Драматический |
18+ |
Андрей Корионов |
30 апреля 2009 |
1 час 20 минут, без антракта |
Четыре премьеры лаборатории молодых режиссеров «On.Театр»
В успех этого предприятия не верил никто. Однако выпускница столичного РАТИ Милена Авимская и главный режиссер Театра им. Ленсовета Гарольд Стрелков все же затеяли проект, призванный открыть Петербургу имена молодых режиссеров. Людей моложе 35, которые уже разуверились найти в городе работу по специальности, взялся собрать Дмитрий Егоров — едва ли не единственный среди сверстников трудоустроенный режиссер и драматург. Собравшиеся получили список современных пьес и возможность провести двадцать полноценных репетиций до выхода на публику с эскизом спектакля (декораций минимум или нет вообще, сюжет намечен в общих чертах). Все, заметьте, на голом энтузиазме. Эскизов в итоге получилось около двух десятков, из них половина сделала бы честь афише любого из городских театров. И вот за лето силами устроителей лаборатории, которым удалось найти средства, лучшие наброски довели до полноценных постановок.
Первой будет показана работа Марии Нецветаевой. Она увлеклась «Снами бегемота» — пьесой Виктора Ляпина. И эта увлеченность — главное, что отличает ее спектакль. Человек в полосатой пижаме плещется в ванной под носом у зрителей, пена летит в зал, и весь этот процесс — не что иное как аутотренинг с целью сделаться как можно более толстокожим. Несмотря на фарсовую подачу, история семьи, где домочадцы оскорбляют и унижают друг друга с обворожительными улыбками, воспринимается как пронзительно-личная, отчаянно-невыносимая. Каждый, включая гостя-жильца, ведет свою игру, а публике вольно разгадывать смысл и делать ставки. Лучшим игроком с первого эпизода выглядит начинающая актриса Елена Гаврилова (Мать) — она работает на грани жестокой клоунады. Если бы исполнители ролей Отца, Дочери и Гостя достигли ее четкости в рисунках ролей, можно было бы говорить об удачном опыте психологического гротеска, основоположником которого считается выдающийся актер Михаил Чехов.
Мария Романова выпускает второй спектакль на профессиональной сцене — по пьесе Натальи Ворожбит «Галка Моталко». Девочка-припевочка, милая дурочка, та самая Галка (Марианна Мокшина) выходит к зрителю и взахлеб рассказывает о своем счастье. Она теперь спортсменка, учится в детском спортинтернате. Вслед за Галкой на сцену выкатываются старожилы олимпийского резерва, посредством уморительных гэгов сообщающие ей и публике о здешнем быте и нравах. Лихой капустник про смешную гопоту набирает обороты и оборачивается острой социальной драмой. Девки-оторвы (Ольга Медынич и Алена Бондарчук играют замечательно) и пацаны-придурки вдруг срывают эксцентрические маски и начинают исповедоваться: за каждой мордочкой и даже харей обнаруживается боль, неуверенность, панический страх перед жизнью, а косноязычный текст звучит с чеховской интонацией.
Дебютант Юрий Костров в спектакле «Дорога вниз без остановок» по пьесе «Dawn-Way» Олега Богаева предпочел сантиментам холодный сарказм. На ночном пригородном шоссе, препятствуя движению, в луже крови лежит полудохлый ангел (Юрий Ранчугов). Одна за другой на него натыкаются колоритные парочки автомобилистов: муж с женой, мужик с любовницей, депутат с телохранителем, режиссер с композитором, врач с медсестрой, поп с муллой… Ангел так и останется лежать, дожидаясь помощи. А зритель будет следить за калейдоскопическим мельтешением узнаваемых социальных типов, азартно и обаятельно изображаемых молодыми актерами. Особенно преуспевают Максим Соколов и Леонид Филиппов. Но — вот вам невеселый диагноз состояния петербургской сцены — поиск в интернете списка их ролей в театрах ничего не дает (видимо, этих ролей и нет), зато этих артистов можно пригласить аниматорами на корпоратив или тамадами на свадьбу. Как сказал бы тот самый ангел, здравствуйте, приехали.
Режиссер Андрей Корионов оказался рекордсменом: выпустил спектакль не за 20, а за 8 репетиций. «Записки провинциального врача» — фактически монолог приглашенного из БДТ актера Василия Реутова. При нем, как два оруженосца при рыцаре, анестезиолог и медсестра: Светлана Ваганова и Антон Гуляев реагируют на каждый вздох доктора Андрея Георгиевича. Требуется кетгут (рассасывающийся шовный материал) — медсестра сначала предложит нитки, которые в этот момент вытягивает вязальным крючком, а потом начнет искать под стулом, на стенах, на потолке. Анестезиолог же не медля скинет футболку и предоставит свое тело взамен отсутствующего учебного плаката о строении мышечных тканей. Все эти занимательные детали, словно колесики на пирамидку, нанизываются на бревно — ключевую режиссерскую находку. Неотесанный кусок дерева, рожденный деревенской дурехой, подвергается лечению с помощью строительных инструментов: трахею здесь интубируют посредством дрели, давление меряют рулеткой, роль внутривенного катетера играет зубило, а клей «Момент» превращается в сухую плазму. Музыкальный ряд — отдельная хорошая шутка, но суть ее правильнее до поры не раскрывать. Корионов пока, без сомнения, возглавляет местный шорт-лист молодых режиссеров, но с отрывом не слишком значительным. Если так пойдет и дальше, режиссер Андрей Могучий, который скоро разменяет шестой десяток, сможет наконец сложить с себя бремя лидера молодой петербургской режиссуры и примкнуть к когорте опытных мастеров.
Жанна Зарецкая, Андрей Пронин
Достаточно яркая, не подаюсь этого слова – дерзкая постановка. Сюжет очевиден: рассказы из мед практики провинциального хирурга о пациентах, обстановке и коллегах областных учреждений здравоохранения периода конца девяностых – начала 2000-х. Работа хирурга, особенно в стационаре, сама по себе дает обширный драматический материал, что отражено массой профильных сериалов, книг и пр. В обозначенном же периоде времени добавляется драматизм близкий уже к триллеру, как из-за отсутствия/неисправности оборудования, инструментария и препаратов, так и зачаточного состояния системы страховой медицины. Все это, конечно компенсируется талантом врачей, которые в свою очередь «снимают стресс» обильными возлияниями на рабочем месте….
Понравилась режиссура. Например, в качестве пациента, для наглядности и остроты так сказать восприятия используется бревно и плотницкий инструмент. Достойная актерская работа.
Спектакль понравился. Однако важно – местами повествование настолько натуралистично, что некоторые барышни убегали из зала…)