Извините, новый дизайн
для этой страницы не готов
Возвращаемся на красную Афишу?
Перейти
Театральная афиша Москвы
8.1
  • жанр
    Опера
  • 3 часа 30 минут
    12+

Новая работа немецкого классика: давайте негромко

Петер Штайн хотел поставить «Аиду» как интимную драму. Он даже договорился с дирижером Феликсом Коробовым строго соблюсти все вердиевские piano и pianissimo. Спектакль и впрямь получился тихий: скупой на эмоции, восхитительно статуарный, с холодным дизайнерским шиком. Традиционализм Штайна может раздражать, но пропускать эту «Аиду» — вообще-то единственную в Москве — глупо. Здесь нет ни дерзких трактовок, ни приращения смыслов, а все просто — история двух женщин и одного мужчины «в обстоятельствах, которые совершенно невозможно представить».

Галерея

Отзывы пользователей о спектакле «Аида»

Фото Victor Solkin
отзывы:
7
оценок:
8
рейтинг:
125
5

В МАМТ им. К. Станиславского и В. Немировича-Данченко премьера «Аиды». Постановка известного немецкого режиссера П. Штайна. Напомню: в Москве нормальной постановки «Аиды» не было со времен постановки Большого 1997 года, еще на старой сцене, до реконструкции.

Впечатления от второго премьерного спектакля очень разные.

Сначала о музыке. Опера исполнена очень хорошо, почти ювелирно, за что главному дирижеру – Ф. Коробову – низкий поклон. Несколько моментов очень резкой смены темпа в сцене «Судилища» - не в счет. Паузы – выдержанные; роскошное «пиано», все, как говорится, «с чувством, с толком, с расстановкой». Моим личным открытием стала Аида (Мария Пахарь) – обладательница роскошного, очень красивого сопрано, с какой-то звонкой молодостью, великолепным интонированием, при этом еще и объемом и аккуратностью к партии. Ее великолепно слышно в ансамблях, кроме того, она грацией, непосредственность, искренностью очень соответствует роли и поэтому совершенно понятно, почему в нее, а не в царскую дочь влюблен Радамес.

Радамес (Николай Ерохин) очень хорошо спел свою партию. Очень аккуратно и академично, в отдельных моментах – осторожно. Была пара попыток кричать, но тенор вовремя спохватился и поэтому ничего совершенно не испортил. Я именно о вокале. Драматической игры, увы, у него почти не получилось, несмотря на старание и усилия. Вокал, впрочем, это скрашивает.

Амнерис. Сразу скажу, что эта партия у меня в «Аиде» любимая и поэтому я пристрастен. У Ксении Дудниковой царская дочь не получилась, увы. Меццо глохла в красивых, отлично выстроенных ансамблях, которые хочется отдельно похвалить. Все ноты были, конечно, спеты и, вроде бы, ни придраться. Но вокального накала – мало, голос звучит недостаточно мощно для Амнерис, много метаний по сцене, ненавидящих взглядов и бросков на соперницу, однако подлинного, глубинного драматизма, нужного Амнерис еще по словам самого Дж. Верди, у К. Дудниковой нет. Увы, сильно испортил образ гордой и величественной царской дочери режиссер, заставив Амнерис пинать Аиду ногами и молотить кулаками Радамеса. Не понятно, чем руководствовался Штайн, но образ он испортил откровенно. Еще, конечно, обидно, когда дочь фараона ходит походкой взводного, неуклюжа и как-то банально груба.

Очень хорош фараон (Дмитрий Степанович). Эффектный, яркий голос, богатый оттенками и тонами позволил царю Египта, обычно мало заметному в опере, стать ярким участником действия. Хороша и его игра – яркая, заметная и величественность – та самая, которой вообще, к прискорбию, не видно у Амнерис. Его полная противоположность верховный жрец Рамфис (Денис Макаров), которого элементарно не хватает на партию, особенно в низах. Голос плоский, звучит как-то посредственно, что особенно заметно опять же в «Судилище», где на суде он звучал абсолютно неубедительно. Актерскяа игра – на троечку, силы характера, воли верховного жреца в Д. Макарове нет в принципе и выбор его на эту сложную и важную роль – не понятен.

