Драматический, Классическая драма |
14+ |
Сергей Аронин |
20 февраля 2018 |
2 часа 20 минут, 1 антракт |
Спектакль поставлен по одноимённому роману Андрея Битова.
Сам роман состоит из шести рассказов, где мы постепенно наблюдаем взросление Алексея Монахова: юный восторженный мальчик, пылко влюблённый в девушку Асю (Ольга Гапоненко, Алёна Стебунова), становится зрелым мужчиной, но на протяжении всей своей жизни сохраняет верность образу любимой. Вся его череда увлечений, а позже браков, по сути, поиск той самой Единственной, которую он полюбил в юности. Неслучайно слово Единственная я написала с заглавной буквы, поскольку за своей страстной влюблённостью Монахов не видит реального человека, а любит созданный им образ.
Думаю, многие узнают себя в Монахове. Можно сказать, что это образ собирательный. Многие прошли через юношескую влюблённость, многие, как и Монахов, верили, что другого такого/такую они больше не встретят, да и по сути влюблены были не в реального человека с присущими ему недостатками, а в выдуманный идеальный образ.
По сути, мы ничего не знаем про Монахова, про то, о чем он мечтает, чем живет, к чему стремится? Видим только его маниакальное желание быть с женщиной, которая всю жизнь его отталкивает. Создаётся впечатление, что отношениями и чередой браков он хочет заполнить собственную пустоту. Есть люди, которые считают, что их жизнь имеет смысл только, если они в отношениях. Таков и Монахов. В нём нет внутреннего стержня, который человеку позволяет быть счастливым и жить полной жизнью в любых обстоятельствах. Лиши его Аси, от него ничего не останется. Что мы и видим в самом конце, когда Монахов узнаёт о ее смерти.
После спектакля мужчина, сидевший рядом со мной, обсуждал со своей спутницей спектакль. В какой-то момент он воскликнул: "Что же эти женщины в нем такого нашли? " Вопрос прозвучал с явной завистью. Меня же больше удивило, как женщины, видя, что для Монахова они, по сути, являются запасным вариантом, остаются с ним в отношениях? Так, например, Монахов в автобусе встречает Асю, и забыв о том, что он должен встретить жену из роддома, едет с Асей гулять. Такой поступок показывает не только то, что семья ему абсолютно не важна и не нужна, но и то, что он эгоистичен и лишён чувства ответственности и долга.
Своими моральными качествами, эгоизмом, пренебрежением к семье и детям у меня Монахов вызвал стойкое отвращение.
Но несомненно этот спектакль заставляет задуматься, возможно, узнать себя или своих знакомых в ситуациях и героях. И в этом его сила.
Так что, если хотите посмотреть сильный спектакль, поднимающий темы, которые будут актуальны всегда, очень рекомендую.
Я три месяца хотела попасть на этот спектакль! Я же и роман Битова прочитала. Но один раз спектакль отменили, в следующем месяце у меня не сложился график, и вот наконец-то!
МТЮЗ, сцена "Игры во флигеле", "Улетающий Монахов", режиссер Сергей Аронин.
Во флигеле мы с дочкой были первый раз, еле нашли, хотя он буквально в двух шагах от входа на основную сцену.
Небольшие помещения, обставленные не как фойе театра, а как комнаты в особнячке - библиотека, гостиная... Очень уютно и душевно.
Однако же все необходимые зрителям помещения в наличии, включая буфет (увы, не принимает оплату картой).
Зал тоже оказался миниатюрным, вопреки моим ожиданиям не черным, а белым, с хорошим подъемом в зрительной части (кажется. только во втором ряду нет подъема).
Наконец-то добрались до спектакля :)
Честно говоря, я не очень понимала, как можно перенести роман на сцену. У него нет единой сюжетной линии, нет героя /в смысле Героя/, это такое... наблюдение за обыденностью на примере жизни одного человека, Монахова. Роман-пунктир, состоящий из отдельных рассказов, которые объединены только этим самым Монаховым, в общем-то. Вот Монахов - мальчик, потом студент, потом взрослый... И так до преклонных лет. Конечно, есть тема вечная - тема первой любви, но... Вот тут надо признаться, что роман мне не понравился. Не понравился атмосферой и какой-то безыдейностью. Этот Монахов, такой... вечный "не-". Не талантливый, не смелый, не умный, не сильный, не смешной, не увлекающийся, не решительный, не подлый даже, не злой и не добрый, - никакой. Нет ни положительных, ни отрицательных качеств. Кажется, он даже не любящий, а лишь цепляющийся за идею любви, ибо больше у него совсем ничего нет, но - ему нужна идея, а не любовь. Это мои впечатления от романа. А спектакль... спектакль неожиданно для меня оказался лучше, более реальным, чем роман. И получилось сопереживать Монахову на сцене. И даже, кажется, узнавать в нем - настоящих людей. Знакомых, родственников, даже себя - отчасти. Нет, я не мужчина, конечно, но...
