Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Москва
8.2

Спектакль
Отелло

Постановка - Театр им. Вахтангова
скачать приложение
100+ идейБотПлати частями
Густонаселенный драмтанец по Шекспиру
Танцевальный
16+
Анжелика Холина
2 часа 20 минут, 1 антракт

Участники

Как вам спектакль?

Рецензия Афиши

5
Анастасия Паукер
4 отзыва, 4 оценки, рейтинг 30
25 ноября 2013
Безапелляционный приговор шекспировской трагедии

Анжелика Холина, похоже, намерена пригласить на танец всю труппу Вахтанговского. Литовский режиссер-хореограф уверенно завоевывает репертуарные просторы театра: кроме «Отелло» здесь можно увидеть ее же «Берег женщин», где за основу взяты песни Марлен Дитрих, и уже ставшую хитом «Анну Каренину» — обе постановки сделаны на стыке драмы и балета‪,‬ в жанре так называемого хореографического спектакля, который на московской сцене уже не редкость. И Олег Глушков с «фоменками» и гитисовскими студентами, и Сергей Землянский в Театре им. Пушкина приучают драматических актеров к языку тела. Вот и Холина, лишая актера слов, но не требуя взамен профессиональной хореографии, с одной стороны, выбивает у него почву из-под ног, а с другой — помещает в зону абсолютной свободы. Которую актеры в этот раз обретали, преодолевая текст движением. Весь театральный мир в этом году празднует юбилей Шекспира — самое время перевести пьесу драматурга с английского на интернациональный‪.‬‬‬‬‬‬‬‬‬

Партитура «Отелло» у Холиной нарочито лишена жесткой структуры — она составлена из разрозненных композиций Джона Адамса, Арво Пярта и других композиторов-минималистов; хореография — оммаж Пине Бауш и Матсу Эку‪, правда, эковская выверенная острота и нарочитая угловатость приобретают тут недосоленную сентиментальность. Самые выразительные сцены — с участием кордебалета: утонченные девушки в чулках на голове изображают то воинствующих турок, то морские волны, а ближе к финалу — «черные мысли» (как указывает программка), которые завладевают Яго и Отелло, а потом и всем сценическим пространством. Венчает происходящее грозная металлическая конструкция над сценой — это и каркас корабля, и огромная люстра, и главное мерило всего происходящего, строгим судьей нависшее над головами персонажей‪.‬‬‬‬‬‬‬‬‬

Из всех этих многосложных компонентов складывается достаточно простая картина: Яго — подлец, Отелло — ревнивец, Дездемона — агнец. Ясность высказывания, таким образом, вступает в диссонанс с изобилующей излишествами формой, в которую оно облачено. Создается ощущение, что эта избыточность порой служит лишь для того, чтобы скрыть неприспособленность актеров к танцу — тогда как сам жанр подразумевает не отменную хореографическую подготовку актера, а тонкое сочетание в танце его драматических навыков с выразительными, но посильными для него движениями. Видимо, Холина все еще пытается нащупать баланс между непрофессионализмом драматических актеров в танце и отсутствием необходимости этот непрофессионализм скрывать‪.‬‬‬‬‬

2
0

Отзывы

9
Anja De Lanklo
18 отзывов, 34 оценки, рейтинг 39
11 ноября 2013

Скажу сразу, изначально я в журнале "Театральная Афиша" искала совсем другого "Отелло" - бутусовского (на которого иду, кстати, 27 числа). И листая страницу за страницей я наткнулась на эту афишу спектакля...

И меня зацепило. Сама идея, отображенная на афише. Многие, как я услышала разговоры в фойе, шли на Григория Антипенко, но я - мюзикломан. И мне не надо было подписывать фамилию на афише - эти глаза я узнала бы из тысячи. И вот тут мне нереально захотелось посмотреть на Виктора Добронравова в роли Яго.

Кстати говоря, очень понравилось как сделала программка к спектаклю. Лаконично, но при этом с хорошей полиграфией. И отдельно - вкладыш с всё той же фотографией. Краткое описание пьесы, артисты указаны рядом с фотографиями. Всё как в лучших традициях мюзиклового театра, и это радует. Всё-таки приживается эта культура у нас потихоньку.

Спектакль идёт 2.20 с антрактом. Если честно - во время просмотра течения времени не замечаешь. И когда вдруг включается свет - кажется, что на самом деле прошло 10 минут. Настолько захватывает действие не сцене. На протяжении всего спектакля не произносится ни одного слова... Хотя нет, вру... Одно единственное слово, точнее имя звучит со сцены в самом начале - Дездемона.