Очень хороша была великая жрица (Лилия Гайсина), убедителен и эффектен Амонасро (Андрей Батуркин). Повторюсь, очень эффектны, слажены и объемны ансамбли. Оркестр очень уважает голоса (браво, маэстро!) и поэтому звучание- прекрасное. Если бы, увы, не Амнерис и Рамфис – было бы просто великолепно.

Теперь о постановке в целом. Не ждите от нее красивого и величественного древнего Египта. Печально, но декорации часто напоминают залы магазина «ИКЕА», особенно злосчастное «Судилище». Площадь пытались спасти золотым полотнищем, а дворец фараона в Мемфисе – золочением косого дверного проема. И все. Ни архитектуры, ни декорировки, ни погружения в древность – абсолютно ничего. Чуть лучше получился храм Птаха, в центре которого почему-то стоит лунная ладья, в которую в момент апофеоза спускается массивный диск. Жрицы с необычной и, в целом, удачной хореографией, частично заимствованной из суфийского кружения, и дым от сухого льда создают некую атмосферу в этой картине – единственной во всем спектакле хоть немного отдающей именно древностью, а не бездумным новаторством П. Штайна. В итоге весь колосс, а «Аида» - это колосс, идет с одним (!) антрактом. Объясняется просто: если толком нет декораций, то зачем они, антракты-то? О зрителе, театральном общении и прочих мелочах никто не подумал.

Костюмы ужасны. Автора (Нанна Чекки – якобы, историк костюма) в принципе нельзя подпускать к классике даже на пушечный выстрел. Воины – в костюмах, напоминающих китайское глиняное воинство, болезненная страсть к атрибутам Средневековья типа алебард и дредам. Все, кроме жрецов и царя – в дредах. Вариант – ярко синие дреды у служанок Амнерис. Более-менее неплохой костюм у Аиды, которая, как и полагается в спектакле, - иная и по внешнему облику. А вот Амнерис страшно не повезло. Если в первой картине на ней дикого розового цвета балахон, напоминающий застиранное платье XIX века, а в «Комнате» и на «Площади» нечто невообразимое цвета испитого чая, то в финале - сначала жуткая бордовая имитация индо-персидского костюма, а потом – банальная черная роба, видимо, по мнению абсолютно безграмотной Н. Чекки, символизирующая траур. Сочетание непонятной короны и длинных серег у дочери фараона на «Площади» ужасно – ни дать ни взять «Царская невеста». Жуткие пурпурные, золотые, зеленые знамена. Ничего общего с Древним Египтом, помимо бритых черепов, нет ни в костюмах жрецов, ни в уборе Рамфиса. Чуть-чуть отголоски Египта есть в короне царя, но если бы не жуткий с золотым отливом халат, пригодный, думаю, в чайхане, но не в дворце Мемфиса. Итог: костюмы главный и ужасный прокол постановщиков. Иногда хочется просто закрыть глаза и слушать вокал. Увы. В постановке ГАБТ костюмы от Бархиных были мало выразительны и порой очень громоздки, но даже они были лучше.

В итоге диалога Штайна и Верди не получилось. Странно, когда режиссер во всех своих интервью , даже в программке, ратует за следование мысли автора оперы, однако в финале заставляет Амнерис… резать себе вены на могиле Радамеса. Слушал «Аиду» в паре десятков театров по всему миру, но такой клоунады с брызжущей краской-кровью во время тончайшего дуэта Аиды и Радамеса и торжественно-печальных фраз гибнущей от горя царской дочери – не видел. Это откровенный цирк имени П. Штайна, но не Дж. Верди и не «Аида». Проблема в том, что Штайн абсолютно не понимает, не знает и не чувствует Восток (не говоря уже о Древнем Египте). Поэтому нет стати у дочери фараона, поэтому она пинает ногами бедную Аиду, поэтому сама Аида не понимает, что такое – быть рабыней, поэтому нет величественности, которая всегда есть в древних культурах… и в опере.

