Драматический |
16+ |
Григорий Козлов |
6 ноября 2010 |
4 часа, 2 антракта |
Питерский театр года «Мастерская», хорошо известный московскому зрителю по спектаклям «Старший сын», «Грёзы любви, или Женитьба Бальзаминова», «У ковчега в восемь» привозит в столицу свою «визитную карточку» - спектакль «Идиот. Возвращение», в котором занята вся труппа театра.
Театр инсценировал первую часть романа Ф.М.Достоевского, инсценировал тщательно и подробно, практически без купюр. Но если у Ф.М.Достоевского первый день князя в Петербурге – только завязка будущих событий, то спектакль Григория Козлова – это законченная история, в которой все сюжетные линии собраны воедино и доведены до логического конца.
Спектакли Григория Козлова по произведениям Ф.М.Достоевского отличает, по мнению критиков, «нежный драматизм». В «Идиоте», вопреки ожиданиям, нет ни надрыва, ни трагического излома, напротив, спектакль пронизан нежной иронией и светлым юмором, поэтому в зале постоянно раздаются взрывы зрительского смеха.
Князя Мышкина играют в очередь 3 исполнителя. Московские театралы увидят двух из них. Мышкин Евгения Шумейко (Васечка в спектакле «Старший сын») – это ребёнок, впервые попавший в мир взрослых. Ему все интересно в этом мире, все важно, все удивляет.
Князь Максима Студеновского (Бальзаминов в спектакле «Грёзы любви, или Женитьба Бальзаминова») «сделан» более остро и даже эксцентрично.
Каждому Мышкину «полагается» своя Настасья Филипповна, свой Рогожин, Ганя, Лебедев и другие исполнители. Так что зрителю будет предъявлено два разных спектакля. Которые имеет смысл смотреть и сравнивать, как это делают петербургские поклонники «Мастерской».
организует гастроли продюсерский центр "Театромания"
Да, в Петербурге появился новый театр. Такого огромного количества одарённых актёров сейчас не встретишь в большинстве академических театров. А в "Мастерской" они все как на подбор.
Сомневаюсь, что стоило браться за "Идиота". Роман, мне кажется, можно ставить ради образа князя Мышкина, а в спектакле вопрос о чистой душе и счастье поднимается лишь в первом акте и потом, к сожалению, забывается. Линия Аглаи и князя Мышкина так хорошо разыграна, что жалко - продолжения не будет. Материал сыроват - из-за провисания финала и того, что молодые стараются играть старых. Получается только у Александры Мареевой.
Однако, в "Идиоте" есть несколько ролей, которые оправдывают выбор этого романа. Арина Лыкова играет Настасью Филипповну и для меня это сразу роль из хрестоматии - Настасья Филипповна именно такая. Много удачных работ: Сергей Алимпиев (Рогожин), Полина Сидихина (Аглая), Владимир Кочуров (Ганя), Евгений Шумейко (Мышкин), Арсений Семёнов (Фердыщенко), Николай Куглянт (Лебедев). Александре Мареевой удаётся то, что не под силу другим - она справляется с ролью генеральши Епанчиной. Так Мадлен Джабраилова играла старуху в "Волках и овцах" Фоменко.
Сильный актёрский спектакль, о котором почти забыл режиссёр. Мощное начало (спички, поезд, фантазии генерала, Мари и её бантик), а потом, словно режиссёр ушёл с репетиции. Актёрам не хватило режиссёрской шлифовки, которая бы сократила затянутые сцены, которая бы разнообразила читку чем-то по-хорошему театральным. Столько было возможностей обыграть текст, сюжет, отсутствие декораций, музыку, но возможности использованы не были. При этом 4 часа пролетают почти незаметно и за энергией этих актёров не устаёшь следить.
Жаль, что финал оборван. Большие романные формы обрывать нельзя. Не должно быть ощущения, что вместо финала - антракт. Несколько составов - любопытный ход. Хочется сравнить, увидеть Куглянта в роли Гани и другую Настасью Филипповну.
Заметно, что у "Мастерской" за два года появился свой зритель. Мы спешим присоединиться.
Когда на фоне еще не открывшегося занавеса одна за одной чиркают спички и выхватывают из темноты лица тех, чьи судьбы сгорят сейчас на наших глазах, весь зал замирает.
А потом, когда занавес опускается, и смолкают финальные аплодисменты, память долго терзают глаза этого удивительного спектакля: распахнутые глаза князя (Евгений Шумейко, Евгений Привалов, Максим Студеновский), больные сверкающие непролитыми слезами глаза Настасьи Филипповны, (в пронзительном исполнении Арины Лыковой), невзгляд Рогожина (Сергей Алимпиев), виноватые глаза генерала (Константин Гришанов) и такие разные, терзаемые своими бесами глаза других героев "Возвращения" (Александра Мареева, Алексей Ведерников, Алена Артемова, .Владимир Кочуров, Михаил Касапов, Николай Куглянт, Арсений Семенов).
Замечательный спектакль!!! Я уже столько раз ходила на постановки Идиота, но эта была самая лучшая. Моя случайная командировка не прошла даром. Спасибо моей работе и театральной кассе bileter.ru за полученный билет!!! Впечатления остались надолго и очень приятные)