Главные роли у меня играли: Григорий Антипенко - Отелло, Ольге Лерман - Дездемона, Виктор Добронравов - Яго, Павел Тэхэда Кардэнас - Кассио. С поставленной с актерской точки зрения задачей справились великолепно. Если честно, глядя на их танец, пластику - я в голове слышала слова. Я понимала что говорит Яго, нашёптывая Отелло о неверности Дездемоны. И с какой интонацией он это делает. Это невероятное чувство! И самое поразительное - реакция зала. Ни лишнего шороха, ни шушуканья, даже кашлюны сдерживались. Спектакль прошёл в благоговейном молчании, лишь пару раз разразился аплодисментами по ходу спектакля. Зато на поклонах овация началась ещё только подняли занавес.

Отличная идея - использовать ансамбль в роли не только волн, но и мыслей. То как они кружат вокруг Яго, когда он подбирает потерянный Дездемоной платок... То как они терзают Отелло и мешают Дездемоне достучаться до возлюбленного... Великолепная идея!

Музыка отлично вписана в спектакль. она не является фоном, она наравне с актерами рассказывает историю любви и предательства. Она сжимает всё внутри, чуть не останавливает сердце когда Отелло душит Дездемону...

Мое мнение - этот спектакль должен увидеть каждый уважающий себя театрал!

3
0
3
ВАЛЕНТИНА УСТИНОВА
2 отзыва, 3 оценки, рейтинг 5
16 февраля 2014

Первая сцена с девушками, танцующими море, ангельским вокалом и скелетом корабля, могла бы служить прелестной прелюдией к драматическому спектаклю Отелло. А также сцена с турками-девушками в зеленых "шальварах" и матс эковских чулках на голове и выход Яго дополнили бы такой спектакль.
В остальном был довольно детский пересказ сюжетных сцен с вторичной хореографией, похожий на издания великих произведений для детей начальных классов.
Набросаю то, что раздражало и показалось дисгармоничным:
- выход Отелло со свитой сопровождался унылой роботообразной пластикой, что должно было, видимо, показать мужественность . На лице Отелло минут на 15 застыла идиотская улыбка, как у Щелкунчика, которую ему удалось снять к выходу Дездемоны, так и не было понятно, что с ним было в первой сцене и почему он изменился.
- Бьянке навязали странную хореографию. Но как то не к месту, не к характеру. Актриса упивается ломаной пластикой рук и неприятным выражением лица. Вспомнился вдруг персонаж секретарши из спектакля театра Солнца Арианы Мнушкин про тибетскую труппу на французских гастролях. Но как там тонко и изящно хореография подчеркивает характер персонажа.
- все сцены Отелло и дездемоны в первом акте должны были показывать их чувства, но окраска этих сцен была то ли педофилической (огромный мощный Отелло и маленькая девочка--подросток Дездемона) или уничижительно-совково-патриархальна: бедная девочка извивалась во всех позах, наклоняясь, подлезая под коленками и перекатываясь под ногами. Была похожа на пресмыкающуюся маленькую собачонку перед хозяином, которой он играет как теннисным мячиком, что и было изображено в конце концов. Я не феминистка, но смотреть было противно. И опять вспоминается Пина с ее тонко выверенной психологией и внятными символами в отношениях мужчины и женщины.
Здесь все кондово и просто как три копейки.
- в какой-то момент сцен с безликими масками чулками становится слишком много даже в первом акте. Вообще персонажи в масках, без лиц быстро становятся неинтересны, особенно когда сама хореография довольно статична, проста, сделана не для профессиональных танцоров. Возможности актеров почему-то не используются совсем, что воспринимается странно. Непонятно тогда, зачем актеры, зачем драматический театр, зачем Отелло? Даже шут какой-то безликий и незапоминающийся...

Во втором акте нагнетается все, музыка становится еще громче, выползают люди в черном как олицетворение смерти.
В какой-то момент я закрыла глаза и уши, уровень звука стал невыносим, из-за этого музыка перестала звучать, но стала долбить по голове, действие превратилось в дурацкий фильм ужасов про восставших зомби. Танцоры могут действовать только руками, их нижняя половина действует довольно кондово, как у людей нетанцующих.

Финал был всем понятен и ожидаем) но и здесь засада: Дездемону душили как минимум три раза. Сначала в видениях Отелло, потом Дездемоны, потом все устали ждать. Но реально сцена продолжалась минут 15-20, и она не была ассоциативной, или с использованием повторений как у Пины, например, или на грани черного юмора или с оригинальной хореографией или... Вообщем, просто как песня, что вижу то пою.

