Петергоф

Музей в Петергофе
Знаменка

Санкт-Петербургское ш., 115
Необарочный дворец великого князя Николая Николаевича Старшего, в котором сейчас размещается советского нрава пансионат.
Дворец в прихотливом и несколько даже расфуфыренном стиле необарокко сочинил в 1860 году Гаральд Боссе для великого князя Николая Николаевича Старшего. Советского нрава пансионат из Знаменки выезжать не собирается, так что она сохраняет привычную свою обшарпанность царского имения, доставшегося в пользование холопам — а им, холопам, будто и вправду недоступен был смысл понаставленных здесь штуковин, и потомки лишь наблюдают за постепенным распадом когда-то налаженного круга вещей. С другой стороны, в пользу современности можно сказать, что она сравнительно бережно отнеслась к памятнику XIX века, не касаясь его вовсе — ни для починки, ни для чего другого (хотя после войны, конечно, сделали кое-какой ремонт, прежде чем вселить в эти залы базу отдыха Глававтотранса). Зато вот церковь Петра и Павла, спроектированная в 1760-х вроде бы Александром Кокориновым, первым директором Академии художеств, а после реставрированная, — это воплощенная русская неловкость. Барочные округлости в ней странно сочетаются с классицистским декором, непонятно кем и когда приколоченным. Прорубленные, будто в избу, квадратные окна — и рядом овальные окна центрального купола, несомненное барокко (грешат на Растрелли, ведь и он работал примерно в те годы в Знаменке для Разумовского). Внутри — опять же эклектика: икона Пресвятой Богородицы висит рядом с иконой пограничника Евгения Родионова, принявшего смерть в чеченском плену и почитаемого местной активной общиной как новомученик. Символом нынешнего состояния Знаменки может служить заглохшая аллея, которая от шоссе, от краснокирпичной часовенки по рисунку Николая Бенуа, ведет к главному входу во дворец. Или заросший Нижний парк — произведение Петра Эрлера, автора пейзажей Александрии и прочих петергофских парков. Или эффектные руины Конюшенного двора. Конюшня даже сейчас выглядит импозантнее дворца (великий князь был завзятым лошадником), но забираться в нее, в общем-то, запрещено и даже опасно. А в действительности развалины никем не охраняются, так что никто и не помешает на них взглянуть.
Петергоф, Санкт-Петербургское ш., 115

Рестораны рядом

Как вам музей?

Подборки Афиши
Все