Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Москва

Спектакль
Скупой

Постановка - Новый театр
скачать приложение
100+ идейБотПлати частями
О спектакле
Молодость всегда права. Тем более, когда юноша влюблен в девушку, и она отвечает ему взаимностью. А другая девушка влюблена в другого юношу — и тоже взаимно. Однако для достижения счастья есть серьезное препятствие: Гарпагон, отец Клеанта и Элизы. Скупость Гарпагона не знает границ… Впрочем, не все так просто: Гарпагон не только скряга, но философ и интеллектуал… Как это уживается в одном человеке? Герой комедии Мольера держит в «черном теле» сына и дочь, провоцируя их на ответную ненависть. Его желание жениться на молодой женщине, в которую влюблен сын, выдать дочь за богатого старика вопреки ее желанию, никого не кормить, никому не помогать, воровать овес у собственных лошадей — и смешно, и страшновато. Впрочем, так ли уж патологична его жадность? И любовь к деньгам, и желание старика продлить молодость, и ростовщичество — все это сегодня вполне укладывается в норму. Пусть непривлекательную. Имя Гарпагон дано герою не случайно: даже в русском варианте легко угадывается его происхождение от слова «гарпун». Гарпагон загребает все, что удается подцепить. Однако в версии Нового Театра герой не столь однозначен — при всей своей скаредности, он настоящий интеллектуал и философ. И оставаясь наедине с собой, он рефлексирует, рассуждает, сомневается, вызывая сопереживание. Мир Гарпагона, каким его выстраивает сценограф Александр Цветной — стилизованная библиотека, настоящая обитель мыслителя, забитая фолиантами и прочими атрибутами кабинета европейского ученого. Здесь обитает человек, способный цитировать Теофраста, Менандра и даже Будду. Костюмы Виктории Севрюковой не преследуют строгой историчности. И все-таки Франция XVII-го века читается ясно: классичность и европейскость присущи всем образам комедии. Леонид Якубович выступил в этой постановке не только как исполнитель заглавной роли, но и как драматург: им написаны оригинальные монологи Гарпагона, которые придают хрестоматийному образу законченного скупца и эгоцентрика неожиданный объем и парадоксальную глубину. Такое соавторство рифмуется с первой постановкой «Скупого» в театре Пале-Рояль в Париже, где Гарпагона сыграл сам Мольер. По мотивам комедии Ж.-Б. Мольера. Режиссёр-постановщик: Валентин Клементьев Художник-постановщик: Александр Цветной Художник по свету: Алексей Наумов Хореограф: Любовь Углова Художественный руководитель постановки: Эдуард Бояков Действующие лица и исполнители: Гарпагон — Леонид Якубович Клеант — Сергей Гребенников Элиза — Софья Бородицкая / Дарья Коларж Валер — Эдуард Йоонас Марианна — Дарья Дуженкова Ансельм — Валентин Клементьев Фрозина — Евдокия Германова Жак — Сергей Габриэлян / Артем Орлов ЛаФлеш— Никита Кашеваров Продолжительность спектакля: 3 часа с антрактом 16+
  • Скупой – афиша
  • Скупой – афиша
  • Скупой – афиша
  • Скупой – афиша
  • Скупой – афиша
Комедия, Премьеры
16+
Валентин Клементьев
13 июня 2023
3, 1 антракт

Расписание сеансов

Участники

Как вам спектакль?

Отзывы

9
Екатерина Урзова
330 отзывов, 358 оценок, рейтинг 128
19 июня 2023

Казалось бы, что наши современники могут найти смешного в длинной истории какого-то жадюги, который жить не дает детям и притесняет слуг? А уж конец пьесы с его потерянными и найденными детьми и супругами, вовсе на водевиль тянет, тут и "Рабыня Изаура", и "Санта-Барбара" отдыхают. Но эта история захватила нас с первой же строчки. Этому способствовал как немного обновленный текст, так и отличные актеры, сыгравшие в постановке.

Валентин Клементьев, поставивший "Скупого" в Новом театре, не стиал переносить его действие в современность, как сейчас нередко делают. Не стал он и ставить классический традиционный спектакль. Он пошел иным путем, его постановка - постмодернистская. Это переосмысление пьесы Мольера, причем очень удачное.

Текст великого драматурга сохранен, но Леонид Аркадьевич Якубович, занимавшийся литературной обработкой пьесы, добавил монологи главного героя, несколько необычно раскрывающие его характер, и шутки. И спектакль заиграл, как драгоценный камень в новой оправе. Честно: я сама этого не ожидала. Подтверждением этого служил смех в зале, который звучал постоянно.

В первую очередь надо назвать, конечно же, самого Л.А. Якубовича, сыгравшего главную роль. Его Гарпагон получился не просто смешным стариком, жалеющим каждый грош, нет, это философ, подводящий обоснование под каждый свой поступок. Невероятно хороша и Евдокия Германова, сыгравшая Фрозину, которая пытается устроить женитьбу Гарпагона и заработать на этом. Это не просто дама, "приятная во всех отношениях", это очень предприимчивая и обаятельная особа. Хочу отметить роль Никиты Кашеварова, сыгравшего Ла Флеша, слугу. Казалось бы, и роль небольшая, и актер совсем юный,но этот образ стал как бы символом XVII века. Кудрявый херувим-проныра явно украсил спектакль своим присутствием.