Не сказать, что плохо все. Ну да, есть красивые сцены, да есть красивые костюмы, трогательный персонаж Дездемона, да выход Яго ничего так, да девушки безликие в платьях и черных туфельках такие красивые вырулили на поклоны (ни дать ни взять привет Пине), зеленые шаровары понравились, вроде как зеленый цвет лет 6 как в моде и т.д
Но уровень звука срочно править! Приемом Громко как-то некрасиво пользоваться для усиления впечатления.

Плохо то, что ни одна сцена кроме красивой первой не прожита, не доделана, не выпита до донышка... если говорить о современной хореографии - это одно из главных условий жанра. Вообще, жанр современной хореографии и актерская игра в таком виде спорят между собой, им некомфортно и дисгармонично. Видно, что с танцорами хореограф ладит, но для актеров нужно что-то большее.
Но в принципе, зритель хавает, так что... и хореограф дама красивая.

Для интереса глянула на ю-тубе спектакль Холиной на тему танго: Мама дорогая, странное какое-то представление о танго)))

на всякий случай танго это http://www.youtube.com/watch?v=wxxSr_J28Tw&feature=share

2
0
7
Андрей Иванов
1 отзыв, 1 оценка, рейтинг 1
8 апреля 2018

Реценцзия комичная, но уж - что навеяло, то и отразил без глумления и ёрничания. Прошу учесть сей факт. Итак:
Однако, навестили Вахтангова с ранее заявленным "Отелло". Я не пожалел - и окунулся и посмеялся всласть и попу отсидел. Постановка оказалась хореографической пластической драмой без слов в двух действиях с антрактом. Это мне и пришлось ко двору, ибо в связи с отсутствием вербальных инсинуаций и реквизита (кроме приснопамятного платка) актеры были вынуждены передавать содержание Вильяма... ммм... нашего Шекспира посредством акробатически-хореографических этюдов, навеянных больным воображением автора и хореографа. А я по-жизни за любую движуху и поменьше болтовни. Благо атмосфера академического театра и удачные места в ложе бенуара распологали внемлить и вкушать. Конечно, постоянно приходилось гнать от себя крамольные экскурсы в "12 стульев" с прогрессивным большевицким "Вишнёвым садом" и Подколесиным. Ну, а как иначе, коли авторы обрядили действующих лиц мужского пола в костюмы то-ли эс-эсовцев, то-ли гомосексуалистов из "Полицейской академии". Где уж тут удержаться от ласкового смеха и хорошего настроения. Отелло, естесссссно, тоже не подкачал - белолицый чернобровый здоровый качок в образе напыщенного индюка, воплощающего свои сексуальные фантазии с партнершей посредством демонстрации Камасутры-лайт 16+(первый акт) и опасного неврастеника, склонного к нанесению телесных повреждений радостной молодой стройной красивой особе в белом наряде с глубоким декольте, несомненно влекущих летальный исход и без пиетета относящегося к уголовному кодексу, который некоторые, местами великие, комбинаторы рекомендовали чтить (акт второй). Дездемона была представлена в приближенном к классическому образе и, долго изображая непонятку за необоснованную предъяву, отнюдь не хотела в общем-то умирать. И её можно по большей части понять и проникнуться сочувствием - в самом расцвете сил, вся жизнь впереди - и на тебе такая казуистика и непруха... Однако к этому времени психическая болезнь Отелло зашла слишком далеко и стала необратимой. Видимо это у него с детства пошло - от плохого отношения матери и т.п. по Зигмунду. Так что непременно должен был кто-то умереть. Свою команду матросов, которые постоянно виртуозно (в отсутствии слов, бокалов и собственно бухла как такового) бухали и страдали ломками от похмелья он отмёл сразу, ибо та же мама учила не связываться с пьяными мужиками, особенно когда их много и у них закончился алкоголь. Яго он трогать не стал по причине маскировки оного в чёрное трико с чёрным же чулком на голове. А неприкаянная и одновременно окаянная Дездемона постоянно мозолила глаза, вилась вокруг и грузила какой-то хренью типа - "невиноватая я" , тем самым навлекая ещё большие подозрения - отчего жжж невиновной оправдываться... ну и потом тупо с ней было легче справиться - души себе не хочу и души. В общем, не мудрствуя лукаво, так он и поступил. Однако совместно с авторами внёс интересную залихватскую изюминку - душил её её-же рукой.
Душил долго, с чувством, с расстановкой. Она, признаться, от обиды и несправедливости особо не сопротивлялась и отправилась в мир иной в общем-то в непонятках за предъяву и долго ещё валялась на сцене в красивой позе и вся в белом. Отелло, понятное дело, на миг прозрел, осознал содеянное и окончательно и уже бесповоротно сошёл с ума, прилёг недалече аналогично живописно раскидав конечности и понурив голову. Ну что ж - уголовное наказание ему не грозило - только "дурка". Остальные персонажи ещё минут десять поупражнялись вокруг по части совместных акробатических выкладок и массовых живоплясок. Занавес.
Потом очень красиво и пластично все вышли мне на поклон и долго не хотели уходить, меркантильно наслаждаясь овациями гостей Москвы из зрительного зала. Я оценил их порыв и наградил аплодисментами, чем привёл труппу в истинный восторг, который, право, я не стал уж наблюдать имея целью быть в числе первых при штурме гардероба. Шутка...
Финита ля трагедия.

