнении Антона Савватимова. И только его персонаж без имени, демонстрируя хорошую физическую форму и крепкое чувство юмора, оказывается не только придворным профессионалом, но и живым человеком. 

История о мельнике и его учениках-воронах разыграна мужским ансамблем, который дарит своим витальным персонажам как чувство подлинного мистического страха, так и здоровую иронию по поводу происходящих событий. Уникальный случай, когда на сцене появляется этнофэнтези — так театр сам справедливо определяет жанр своего спектакля.

Бесконечная история
Детский
5 мая и 16 июня, МТЮЗ

Здесь все впечатляет размахом. Начиная с продолжительности — 3 часа 15 минут с двумя антрактами — и заканчивая эффектной работой постановочной команды с костюмами и светом. Режиссер Андрей Гончаров взялся перенести на сцену роман Михаэля Энде, где действие происходит в двух странах — Реальности и Фантазии. Книга для подростка здесь становится порталом в другой мир и для главного героя, и для зрителей. Если не читали, прочтите, спектакль, как это справедливо и часто бывает, завершается раньше, чем события в первоисточнике.

Красная шапка
Драматический
31 мая в 20:00, Театр на Таганке

Драматург Жоэль Помра дописывает в зачитанные детские сказки психологические нюансы для подростков, а молодой режиссер Виктория Печерникова попутно всматривается не только в процесс взросления, но и в само состояние средних лет, когда нелегко отпустить дочь из своего домика и трудно дойти до матери, потому что знаешь, что такое настоящий страх, не щекочущий во время игры, а тревожащий в реальности. Все это в стилистике европейской авторской анимации, в монохромном мире со вспышками красных пятен, ожившими тенями и мультяшной пластикой героинь. 

У главной героини Кати, которую троллят все кому не лень, появляется странный справедливо опасный для окружающих двойник. Кикимору играет Татьяна Аксюта, известная по фильму «Вам и не снилось» и ролям решительных девочек в РАМТе. Здесь она не произносит ни слова, но наблюдать за ее проницательным взглядом девочки-старушки — важное зрительское впечатление.

Русалочка
Кукольный

В спектакле режиссера Бориса Константинова единственная актриса Ольга Амосова не произносит ни единого слова, эта судьба выпадает и ее заглавной героине. Андерсен поднимает в истории Маленькой Морской Девы (театр хотел бы обратиться к буквальному переводу с датского) темы первой любви, взросления, способности на жертву. И все это в сопровождении насыщенного напряженного визуального ряда.

Дети ворона
Драматический

Брат и сестра, лишившись в 30-е годы сразу обоих родителей, отправляются на поиски черного ворона (так они расшифровывают слово «воронок») и действительно разговаривают по пути с птицами и животными, потому что реальность Ленинграда граничит с мороком. Книга Юлии Яковлевой, по которой Екатерина Корабельник поставила спектакль, получила несколько престижных премий и переведена на английский язык. Монохромная анимация художника Михаила Заиканова не только передает атмосферу мрачных дворов-колодцев, но и позволяет героям стать невидимыми тенями.

Сказки Пушкина
Драматический
21 мая и 29 июня, Пространство «Внутри»

Режиссер Рузанна Мовсесян известна своими постановками современной прозы на большой сцене РАМТа. В камерном пространстве она решается похулиганить, взяв за основу всем известные пушкинские сказки. Поскольку это все-таки хулиганство, то и возрастной маркер поднят до 12+. Нелли Уварова, Анна Ковалева, Татьяна Веселкина, Дарья Семенова и Татьяна Матюхова рассказывают каждая свою сказку в окружении простых арт-объектов. В одном случае они навеяны древнеегипетским искусством, в другом — русским авангардом.

Василисса
Детский
12 мая и 2 июня, РАМТ

Имя заглавной героини не случайно написано с удвоенной С. Она не Прекрасная и не Премудрая, она лишь подросток, которому предстоит совершить «роуд-муви по русскому фольклору» — так режиссер Филипп Гуревич определил жанр своего спектакля по написанной в 2020 году пьесе Марии Малухиной. Балибошка, Лихо, Летавец, Белояр — персонажи странные, страшные, мрачные, почти забытые в современном мире, но придуманные в спектакле о познании себя и другого смешно, потому что в них легко улавливаются современные, отнюдь не сказочные типажи.

Белая уточка
Кукольный
Май, июнь, июль, Театр кукол им. Образцова

Эта русская народная сказка не из тех, сюжет которой знаком каждому зрителю (в двух словах — ведьма вмешивается в семейную жизнь князя и его жены-красавицы). Театр на ее основе собирается поставить настоящий хоррор, вернее этнохоррор, так обозначает жанр режиссер и художник спектакля Борис Константинов. В определенном возрасте это полезный зрительский опыт. Тем более что у Екатерины Малетиной в этом спектакле — заметная актерская работа, где она убедительно играет и васнецовскую красавицу княгиню, и заменившую ее ведьму.

Головоломка — уникальное и точное жанровое определение происходящего. Слаженный актерский дуэт Ивана Федосеева и Александра Шадрина играет не сказку про Алису, а историю ее написания, не изменив при этом ни слова в известном первоисточнике, убедительно вплетая в действие тексты из «Логической игры» того же автора. Серьезный профессор математики Чарлз Лютвидж Доджсон приходит к доктору, а встречается с собственным детством, которое, как и положено, лихо хулиганит и может вывести из себя. Со стороны это очень смешно.

Ленинградка
Кукольный
4 мая и 22 июня, Театр кукол им. Образцова

Домовой спасает маленькую девочку от верной смерти в блокадном Ленинграде и уходит на фронт в поисках отца семейства. Кукольный трамвай едет по улице из кинохроники, сброшенная с самолета бомба сокрушается, что не смогла достигнуть цели и увязла в песке, а персонифицированные персонажи Голод и Холод хоть и страшно, но неприкаянно бродят с саночками по темным улицам. 

Композитор Василий Пешков и хореограф Константин Семенов сочинили свой танцевальный спектакль по мотивам сказки Кэрролла. Они не обещают дословно следовать сюжету. Впрочем, дословно и не получится, здесь же не говорят, а действуют, вступая во взаимоотношения с загадочным пространством.

Жизель
Балет
21 августа в 19:00, РАМТ

Один из примеров вечной классики, в котором сюжет о любви оборачивается еще и романтической легендой о предательстве, мести и потере. Почти сказкой, только страшной, где потусторонние вилисы приводят не к добру.

Место проведения: РАМТ
Баба Яга. Умри правильно
Иммерсивный
25 мая в 14:00, Doc Industrial

Сказки теперь привычно рассказывать детям, а зрители обычно не вмешиваются в действие. Здесь все не так. Это разговор об изначальных смыслах сказки, которые регламентировали жизнь и смерть наших предков. Вслед за фольклористом и литературоведом Владимиром Проппом трио опытных актрис, вовлекая в действие и диалог подростков и их родителей, пытаются разобраться, какие исконные правила жизни стоит соблюдать и сегодня.

Скидки, подарки, акции и другие новости, которые приятно узнавать первыми, — в наших социальных сетях

Подборки Афиши
Все