В итоге есть прекрасная, тончайшая работа коллектива МАМТ (браво, молодцы!), которому зачем-то, по неведомой какой-то причине понадобился режиссер П, Штайн. В свое время ГАБТ, позвав ставить «Аиду» мало кому известного Иркина Габитова, выиграл, потому что молодой режиссер из Иркутска сделал яркий спектакль, в котором потрясающие монументальные сцены храма и площади, вовсе не подавили интимность дуэтов-диалогов. Здесь же маститый иностранец говорящий о том, что из «Аиды» делают шоу, что он ставит интимный спектакль о любовном треугольнике, и что не надо вталкивать оперу в современные интерпретации, не понял, что «Аида» - это совершенно особенное произведение, требующее не только опыта и резонанса с великим Верди, но и знаний, чувства того, что такое Восток, и что очень важно, интуиции.

Очень советую сходить в МАМТ и послушать оперу. В конце концов, в коем-то веке в Москве добротная, очень качественная «Аида» . Отличный итальянский язык и точеная дикция у большинства исполнителей. Отменный дирижер. Жаль, что при этом порой приходится закрывать глаза и вспоминать очень недобрым словом режиссера.

Фото Владимир Фо
отзывы:
131
оценок:
130
рейтинг:
106
5

"Постановка была ужасной," - так заканчиваются "Старые Мастера" Бернхарда.
Мы все хотим праздника искусства, того невероятного заряда, которое дает тебе хороший театр и филармония. Если очень хотеть, то и Петер Штайн тут не помеха. Но давайте посмотрим на постановку трезво, без эмоций.

Голоса. Ну ладно. Слышали лучше, слышали хуже. Я, как отечественный поклонник оперы, последние 10 лет жалею, что живу не в Питере. После окончания ремонта Большого театра, стал жалеть об этом еще чаще. Предвкушая вопрос) Из ныне живущих наших артистов оперы в роли Радамеса мне нравится Амонов из Мариинки.

Штейн говорил, что в Аиде главное - не пышные декорации, а чувства, любовная история. Я бы сказал, что главное в Аиде - это глубинные противоречия каждого из участников "треугольника"; и успех и неуспех "Аиды" зависит всецело от умения показать трех людей, которых разрывают любовь и обстоятельства.

С этим сложности с первых минут. Celeste Aida практически вначале. Очень сильная ария, где нужно показать невероятную гамму чувств Радамеса. Перед нами мощный полководец, которого терзают не военные думы, а то, что он начинает осознавать свою фатальную любовь к Аиде. И эту историю языком оперного голоса можно раскрыть так, что сам зритель будет как на иголках. Я слышал у Николая Ерохина такое исполнение, как будто его Рамадес купил краковскую и, неся ее домой, понял, что на самом деле хочет любительскую. Русский лирический тенор, русское bel canto, где главное отличие - глубокая драматическая проработка роли, - ничего этого не было. Я не услышал ни полководца, ни человека, разрываемого любовью.
Желаемый градус переживаний я услышал только у Амнерис, только ей я поверил.

Все происходящее напоминает научную фантастику конца пятидесятых или начала шестидесятых. Все эти яйцевидные головы, пластиковые мечи, костюмы доспехов и так далее.
Фараон выглядит как византийский вампир. У эфиопов почему то рыжие косички (как у народа химба, которые мажут волосы красной глиной).
Когда на Радамеса надели ленту выпускника, я понял, что на языке Штайна - это формально вхождение полководца в силу. Когда на Радамеса надели лавровый венок (в Древнем Египте то), я понял, что художники по костюму подошли к работе крайне непродуманно или просто неучи.
Танец "мальчиков-леших" могу воспринимать только как возрастную деменцию Штайна.
Размахивания флагом - пошлый и неуместный способ "замкнуть" динамику сцены на Радамеса. Можно перечислять бесконечно.
Все вместе стилистически не образует единого целого. Справедливо удаленный эпизод Звездного Пути, а не Древний Египет.
Я рад, что к 4 акту весь этот пошлый и сентиментальный китч переместился, судя по декорациям, на борт космического корабля, в одном из отсеков которого замуровали Радамеса и Аиду.