1
0
9
светлана дягилева
117 отзывов, 179 оценок, рейтинг 92
20 мая 2014

16 мая. "Отелло" в Театре им. Вахтангова.
Подруга хотела на Антипенко, я хотела на режиссера Холину и замечательного Виктора Добронравова. В итоге я вышла в восторге, она немного в смешанных чувствах - Антипенко не говорил, а танцевал. Я говорила, что это танцевальный спектакль, но подруга, видимо, забыла об этом. Не важно. Мне очень понравилось!
В случае с этим спектаклем программка необходима, на мой взгляд. Либретто достаточно сильно урезало сюжет книги, многое выкинуто, поэтому и смысл поменялся. Меня это не смутило. Справедливость не восторжествовала (Яго не умер, Кассио судя по всему тоже, да и с Отелло не совсем понятно что произошло, но он определенно умер от тоски и сознания того, что натворил). Подруге теперь интересно будет прочесть книгу, я ее заинтриговала.
Отелло танцевал-играл Григорий Антипенко. Он хорош, но я не могу сказать, что он великолепен с актерской точки зрения, на мой взгляд. Двигается чудесно, очень сильный и мощный. У Отелло было три основных выражения лица: я крутой воин, я люблю Дездемону и как она могла. Наверное так задумывалось. Он действительно воин, что он него можно ждать. На его фоне Дездемона в исполнении Ольги Лерман просто крошечная девочка.
Ольга Лерман в роли Дездемоны хороша. Она показала все чувства к Отелло, всю любовь, а потом непонимание, почему муж переменился, что она сделала не так. Мне понравилась находка режиссера, что Дездемона ходит практически на пальчиках, а когда ее обнимает Отелло, то Лерман трясет ножками, показывая трепет и обожание.
Яго. Виктор Добронравов. Это было СУПЕР!!! Невероятно!! Столько выражений лица, такая актерская игра. И все это вместе с невероятными по сложности движениями! Я уже смотрю не первый спектакль с участием Добронравова, но каждый раз не перестаю восхищаться! Яго был не просто хитер, он был невероятно завистлив, очень умен, безжалостен к Кассио (который был посредственный), Олелло и Дездемоне.
Единственное, что мне не совсем понравилось в спектакле, так это сцена, когда Дездемону душат. По факту ее душили много и долго. Первый раз Дездемона сама мучилась от непонимания, что случилось с мужем, почему он так изменился, лучше бы ей умереть, а не терпеть это. Второй раз Отелло думал и страдал в неведении, что ему делать. Третий раз наконец-то ее задушил Отелло (я уже была счастлива, наконец-то!). При этом было все интересно обыграно, поэтому в какой-то степени хотелось поскорее посмотреть, как же придумал режиссер сцену смерти, это не было нудно. Просто осознание происходящего приходит чуть позже: сначала смотришь, потом думаешь.
Это был тот спектакль, когда я сама встала аплодировать. Это того стоило. Думаю, я еще схожу на этот спектакль, это того стоит! Но очень хотелось бы попасть снова на этот состав (Добронравов не всегда играет, а жаль).

1
0
9
Мария М
38 отзывов, 43 оценки, рейтинг 34
27 января 2014

Что радует - на Анжелику Холину можно идти смело, зная, что это будет нечто захватывающее дух. Мы смотрели и Берег женщин, и Анну Каренину, и вот теперь - Отелло. И все просто потрясающе. Такое, конечно же, надо любить. Смотреть спектакль без слов, нечто среднее между балетом и соверменным танцем, сможет, я думаю, не каждый. Но как?!?! Как ей удается с помощью пластики передавать эмоции да еще и так, что сердце замирает. На ее спектаклях сидишь и не дышишь. Вахтангову с ней очень повезло. Прям так и хочется сказать на мотив "афтар писчи исче" - "Анжелика, мы ждем твоих постановок"!!!

Антипенко, Лерман и Добронравов неподражаемы!

1
0

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Афиша Daily
Все

Подборки Афиши
Все