Драматический |
16+ |
Михаил Левитин |
29 октября 2006 |
3 часа, 1 антракт |
Режиссер Михаил Левитин, энтузиаст поэтического театра, после Хармса и Пушкина взялся за персонажа противоречивого и нынче почти забытого — Владимира Владимировича Маяковского. Спектакль про любовь и смерть поэта начинается прологом из повседневности: двое следователей ГПУ (Юрий Амиго и Геннадий Храпунков) скучным голосом читают дело о самоубийстве 1930 года. Друг за другом возникают главные свидетельницы — конечно, женщины: Лиля Брик, Татьяна Яковлева, актриса МХАТа Вероника Полонская. У каждой своя судьба и свой голос, но здесь они просто карикатуры, раскрашенные, как в сплетне мемуариста, одной краской: Брик (Ирина Богданова) — нахалка и главная наследница, Яковлева (Катя Тенета) — уязвленная героиня богемы, Полонская (Ольга Левитина) — наивная дурочка. Но все-таки не они здесь главные.
После того как музы поэта выясняют отношения над его телом, начинается собственно Маяковский. В этой части действуют безымянные «разлюбленные», среди которых и одна незнакомка; это лирические герои стихотворений или просто отдельные ожившие образы. Им от 30 до 50, они выскакивают на сцену под прокофьевский марш из «Любви к трем апельсинам», выкрикивая свои строчки. За ними следует демоническое существо — Старик с кошками (Евгений Кулаков). Он, в пестрой шкуре-шубе и с волосами дыбом, играет здесь роль Черного человека. В финале возлюбленные поэта — три женщины из первого действия — появляются уже как персонажи его воображения. Они поют под пианино и нервную скрипку — джазово-кабацки, надрывно — самые известные стихи.
Левитин говорит, что долго мечтал поставить Маяковского, и это видно: трехчасовой спектакль, в который уместились все пришедшие в голову образы, разбухает, как перезрелый гриб. Идеи-споры сыплются из него без числа — знай подхватывай и делай отдельные эффектные сценки. Но ему хронически не хватает отбора. Пытаясь показать, что Маяковский не ходульный персонаж советской литературы, а страстный мужчина и редкий лирик, Левитин мастерски вытягивает из стихов образы — пластические, непредсказуемые — и зачем-то доводит их до абсурда. У Маяковского всегда есть железная логика ритма его знаменитых лесенок; самые сложные сравнения звучат у него ясно. На сцене «Эрмитажа» выходит нечто с нарочито затемненным смыслом, в духе обэриутов: материализуются отдельные образы — и рушится композиция целого. Впрочем, одна заслуга Левитина не подлежит сомнению: выходя из театра, хочется всерьез перечитать первоисточник. По нашим временам — уже немало.
Маяковский жил и творил только ради и во имя любви. Он стрелялся-то из-за нее одной... Большой Человек с большим сердцем! Спектакль - живой Маяковский в 21 век е! спасибо за такие вот шедевры театрального искусства!
Вывод:
Не смоют любовь
ни ссоры,
ни вёрсты.
Продумана,
выверена,
проверена.
Подъемля торжественно стих строкопёрстый,
клянусь —
люблю
неизменно и верно!
В.В.Маяковский.
Любовь наполняет жизнь смыслом, подогревает творческий жар..любовь убивает.. Превосходный спектакль, надрывный, эмоциональный!
Маяковский для меня загадка со школьных лет. Столько в его стихах революционной мощи и самой нежной лирики. Где было начало его конца?! Где его сущность? Поэтому не упускаю возможности добавить в свои знания о нём что-то новое. Посмотрела спектакль "О сущности любви"... Впечатление убогое! Такая невнятица, столько неврастении! Как-то совестно за актёров. Видно было, что им просто скучно. Особенно, когда приходилось замирать в статичных позах. По словам моего спутника, Маяковский бы с ними (режиссёром и актёрами) разобрался за такое представление его "сущности любви". Я сним согласилась. Уровень спектакля, на мой взгляд, это "литературно-музыкальная композиция" школьной поры, когда в зале шуршат, шутят и посматривают в темноте на часы "когда это кончится".