Москва
8.6

Спектакль в Москве
Бабушки

Постановка - Практика
скачать приложение
100+ идейБотПлати частямиРестораны рядом
Описание организатора
Описание Афиши
О спектакле
Спектакль «Бабушки» — про течение времени, быстротечность жизни. Это так плохо осознается в молодости и так остро ощущается в старости. Одно просвечивает через другое: глядя на молодых женщин, можно понять, какими они будут бабушками.
  • Бабушки – афиша
  • Бабушки – афиша
  • Бабушки – афиша
  • Бабушки – афиша
  • Бабушки – афиша
Драматический
12+
Светлана Землякова
1 час 20 минут

Расписание сеансов

Участники

Как вам спектакль?

Рецензия Афиши

7
Елена Ковальская
809 отзывов, 248 оценок, рейтинг 1159
13 апреля 2011
Попытка реставрации уходящей натуры

Спектакль актеров гитисовской мастерской Олега Кудряшова в постановке их преподавателя Светланы Земляковой — это сорок минут счастья, за которое еще столько же времени приходится расплачиваться. Шестерка молодых актрис играют алтайских бабушек. Назову их поименно: Марина Ворожищева, Яна Гурьянова, Ирина Латушко, Надежда Лумпова, Елена Махова, Инна Сухорецкая. Они расселись на скамейке, как птицы на жерди, закутавшись в платки и болтая ногами в валенках, а журналист (Александр Кащеев) их интервьюирует. Старушки потешно косятся на его микрофон и торопеют от его абстрактных вопросов («А теперь вы расскажите о себе»). Старушки представляются, не понимают, чего от них хотят, но люди любят поговорить о себе, вот и старушек прорывает, и слово за слово они рассказывают о своих ежедневных трудах, перебивают друг друга, вторят друг другу, так что в какой-то миг их голоса сливаются в сплошной хор. Спохватившись, старушки поют москвичу «Уж ты бабочка молоденька». Идут рассказы: о женитьбе, детях, любви. Постепенно игривое лицедейство приобретает черты реальности, и ты уже видишь не ряженых девушек, а живых старух. «Практика» аттестует «Бабушек» как вербатим, но это не так. Спектакль сделан на основе книги «Русская деревня в рассказах ее жителей» и аудиозаписей и видео, собранных сотрудниками Института русского языка РАН. Актрисы не копируют реальных людей, а конструируют характеры из собранных этнографами «трудодён», «пролубей» и «холшевья». Ну и бог бы с ним, с вербатимом. Эти «бабушки» выглядят универсальными и достоверными, и из их рассказов слово за слово складывается космос исчезающей деревни с ее ритуалами и обычаями. Только-только появляется доверие к иллюзорной реальности, и она на­чинает захватывать (как захватывали латышские спектакли Алвиса Херманиса и особенно «Долгая жизнь») — и тут откуда ни возьмись появляется режиссер. Светлана Землякова, только что вырастившая на наших глазах, так сказать, древо жизни, откровенно не понимает, что с ним теперь делать. Тогда она достает привычный инструмент постановщика — бензопилу. Впервые опасность забрезжила, когда герой-москвич вдруг отворачивается от старушек и, вперив внутренний взор в метафизическую даль, принимается вслух думать о том, что надо бы научить сына молиться. Бабушки возвращают его к «реальности», но скоро очередь дойдет и до них. Им выдадут по авоське, и они будут отмахиваться от горожан в крутой тачке. Они будут сообща танцевать под рашн аренби. Дальше для каждой режиссер ставит персональное соло. «Реальность» еще дает о себе знать в этих длинных монологах, но бензопила взвизгивает вновь и вновь. Первая мысль, что режиссер, порешившая созданную ею же иллюзию, — мизантроп. Но к финалу понимаешь, что просто было еще одно доброе намерение: сделать эстетично. Похоже работали отечественные краснодеревщики: ваяли из карельской березы шкаф и клеили на видные места пластмассовые виньетки.

5
2

Отзывы

7
Mitya Plekhanov
14 отзывов, 16 оценок, рейтинг 30
12 февраля 2012

Девочки почти все играют потрясающе - не только диалект, сибирский говор, но и мимика передана так, что и краевед бы, пожалуй, не придрался. Вот журналист не впечатлил - читает невыразительно, словно двоечник на уроке литературы.
Пожалуй, для того, чтобы понять этот спектакль, нужно иметь представление о том, как живет русская глубинка. Не райцентры, а именно деревня, село, весь - назовите как угодно. Части московской публики, за МКАДом бывавшей лишь на даче да в Египте с Таиландом, этот спектакль будет непонятен, да и скучен.
Суть его - в попытке донести до зрителя то, как на самом деле живет большая часть территории нашей страны, которую нынешний горожанин знает лишь по песне "Комбайнеры", да выпускам новостей. Показать разницу, как материалистическую, так и философскую, между нынешним бытом города и провинцией. Жизнь ее со времен Советского Союза, о которых повествуют героини, практически не изменилась. Тяжкий повседневный черный труд - вот суровые будни села, что в довоенное время, что сейчас. Разницу нам показывает автор действа - тогда молодежь, воспитанная в строгих канонах относительно благочестивого дореволюционного поколения, наряду с работой играла, пела, плясала, словом, жила, пусть просто, но жила. А с нею жило и село.
Нынче же жизнь деревенская оставлена на откуп пенсионеров, брошенных разъехавшимися из глубинки чадами помирать на отцовских погостах. С ними канет в лету и русское село. Правда горожанам, глядящим на каких-то забавных бабок, словно в очередном развлекательном шоу "за стеклом", от того ни тепло, ни холодно...