В общем, по-моему, воплощение романа на сцене получилось замечательно: точно, бережно и смело одновременно, почти превзошло оригинал.
Удивительно, как при минимуме, если не сказать - отсутствии декораций получилось создать ту самую атмосферу и заставлять нас видеть то квартиру Монахова, то подъезд, то парк, то Ташкент... Все же талант режиссера и актеров - это то необходимое и достаточное для создания Чуда. Конечно, красота богатых декораций, чудеса технические, невероятные костюмы - это тоже бывает очень нужно, и важно, и играет большую роль и как часть образа спектакля, и как дополнительная возможность взаимодействия и выражения, да просто визуал завораживает иногда... Но без этого всего можно, а без настоящего режиссера и актеров - нет.
Для нас играли:
Алексей Монахов - Сергей Аронин
Мама - Оксана Лагутина
Автор – Илья Смирнов
Ася - Алёна Стебунова, Ольга Гапоненко, Марина Гусинская (да, все играли Асю - в разные периоды жизни)
Бабка, мужик, Путилин, Сергей Владимирович - Сергей Погосян
На самом деле, практически все (кроме Монахова-Аронина и его мамы-Оксаны Лагутиной) играли не по одной роли.
Лаконичность сценографии и достаточно скромное освещение не помешали создавать необходимые эффекты.
А маленькие детали оказывались очень говорящими.
Например, в какой-то момент Монахов держит книгу Битова, и история как бы зацикливается... Недаром Автор в начале произносит текст Битова: "Хорошо бы начать книгу, которую надо писать всю жизнь. То есть не надо, а можно писать всю жизнь, пиши себе и пиши. Ты кончишься и она кончится. И чтобы все это было – правда. Чтобы все – искренне…" (с), но эти слова - не из "Монахова", а из другого рассказа. Однако они красной нитью проходят через спектакль...
Как ни странно, спектакль понравился не только мне, взрослой тете, но и дочке (18). Так что - рекомендую. И да - роман предварительно читать не обязательно, в спектакле все-все очень понятно и близко.
09 апреля мы в предвкушении отправились с дочкой в любимый МТЮЗ на спектакль молодого режиссера Сергея Аронина "Улетающий Монахов".
Флигель в МТЮЗе я полюбила с самого первого посещения. Но, к сожалению, там есть 8 ряд, с которого не видно практически ничего, кроме сидящих спереди. Поэтому первый акт я не столько смотрела, сколько слушала.
Во 2 акте у меня появилась возможность пересесть и таки увидеть вторую часть спектакля. Поэтому основываться буду в основном на этих впечатлениях.
О чем постановка? До просмотра встречала много отзывов, где основная идея - о быстротечности жизни. У меня сложилось несколько иное мнение. Суть истории в том, что герой проходит мимо собственной жизни, лелея в себе придуманную мечту-любовь. Нет, он возможно и был в нее влюблен. Но в таком случае добивайся любыми средствами и оставайся верен этой любви (если это конечно действительно любовь, а не подростковая влюбленность). Но эта "любовь" к Асе не помешала Монахову несколько раз жениться, иметь любовниц... Как так то? Вот мое впечатление, что герой в подростковом возрасте (когда начинаю играть гормоны) запал влюбился в девушку, старше на 5 (!) лет. И это говорит о многом Если ему, допустим, было 13, то ей 18. То есть, это типичный играй гормон! И он, как самый настоящий инфантил, живущий под крылышком мамы, начал лелеять эту любовь, взращивать ее, особо ничего для нее не делая. А девушка то уже взрослая, девушке нужна реальная жизнь, а не мечты мужчины-мальчика. И вот Монахов проживает (в смысле проходит мимо) жизнь, не замечая ни своих жен, ни любовниц, ни в принципе и родителей. Он всю жизнь качает в колыбели придуманную любовь. И лишь случай в аэропорту (смерть парня на глазах Монахова) заставляет его очнуться, оглянуться назад и понять, что жизнь то конечна, что родители не вечны, что все, что могло случиться, в основном случилось. Но это еще не окончательное пробуждение. А окончательно он проснулся на кладбище, когда узнал судьбу Аси... И пробуждение это было очень горьким, с запахом безнадежности. Жизнь прошла мимо. И даже фраза, что хорошо бы написать книгу, которую можно писать всю жизнь - ты кончился и она кончилась, говорит о том, что герою не столь уж важно то, что будет в этой книге. Плыть по течению, не стремясь ни к чему, держать внутри мечту и наслаждаться этим ощущением мечты, не прилагая никаких усилий.
