Драматический, Музыкальный |
12+ |
Михаил Цитриняк |
2 часа, 1 антракт |
Куда уносит нас «Онегин-Блюз»?
После просмотра «Онегин-Блюз» в театре «Содружество артистов театра на Таганке» прихожу к выводу, что не все антрепризные постановки, главной приманкой в которых становятся знаменитые артисты, блещут плохим вкусом и содержанием. В моём случае «Таганка» оказалась на высоте, как во времена своего бессменного руководителя Юрия Любимова, и оправдала все ожидания, потому как в наши экономные дни редкая роскошь сыграть элегантную, ироничную, возвышенную, музыкальную постановку с высокопрофессиональным коллективом без наскучивших, скабрезных приёмов многочисленных предшественников.
А.С.Пушкин с хрестоматийным романом «Евгений Онегин» в постановке режиссёра Михаила Цитриняка предстал перед зрителем в необычном музыкальном симбиозе чистейшей поэзии, блюза, балета и оперы. Утончённость эстетики с виртуозным саксофонистом И. Бутманом и народным артистом А. Гуськовым подняли гениальный текст А.С. Пушкина до нового переосмысления – весело и музыкально говорить о трагических вещах. Многие строфы из романа часто вспоминались залом и хором прочитывались вслух. А струнный квартет на сцене добавлял партитуре особый шарм. Музыканты выступали не только действующими лицами: их смычки, точно попадая в интонацию спектакля, пронзительно возмущались и стреляли прямо в зрителя. Музыка, написанная композиторами Б. Кинером и А. Прокоповичем, филигранно подчеркнула тему, помогая раскрытию эмоциональных состояний Онегина, Ленского, пейзажных картин и всего, за что мы любим этот хрестоматийный роман. Всё было сыграно с лёгкостью и блеском. Браво мастеру!
Очаровательная белоснежная возлюбленная в танце раскрывала характер Татьяны Лариной (хореограф Т.Борисова), а бессловесный тенор (Николай Дорожкин) из оперных сокровищниц исполнил арию Ленского. Браво певцу!
Красивая сценография (Кирилл Данилов) с подвешенными гитарами к потоку, горящими свечами, красными розами, чёрными футлярами от контрабасов дополнила диссонансы виртуозных блюзов и вневременную поэзию. Одним словом, рекомендую смотреть спектакль с семьёй и думаю, что данная феерия Александру Сергеевичу пришлась бы по душе! А на вопрос «Куда уносит нас Онегин-Блюз»? Ответ простой – в мир настоящего искусства.
Есть некрасивое слово "катарсис", но оно точно описывает впечатление от спектакля "Онегин-блюз" с Алексеем Гуськовым и Игорем Бутманом. Классический текст Пушкина сыгран так умно, легко, но весомо, что, выйдя из театра, даже заплакала: "Как же теперь смотреть другие спектакли, фильмы, когда увидела, услышала (познала!) такой потрясающий уровень!"
"Онегин - блюз" - это две творческие вселенные, параллельные дороги, которые то сходятся, то снова расходятся. На одной - горделивый артист театра и кино Алексей Гуськов, на другой - удалой саксофонист Игорь Бутман.
Роман Пушкина в постановке режиссера Михаила Цитриняка звучит весело и вольно. Онегина изначально хоронят в футляре из-под арфы, чтобы не было мучительно грустно и обидно за убиение классического произведения. На поминках присутствуют: рассказчик, уборщики и струнный квартет.
"Онегин - блюз" - это рассказ от первого лица (от автора) в духе stand-up - шоу.
Алексей Гуськов занимает эфир на 90% , меняя каждую долю секунды маски (не медицинские, слава богу). Актер жадно смакует все слова и смыслы, изящно подтрунивая над каждым из героев писателя. Самоирония тоже имеет место быть.
Татьяна у Цитриняка то уборщица, то глупая балерина с накладными ресницами, а от Ленского нам остался только парик.
Бутман, в свою очередь, вторит на саксофоне повествованию и шуткам Гуськова, и из инструмента вылетает то зарубежный хит, то музыка советских мультфильмов. Иногда он даже открывает рот, чтобы поучаствовать в беседе. Саксофонист признался на пресс-конференции, что для него это довольно странно - играть на сцене, пусть и незначительную роль.
"Онегин - блюз" - музыкальная зарисовка на классику с современными акцентами. Рекомендуется смотреть тем, кто любит выходить из зала с легкостью в душе.
Есть ли блюз в "Онегин-блюз"?
В начале просмотра спектакля я сам впал во все оттенки состояния души, которое означает термин "блюз" (англ. blues от blue devils — уныние, хандра, часто его используют для обозначения подавленного настроения): куда я попал? Причем здесь блюз, тем более причем джаз, джазовый фестиваль?
Может блюз - это унылый струнный фон, который диссонансом оттенял иронично-экспрессивную, практически джазовую игру Алексея Гуськова-музыканта? Он не просто виртуозно читал гениальный текст Пушкина, он играл на всех инструментах как человек-оркестр. Джазовый оркестр. Хотя с каждой нотой Александр Сергеевич упрямо уводил нас в Россию начала XIX века, по-джазовому живой, с контрастными поворотами темперамент Алексея Геннадьевича возвращал нас в век двадцать первый.
Я на минутку представил совершенно пустую сцену - только один Гуськов: никаких декораций, световых эффектов, унылых "музыкальных" силуэтов... Мы бы, зрители, не проиграли. Я тут вспомнил историю, как одна за другой полетели струны на скрипке Никколо Паганини - осталась только одна, на которой, как ни в чем не бывало, доиграл сложнейшее произведение гениальный музыкант. По сути, не в обиду будь сказано Игорю Михайловичу, что-то такого захотелось. Без членовредительства.
С другой стороны, мы ему должны быть благодарны за то, что он принял и поддержал бредовую идею Алексея Гуськова - совместить несовместимое. Стихотворный роман Александра Сергеевича для джазмена, вообще для джаза, то же самое, что тонкая веревка над пропастью для канатоходца без страховки: какие бы кульбиты не рисовал, он - пленник этой веревки, которая и диктует жанр.
Джаз - это не искусство для канатоходцев, оно - дитя просторов, полетов, парений. И головокружительных подъемов и падений. Роман Пушкина - Вечность, джаз - это Миг. Игорь Михайлович, по сути, добровольно вогнал себя в эти рамки, наверняка сознавая, что его роль в этом спектакле, мягко скажем, будет не самой значительной. За это я аплодирую ему стоя.
https://farhad1958.livejournal.com/81354.html