Все события пьесы происходят в доме господина Гарпагона. Но что это за дом! Галереи, арки, высокие книжные шкафы, уютные кресла, картины на стенах. Этот уют, эта роскошь наглядно показывают положение нашего героя, демонстрируют его богатство. Кстати, один из портретов - это изображение самого Мольера. А изображение солнца явно намекает на его венценосного покровителя. И, наконец, бюст античного философа показывает зрителям, что хозяин особняка не так прост, как кажется.

Костюмы - это очень удачная стилизация нарядов XVIII века. Да, это не платья и кафтаны времен Людовика XIV. Но они очаровательны, пикантны и живописны. Кстати, обратите внимание на те самые штаны Ла Флеша, что перешли к нему от прадеда хозяина. Вот они как раз и вправду вековой давности и пришли из XVI столетия.

Резюме: спектакль очарователен, как старинная музыкальная шкатулка. Искренне рекомендую.

1
0
10
Екатерина Москалёва-Потёмкина
16 отзывов, 17 оценок, рейтинг 5
14 июня 2023
Однозначно стоит посмотреть

В последний день длинного выходного мне посчастливилось попасть на показ спектакля «Скупой». Спектакль шел на сцене „Et cetera”, однако труппа «Нового театра» п/рук Эдуарда Боякова. Меня заманило, что в главной роли Якубович. Шла на спектакль, ожидая, что нет-нет, но проявится привычный нам образ «Вращайте барабан». Однако, я была приятно удивлена. Актерская игра всей труппы была замечательной, актеры прекрасно дополняли друг друга на сцене и в то же время подчеркивали главную фигуру пьесы. Гарпагон в исполнении Леонида Аркадьевича не вызывает негативного ощущения. По сюжету мы узнаем, что и овес-то у собственных лошадей воровал, и за работу платить не любит, и племянник ходит в штанах его деда. Но почему-то со стороны это выглядит очень смешно. Среди декораций на сцене стоит кресло, и вот когда Гарпагон сидит на этом кресле, абсолютно не получается не смеяться над ним.
Отдельно хочу выделить внутренние монологи Гарпагона. Если вслушаться в них, то в жизни героя есть своя правда, он даже в чем-то прав. В том, что молодость неопытна, что у каждого своя мечта и что плохого в том, что он мечтал о своей шкатулочке, заполненной луидорами. Было о чем подумать в этот момент.

1
0
10
Vera
88 отзывов, 113 оценки, рейтинг 5
21 марта 2024

Якубович предстал в новом образе, а также драматургом — его «перу» принадлежат литературная обработка и монологи постановки. Сюжет пьесы XVII века незамысловатый: влюблённости, сватовство, не те не на тех, препятствия скупого отца, интриги слуг, сметенья чувств.
Шикарные декорации изображали богатый дом в стиле бель-эпок. Яркое световое наполнение всей сцены создавало перед глазами эффектную картинку.
Играл он профессионально, голос родной и знакомый, иногда срывался на высоких нотах, а лицо розовело от эмоций. Он был и сюжетным, и личностным эпицентром постановки. Оказывается, он выступил и драматургом, написал для своего героя филосовские монологи.
Звучал простой юмор старых французских пьес, что создавало лёгкое настроение накануне 8 марта.
Актёры с удовольствием играли в стиле классического театра комедии, порой в тех самых наигранных чувствах.
Сюжет не затрагивает чувств, смотришь с отдыхом, словив классически-театральный вайб. Световые и визуальные эффекты создают полноценный объём ощущений. Яркая и задорная классика!

0
0
10
Анастасия Авдонина
10 отзывов, 10 оценок, рейтинг 0
19 марта 2024
Есть, над чем задуматься

Недавно мне посчастливилось побывать на спектакле, где главную роль играет Леонид Аркадьевич Якубович. Ведь Леонид Аркадьевич не только знаменитый ведущий, но и блестящий актер. В спектакле "Скупой" (по одноименной пьесе Мольера) НОВОГО ТЕАТРА Леонид Аркадьевич играет скупого Гарпагона, жаждущего не только не тратить свое богатство, но и преумножать его. Даже ценой счастья своих детей. Одумается ли Гарпагон? Поймет, что счастье не только в деньгах? А, может быть, вспомнит свои мечты?

"Скупой" - спектакль с красивыми костюмами и декорациями, яркими персонажами и очень правильными смыслами, пронесенными сквозь века. Замечательно раскрыт главный герой - Гарпагон - старик настолько жадный, что из своей скупости готов недокармливать собственных лошадей. Да что там лошадей... Собственных детей готов не кормить, но выдать дочь за богатого старика, а самому жениться на молодой девушке, в которую влюблен его сын. Но при этом Гарпагон настоящий философ. Его размышления, выраженные в монологах, настолько глубоки, что не задуматься над его словами очень сложно. Кстати, для этого спектакля монологи Гарпагона Леонид Аркадьевич Якубович написал сам, выступив не только актером, но и драматургом.