Постановка своеобразная. Да, Сергею Аронину удалось создать атмосферу жизни Монахова. Атмосферу, настроения, саму жизнь. И уже привычный минимализм предметов и декорация во флигеле играют на руку режиссеру. Вот табуретки превращаются в шашки, вот стол превращается в кровать, окно в дверь, а потом в выход на летное поле. Все аскетично, но не мешает зрителю мысленно создавать собственные образы.
Главная ценность этого спектакля - актеры! Каждый хорош! В этот раз играли:
Сергей Аронин, Оксана Лагутина, Сергей Смирнов, Арина Борисова, Сергей Погосян, Ольга Гапоненко, Алёна Стебунова.
Очень понравилась игра Сергея Аронина. Еле уловимые изменения внешности, изменение ритма речи, движений и мы видим сначала перед собой подростка, потом юношу, потому взрослого мужчину. Перед нами действительно проходят все этапы взросления, мужания и угасания одного человека.
Сергей Смирнов нам очень понравился в "Пингвинах". И здесь он также хорош. Особенно потрясает роль Ленечки. перед нами действительно оказывается 18-летний юноша - пылкий, влюбленный, отчаянный, нескладный. Ни на секунду не возникает сомнение в его искренности.
И лично меня удивила Арина Борисова. Она мне здесь понравилась в образе Натальи. Впервые я увидела не актрису Арину Борисову, которая пытается что-то играть, а русскую женщину, живущую в средней Азии. Женщину, которая влюблена в мужчину, рядом с которым мечтает быть, но не может. Я увидела и ее любовь, и ее отчаяние, и ее попытки скрыть это отчаяние за напускной веселостью и оптимизмом. Вот просто браво!
Понравились и Сергей Погосян, и Оксана Лагутина. Они замечательно уравновесили молодых коллег. Сергею Погосяну одинаково удались и бабушка-соседка, и отец героя, и Взрослый мужчина. Все совершенно разные, но очень убедительные. У Оксаны Лагутиной образ был один - мать-наседка, которая видит свое счастье в сыне. Вся ее жизнь - забота о сыне, попытка укрыть его от невзгод жизни, облегчить его переживания. Просто прекрасно!
Что мне осталось непонятным - зачем меняли исполнительниц Аси? Хотели показать, как она менялась с течением времени? Так тот же Монахов прекрасно менялся силами одного актера. Встречала мнение, что этим показано, что Монахов в каждой женщине видел Асю. Так тоже этого не увидела в спектакле, по сюжету (ну насколько я могла это услышать, не видя) он каждый раз встречался именно с Асей. Этот момент для меня остался не ясным.
Спектакль довольно интересный, но не уверена, что захочу повторить. Просто не моя история, совершенно. Но смотрится интересно. Ну и повторюсь, на него стоит сходить уже ради игры актеров. А они здесь прекрасны.
Спектакли МТЮЗа отличают своеобразный стиль и тонкая психологичность. Еще один прекрасный пример – «Улетающий Монахов» (скажу сразу, спектакль оставил очень много эмоций и заставил задуматься). Проходит он не на основной сцене, а во флигеле во дворе Театра. Зал очень маленький, ряды располагаются амфитеатром, все прекрасно видно. Но имейте в виду, что опоздавших не пускают – на свои места после 3 звонка невозможно пройти физически, а свободных нет.
«Улетающий Монахов» в режиссуре Сергея Аронина (он же в главной роли) поставлен по роману А.Битова. И мы будем с главным героем, с Монаховым, на протяжении всей его жизни. Не зря в самом начале Автор (Илья Смирнов) говорит: «Хорошо бы начать писать книгу и писать ее всю жизнь». А с помощью нехитрых декораций (по сути, полного их отсутствия) и листами с надписями «ДВЕРЬ», «САД» и т.д. получилось заставить зрителей поверить, что действие происходит то на лестничной клетке, то в заснеженном зимнем саду, то на кладбище.
Действительно ли первая любовь – самая сильная? На этот вопрос мы и попытаемся ответить себе вместе с Монаховым. В начале спектакля он – школьник, безответно влюбленный в молодую девушку Асю (Агнессу), готовый всю ночь ждать под дверью, когда же она пройдет мимо. Но между Асей и Монаховым всегда будет что-то стоять: сначала возраст – Ася старше лет на 5 и не воспринимает его всерьез, потом, когда она наконец согласится – отсутствие денег, места, времени… Их отношения не одобряют ни мама Монахова (Оксана Лагутина), ни подруги Аси.