В конце Штайн весьма смущенно кланялся. Вы скажете, что скромность?
Нет, он знает, что поставил не Бог весть как. Постановка слабая и нелепая. Мне показалось, что ему немного стыдно. Но чего не сделаешь ради денег, правда, мистер Штайн?

А теперь хотите по-настоящему страшную вещь услышать? Многие люди в зале искренне радовались и восхищались. Отчасти это естественно, мы ведь за этим и ходим в театр. Но с другой стороны, радовались потому, что эта поделка на уровне провинциального ТЮЗа - событие нашей оперной жизни.
Вот и я, друзья мои, ушел из театра с чувством удовлетворения. А что, остальные то еще хуже.

Фото Василий Филиппов
отзывы:
35
оценок:
34
рейтинг:
72
9

Потрясающая постановка. Никогда ничего прекраснее не слышал.
Три с половиной часа на одном дыхании.
Послушал бы ещё и ещё раз.

Сцена "Possente, Possente Ftha" (первый акт, второе действие) - просто что-то невероятное.
И трио.
И финал.
И голоса.
И массовка.
И акустика в театре.
Всё прекрасно.

Фото Tatyana Putintseva
отзывы:
14
оценок:
18
рейтинг:
12
7

Была на спектакле 25 июля. Зал был полон на все 110 процентов, даже все ступеньки на всех лестницах в проходах заняты людьми, и даже НИКТО не ушел после антракта!
Очень понравились декорации, хоть я и не очень люблю минимализм, но здесь, по моему мнению, он был просто в точку! Когда открылся занавес в 4 акте, у меня просто захватило дух от выразительности открывшейся черно-белой картины, настолько точно соответствующей музыке и духу действия! Потрясающе красиво!
Состав: Аида - Анна Нечаева, Амнерис - Лариса Андреева, Радамес - Нажмиддин Мавлянов. Очень красивые герои, точно соответствующие возрасту, характеру и комплекции исполняемых персонажей! Я не профессионал в области вокала, но на для меня их партии прозвучали точно и выразительно. Лариса Андреева поначалу показалась менее артистичной, но к середине действия все поменялось. В той самой лаконичной черно-белой картине в 4-ом акте она действительно жила, страдала и мучилась, разрываясь от неразделенной любви и боли за любимого и невозможности помочь ему! Её героине я сочувствовала больше всего к концу спектакля! Отец Аиды - Андрей Батуркин. Красивый голос и хорошая драматическая подача!
Оркестр мне тоже очень понравился, и никаких претензий по громкости звука у меня не было! Всех героев было слышно отлично, все было слаженно, выразительно и точно!
Что не понравилось: не совсем понравилось звучание хора жрецов, как говорят, не зацепило...точно не Хор Сретенского монастыря.... И левые фанфары во время триумфального марша на сцене мне показались бледноватыми... Пожалуй, все... Хотя да, вот еще: балетная часть - или вернее, практически её отсутствие. в спектакле.. Жрицы кружились хорошо, а вот мальчики-арапы вызвали вообще недоумение, уровень любительского театра не совсем вязался с общим уровнем действия....Красивое хождение по сцене во время все того же марша к балету точно не имело никакого отношения, хотя и было зрелищно!
В общем и целом, была приятно удивлена этим спектаклем! С советского времени не слушала оперы в этом театре, тогда ходила на все оперные и балетные постановки в нем, поскольку больше никуда попасть было невозможно. И скажу честно, постоянно во время тех спектаклей мешали неточные пассажи героев, помимо того что трудно было представлять молодых и стройных персонажей на фоне реального вида исполнителей!...
Теперь все не так, получила глубокое эстетическое удовольствие от этого спектакля!
И чуть не забыла - поют на итальянском языке. По верху - электронные субтитры! Необычно....