Ну и, конечно, финал. Очень неожиданный, очень мольеровский. Но тут уж я карт раскрывать не буду, хотите узнать - посмотрите спектакль сами

0
0
10
Mariya Godlevskaya
164 отзыва, 167 оценок, рейтинг 5
19 июня 2023
Не скупой, а бережливый и знающий цену времени! Иной взгляд на мольеровского персонажа!

У каждой медали две стороны и еще гурт, между прочим. Поэтому никогда не стоит судить ни о людях, ни об их поступках, ни о каких-либо событиях однобоко и с предубеждением.

В начале недели прогремела премьера Нового театра под руководством Эдуарда Боякова, состоявшаяся в Театре Et Cetera п/р А.Калягина. Театр представил зрителю спектакль "Скупой" по комедии Жана-Батиста Мольера, и получился он по всем параметрам звездным. Во-первых, он состоялся на большой сцене другого прекрасного театра, который я тоже очень люблю. Во-вторых, в качестве режиссера выступил народный артист России Валентин Клементьев. В-третьих, главную роль сыграл, как мне кажется, самый известный ведущий нашей страны - Леонид Якубович. А еще на сцене играли приглашенный актер, заслуженный артист России Сергей Габриэлян, и сам Валентин Клементьев, поставивший этот спектакль. Получилось здорово, попадание в десяточку по всем параметрам, и довольные зрители тому лучшее подтверждение!

Выбирая спектакль, я стараюсь ни на что не смотреть предвзято, однако в этом случае очень боялась устойчивого стереотипа "Вращайте барабан". К счастью, ничего подобного не было, наоборот, Леонид Якубович смотрелся на сцене гармонично, он иронично, забавно, а порой и весьма философски изображал своего персонажа. Более того, в этой постановке он также выступил не только в роли актера, но и в роли драматурга. Оригинальный текст Мольера Леонид Аркадьевич дополнил монологами, которые позволяют посмотреть на Гарпагона, которого он сыграл, совсем другими глазами. Гарпагон, что означает скряга, жадина, кажется, как и другие персонажи Мольера, был обделен более обширным набором качеств. Леонид Якубович исправил это, привнеся в комедию положений философию и мораль. Так "приз или деньги?" Жадный или бережливый? Гнался всю жизнь за луидорами или шел к мечте? Была бы безбедная жизнь у его семьи, не складывай он экономно каждую монетку? Ко всему прочему, в числе декораций есть большой книжный шкаф, характеризующий главного героя как человека образованного и начитанного. И да, не вижу ничего плохого в том, что пожилой и состоятельный мужчина при виде красивой девушки воодушевился, помолодел и захотел снова стать счастливым. Таким вот образом отрицательный неприятный герой приобрел вполне нормальный облик среднестатистического человека, у которого есть свои недостатки и мечты. Еще и философа, посчитавшему цену каждой его минуте.

Еще одним ярким персонажем на сцене стала сводница Фрозина в исполнении Евдокии Германовой. Яркая, веселая, интересная дама, демонстрирующая свои все еще весьма стройные ножки, веселила весь зал. Но более всего, судя по реакции, зрителям понравились повар и кучер в исполнении Сергея Габриэляна. Нет, у него не было нескольких ролей, так задумано самим Мольером, ведь жадный Гарпагон не смог заставить себя разориться сразу на нескольких слуг, поэтому за всех отдувался один - Жак. Роль Ансельма в конце спектакля Валентин Клементьев оставил для себя, и был встречен громкими аплодисментами. Все остальные роли исполнили молодые артисты, которые также хорошо знакомы тем, кто уже посмотрел спектакль "Лубянский гример" в Новом театре. Я смотрела дважды, и для меня уже привычны как их стиль гиперболизированной театральности, так и демонстрация гибкости и привлекательных форм в любой более-менее уместной ситуации. Декорации, подготовленные к спектаклю Александром Цветным, незатейливые, но очень красочные, уютные и выдержаны в стиле 17 века. Впрочем, как и утонченные костюмы, созданные Викторией Севрюковой. Особенно интересна идея с тонированными в разные цвета париками.

Решение не переносить действие пьесы в современность, на мой взгляд, было смелым и правильным. Сочетание всего вышеперечисленного сложилось в качественный интересный спектакль с оригинальной подачей, который лично я посмотрела с большим удовольствием. Единственное, что огорчило - мизансцены ориентированы, в основном, на левую часть сцены, так что, сидя справа, находишься на расстоянии нескольких рядов, даже если сидишь вплотную к сцене. Так что места нужно выбирать с расчетом на это. Честно говоря, время пролетело даже как-то незаметно, но всего хватило, и настроение было прекрасным. Зрители еще долго не отпускали артистов, особенно Леонида Якубовича. Если вы все еще решаете, идти или не идти, то у вас есть время до следующего сезона, хотя я бы затягивать не стала и купила билеты уже сейчас.

0
0

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Афиша Daily
Все

Подборки Афиши
Все