Опера |
12+ |
Адольф Шапиро |
13 февраля 2009 |
2 часа 50 минут, 1 антракт |
Бывают оперы, где важна главная мужская роль. Бывают — когда важен слаженный ансамбль солистов. В «Лючии ди Ламмермур» Гаэтано Доницетти все держится на исполнительнице заглавной партии. Никуда от этого не деться: есть подходящая примадонна — есть спектакль, нет примадонны — нет спектакля. Певица должна обладать крепким, но нежным голосом, выпевать белькантовые фиоритуры и, как водится, красиво любить, страдать и умирать, предварительно доведя публику до экстаза своей сценой безумия, которая поется в запачканной кровью ночной рубашке, с ножом в руке и романтично распущенными волосами.
Впрочем, последнее — на усмотрение режиссера. В данном случае это известная в драматическом театре личность — Адольф Шапиро, который, следуя веяниям времени, дебютирует с этой постановкой в опере. В качестве сценографа с ним работает авторитетный латышский специалист Андрис Фрейбергс, от которого нужно ждать чего-то красивого и строгого. Кроме того, обещан видеоряд в исполнении латышской художницы Катрины Нейбурги, знаменитой у себя в Риге тем, что для афиши балета «Пиноккио» сфотографировала своего 4-летнего сына в голом виде. Афиша спокойно висела по всему городу, пока какой-то латвийский политик, летя в самолете, не увидел в бортовом журнале анонс премьеры. А Латвия как раз в ЕС вступила! А тут детская порнография! Шуму было много, хотя к «Лючии», конечно, все это не имеет никакого отношения. Известно также, что костюмы Елены Степановой — полуусловные, полуисторические. Что режиссер не собирается модернизировать оперное бельканто, но хочет сделать из него цитату и воспоминание. А что касается примадонны, то она — Хибла Герзмава, прима Театра Станиславского и одна из лучших московских певиц. То есть спектакль, скорее всего, есть.
Шел на оперу специально посмотреть на Хиблу Гирзмаву как главную приму Немировича-Данченко.
Но запомнилась в первую очередь сама опера в целом. Постановка хороша, но главное – попал на тех исполнителей, у которых все вместе сложилось в шедевр. Да-да, по хорошему – уровень был именно шедевра, очень высокий, стоит сходить обязательно!
И Доницетти – гений, что «Лючия», что «Эликсир любви» - слушаются очень впечатляюще, с хорошими актерами-то. И все вместе – сложилось завораживающе, не меньше.
По личностям – Хибла Гирзмава – отлично, вернее просто прекрасно пела, ария в третьем акте – действительно шедевр. Это очень хороший уровень, международный, поверьте.
Но больше всех впечатлила не она (наверное потому, что от нее это и ожидалось)
Михаил Векуа – это было что-то! Нет, он и в «Кармен» и в «Майской ночи» был хорош, а в «Мадам Баттерфляй» - неплох, но то что он сделал тут.. Потрясающе! Уровень запредельный, в первом акте и особенно в третьем – просто чудотворно, чисто и мощно. То ли петь учится лучше и лучше, то ли просто ария его – но слушалось завораживающе, и само по себе и вместе с Гирзмавой.
Еще понравился Ульянов – мощный бас, но мало где раскрывается в полную силу.. хотя мог бы, думаю.
Вот «Энрико» (брат Лючии) – никак не впечатлил.. начал очень хорошо, но потом «сдулся».. но это, видимо, даже неплохо – настолько хороши были Гирзмава, Векуа и (когда ария позволяла) Ульянов
Но все равно – все вместе были великолепны, и слушать «Лючию» надо обязательно. Есть понятие «must see», а это – «must hear».
И еще лично у меня был праздник – я оч. долго заслушивался когда-то арией из «Пятого элемента», не зная что это.. Теперь я точно знаю что это – ария Лючии из третьего акта, и что я слышал ее в идеальном исполнении.
Впечатления – дорогого стоят!
Какой-то невероятный вышел контраст…в новой постановке Лючии Музтеатра. Наверное, лучшая в Москве пара солистов А.Долгов и Х.Герзмава и совершенно несчастная сценография и режиссура в целом. Да и оркестр тоже особой внятностью не отличился. В результате смазалось все и потонуло в какой то мути. Все эти божественные «перке» и «наморато» Г.Доницетти поблекли и потерялись. Увы, увы…
Не могу удержаться, чтобы не отметить странности и комизм художественных решений... Первое, что вы видите после увертюры - это помещение типа новостройка без отделки (только радиаторы центрального отопления и возможно еще электропроводка -не разглядел точно). В следующей сцене одна стена драпируется ужасно пошлым гобеленом типа "грезы при Луне" и на сцену выезжает арфа с арфисткой, но самое интересное - на этой арфе потом со сцены уезжает Лючия. Дальше больше - приводят белую живую конягу (которая бедняга соловеет от крепких голосов на сцене). Затем появляются железные дровосеки с пивными животами и закрытыми забралами и всё шестеро предъявляют фальшивые письма об измене Эдгардо. Почему в шести экземплярах?! Назначение периодически вывозимой на сцену конской статуи мне тоже расшифровать не удалось.
Кульминация спектакля по всей видимости решалась исходя из творческой задачи - удивить. В результате Лючия после акта убиения законного мужа появляется в образе гуся, который откормлен на фуа-гра, или человека придавленного могильным холмом (видимо строчка «…любая женщина как свежая могила» - авторам не давала покоя…). Всех странностей не перечесть.
Одним словом – дичь!!!
Любители оперы начинают рецензии фразами типа "Ну, для Москвы в целом, ничего так, пойдет". И я их понимаю, к сожалению.
И честно скажу, что ВПЕРВЫЕ в Москве я услышала голос мирового уровня. Это все та же Хибла Герзмава, о которой тут написал каждый. Хотя лично мне показалось, что у нее болело горло, то есть осталось четкое впечатление, что она может больше.
Все остальные на ее фоне теряются и плачут.
Постановка мне понравилась очень. Признаюсь, чтобы оценить вкус и стиль этого театра, мне потребовалось много лет. От Кармен с пластиковым стаканчиком, помнится, была в глубоком ужасе, где-то тут даже рецензия есть. С тех пор много воды утекло, и теперь я верю, что это - хорошо. ну разве что кроме Тоски, которая ну просит, просит роскоши барочной постановки.
Мне понравилось, да. Но меня все-таки не радует, что в Москве МАЛО исполнителей-вокалистов МИРОВОГО уровня. Надо больше!
Я очень люблю оперу, практически с детства. Вопрос сценографии для меня не принципиален, потому что считаю, что опера - это прежде всего мощь и красота звука, нежели художественная постановка, это всё-таки немного не театр. "Лючия ди Ламмермур" Шапиро, тронула! я бы даже сказала сыграла на струнах души. Дивный голос Хиблы сорвал овации вполне заслужено. Очень порадовало решение режиссёра в конце первого акта вывести хор в зрительный зал. Когда всё это происходит в двух шагах от тебя, звуки проникают уже не через уши, а через душу, а по щекам катятся невольные слёзы. Такова она, истинная сила искусства! Спасибо!