Асю играют разные актрисы: Арина Борисова, Ольга Гапоненко, Алена Стебунова. Это правильно, потому что Ася для Монахова всегда разная: девочка из коммуналки, молодая женщина, взрослая дама – заведующая детсадом, когда наши герои случайно встречаются через 10 лет… Но всегда одинаково веселая, не слишком серьезная относящаяся к жизни и играющая чувствами Монахова. Конечно, он тоже не посвятил свою жизнь ей одной: он дважды был женат, у него были подруги, но помнил он всегда только Асю. И до такой степени, что, встретив ее в автобусе по дороге в роддом к жене, забыл обо всем и гулял с ней по городу всю ночь.
А годы идут, и вот уже Монахов – солидный профессор под сорок, с молодой любовницей Наташей (вновь Арина Борисова) из Ташкента. И уже он сидит у нее в квартире, а Наташин ухажер, 18-летний мальчик Ленечка (вновь Илья Смирнов), при нем наивно читает ей стихи – так же, как Монахов Асе когда-то. Время идет, идет – и все так циклично повторяется. Ведь даже у мамы Монахова лет пятьдесят назад был такой первый возлюбленный – писатель.
Спектакль идет чуть больше двух часов, в нем почти нет декораций, а актеры по режиссерскому замыслу играют несколько ролей – но он действительно переворачивает все в душе. Сходите, вы не пожалеете.
Андрей Битов перед премьерой спектакля рассказал журналисту из «Вечерней Москвы» Анжелике Заозерской, что, по словам Юрия Любимова, его произведения сложно «переместить» на сцену – «Театр не может передать стиль».
На следующий же день после просмотра спектакля нашла и прочитала книгу.
Роман-пунктир «Улетающий Монахов» включает шесть новелл («Дверь», «Сад», «Образ», «Лес», «Вкус» и «Взгляд»), связанных одним героем – Алексеем Монаховым, который проживает в нем все сезоны мужского возраста, от подростка до зрелого человека. И он весь пронизан мотивом первой любви.
Читая роман, я не уставала восхищаться, как же точно передал С. Аронин его атмосферу!!!
И Монахов его будто сошел к зрителям прямо со страниц книги!
В спектакле перед зрителями проходят простые и сокровенные, а вместе с тем возвышенные и поэтичные, воспоминания Алексея Монахова, которого, при всем желании, сложно назвать «героем».
Перед нами такой «маменькин сынок», безвольный теленок, он ни разу не поступает как мужчина, и даже профессиональная сторона его жизни остается для зрителей за кадром…Только его чувства и мысли (весьма, к слову, хаотичные…)
И при этом Монахов вызывает симпатию и кажется каким-то знакомым и близким.
Идет Алексей по жизни, встречает разных женщин, женится, разводится, но где-то глубоко в его душе живет лишь одна, та самая, первая…
Очень понравилась и сама инсценировка спектакля (все того же Сергея Аронина), и то, как ведется в нем повествование, как используется сценическое пространство и как актеры в нём существуют.
Очень точно смогли передать образы персонажей романа и сам Сергей Аронин, сыгравший Монахова, и три актрисы (Арина Борисова, Ольга Гапоненко, Алена Стебунова), которые представляют нам Асю (его в некотором смысле единственную любовь) в разные этапы жизни Монахова.
Они же во втором действии спектакля станут другими (прочими) женщинами в судьбе повзрослевшего мальчика, по-прежнему напоминающими ему ту, первую…
Понравилась игра заслуженной артистки РФ Оксаны Лагутиной, исполнившей роль матери (а как она спела под гитару песню Вероники Долиной «Свеча»!!!), Ильи Смирнова и Сергея Погосяна, сыгравших в спектакле несколько персонажей.
Весь актерский ансамбль, на мой взгляд, был просто безупречен!!!
Пересказывать содержание спектакля бессмысленно, например, новеллу «Образ» Битову очень долго не удавалось опубликовать, потому что руководство журналов видело в ней только рассказ, в котором «все действие заключается в том, что герои ищут, где им переспать».
При этом в спектакле важен не столько сюжет, сколько его проникновенно - грустная интонация, чему немало способствует и прекрасное музыкальное оформление (музыка Олега Каравайчука, Евгения Крылатова, Нильса Фрама).
А все та же Анжелика Заозерская («Вечерняя Москва») написала, посмотрев премьеру спектакля:
«Первая постановка в театре прозы Битова — бережная, чистая, трепетная. Все настолько деликатно, тактично, нежно. Этакие пастельные тона, акварельные зарисовки, которые свойственны прозе Андрея Битова — прозе русского интеллигента».