Фото Светлана Дягилева
отзывы:
117
оценок:
168
рейтинг:
83
7

11 апреля 2014 года "Аида" в МАМТе. Премьера.
Партии Аиды и и Амнерис пели уже известные мне Анна Нечаева и Лариса Андреева. И Романа Улыбина (Фараон) я тоже слышала. Поэтому открытием для меня стал Нажмиддин Мавлянов Мне очень понравился! В меру упитанный, отличный голос, достаточно эмоционален, хорошо двигается. Молодец он!
В целом мне понравилось то, что я услышала. Мне не понравилось то, что оркестр периодически перекрывал голоса. Главная цель певца - донести до зрителя идею режиссера и хорошо исполнить роль, а не переорать оркестр. В моментах, когда пели все вместе, можно было разобрать исключительно: "А-а-ааааа, а-а-ааааа". Всё! Да и в отдельных ариях музыканты. видимо, заходились так, что мне казалось, что певец стоит просто с открытым ртом. Я даже не слышала ни звука. У меня не музыкальный (хотя как знать), но очень хороший слух. Поэтому, думаю, проблема все-таки не во мне. Но надо признать, музыка великолепная!
Что касается постановки Петера Штайна, то мне в целом понравилось. Декорации масштабные, простые, но интересные. Четкие геометрические формы, черно-белый стиль. Больше всего мне понравились в первом действии декорации Храма Вулкана. Очень красивые!
Костюмы тоже хороши. У всех были интересные парики или просто головные уборы (у жрецов). Костюмы Амнерис отлично подчеркивали фигуру Ларисы Андреевой. В сцене в Покоях Амнерис ее одевали в чудное платье.
На мой взгляд, это самая многочисленная опера из мной виденных. Не меньше сотни человек точно были задействованы в массовых сценах. Это и воины, и служанки, и жрецы.
Что мне не понравилось. В самом конце, когда уже в могиле встретились Аида и Радамес, когда задвинули камень, выходит страдающая Амнерис и вскрывает себе вены. Это было так. На запястьях у певицы были какие-то сосуды с красной жидкостью, которые она проткнула. Кровь, как учили в школе, пошла фонтанчиком (правда, все-таки из артерии, а не из вены она, чисто теоретически, фонтанирует). Это было с одной стороны доходчиво, думаю, на последнем ряду бельэтажа люди все смогли разглядеть, но с другой - так неприятно и картинно. Как в плохом кино, где поскупились на нормальные спецэффекты. И эта импровизированная кровь льется по камню, а дочь фараона медленно и верно умирает.
И еще в одном месте мне показалось как-то ненатурально. В подземном зале фараона, где Амнерис пытается помочь Радамесу, в одной из сцен дочь фараона 2-3 раза бьет кулачком по руке/спине возлюбленного. Как-то это было сделано неправдоподобно. Она была зла, в ней бурлила ненависть, ревность, но она так слегка, картинно ударила. Зато в начале оперы, когда узнала, что Аида любит того же, что и она, ее от души попинала.

Зал хорошо принял премьеру. Аншлаг был до и после антракта. Мне тоже понравилось, за исключением тех моментов, которые я описала. Первый раз я видела, что зал в конце встал в МАМТе.

Встречайте новую «Афишу».  Что изменилось?

Встречайте
новую «Афишу»

Ежедневно мы собираем главные городские
развлечения и рассказываем о них вам.

  • Что нового:

    В ба­зе «Афи­ши» сот­ни
    событий: спек­таклей, фильмов,
    выс­тавок и мы помогаем
    выбирать лучшие из них.

  • Что нового:

    У каждого события есть
    короткий приговор, помогающий определиться с выбором.

  • Что нового:

    Теперь найти сеансы в 3D
    или на языке оригинала
    с субтитрами еще проще.

  • Что нового:

    Не стойте в очереди,
    покупайте билеты онлайн!

  • Надеемся,
    вам понравится!

    Продолжить