9
0
5
АЛЕКСАНДРА СОЛДАТОВА
76 отзывов, 1188 оценок, рейтинг 99
4 сентября 2011
Сытые бабушки.

Новый сезон театра «Практика» начался 2 сентября. Три дня подряд играют премьеру – «Бабушки» Светланы Земляковой. В следующий раз «Бабушки» выйдут на сцену уже в октябре. За каникулы в театре прошёл ребрендинг: «Практика» теперь не красно-чёрная, а серебристо-голубая. Такие дела. Новые спектакли, кажется, рассчитаны на тех, кто пойдёт в театр, потому что узнает о ребрендинге – вот я и решила сообщить.

Что-то не так с этим театром, что-то изменилось со времён премьер «Июля», «Собирателя пуль», «Рыданий». Вот на сайте написано достаточно подробно про премьеру: http://www.praktikatheatre.ru/spectacle/Details/221 . Поверите ли, просмотр спектакля не добавляет к этому ничего нового. Есть вербатим, где старушки рассказывают про свою нелёгкую жизнь. Всё то же самое можно услышать, если позвонить своим старикам. Колхоз, работа, коровы, женили, муж бил, ревновал, дети забыли, жить одиноко, помирать пора. Есть одна старушка, которая хоть немного удивляет, выдавая стариковские суеверия: НЛО за ней прилетали три раза, заберут скоро, и СССР развалился, кризис грянул оттого, что это Суд Божий уже на земле вершится. Бабушки, несмотря на документальность текста, получились собирательными образами, слушать их в отдельности скучно – сплошные стереотипы. Но вот зато в ансамбле они прекрасны. Выпускники РАТИ-ГИТИС, «кудряши» (курс О.Кудряшова) всегда очень задорно играли. У девушек сильные голоса и большой талант перевоплощения, актрис упрекнуть не в чем. Когда в конце бабушки перевращаютя в девушек, даже не сразу верится, что это состояние для актрис естественнее. Александр Кащеев в роли журналиста не очень убедителен, но Бог с ним, не в нём тут дело. Бабушки из двадцатилетних получились натуральные, с приличествующим говорком, мимикой, пластикой, юмором. И когда они лепечут, перебивая друг друга, сидя на лавочке, когда поют народные песни все вместе, это доставляет истинное эстетическое удовольствие. Но на одном хоре спектакль не вытянуть.

Режиссуру «Бабушкам» заменяет сценография. Вместо режиссёрских находок тут находки художника по свету, по костюмам. Иногда мне даже чудились цитаты из Крымова: в тени коровы, в фарах машины на сцене, в проекции падающих снега, медалей, атрибутов времени. Но даже не важно, были ли это цитаты или просто попытки разнообразить художественный мир постановки: получилось неоригинально. Неоригинальность не главная претензия. Главная – пустота. За применением цветовых фильтров и трафаретов на прожекторах не стоит никакой великой идеи. «Бабушки» просят нас начитать каждый день с победного клича «Ура!» - потому что мы живы и даже ещё и молоды. Сытая философия. Всё кругло и просто: любите жизнь. Никакого надрыва в спектакле нет, можно смело брать любимого человека и идти «приятно проводить вечер».

Может быть, сегодня это смотрится так скучно из-за того, что мы слишком близко ещё к персонажам постановки. Эти малообразованные женщины-трудяги с ангельскими голосами, закутанные в цветастые платочки живут рядом и не кажутся достойным объектом искусства. Может быть, когда состаримся мы, сегодняшние студенты, тип такой старушки станет анахронизмом, уникальным явлением. Но доживут ли до этих времён "Бабушки"?

30 сентября в «Практике» будет ещё одна премьера – спектакль «Иллюзии» Ивана Вырыпаева. Очень жду и надеюсь на лучшее.

4
0
9
Yuliya Tarasenko
25 отзывов, 124 оценки, рейтинг 49
10 июня 2011

Щемящая, трогательная, пронзительная история о бабушках - русских женщинах из деревни Алешкино, как-то незаметно для самих себя превратившихся из бабочек - девчонок, примеряющих самодельную фату и бегающих на танцы в клуб - в никому, даже своим детям не нужных старух.

Жизнь каждой - лоскутное одеяло маленьких житейских драм: голод, пьющий, бьющий или не вернувшийся с фронта муж, жестокие дети, но собираются вместе - и поют. Поют так, как "теперешние" уже не умеют.

Впрочем, история не только об этом. Она вообще о жизни - о нашей, вашей, моей. Обо всём этом "жизнь прекрасна, бла-бла-бла", которое, в общем, понимаешь умом, но никак не можешь, не умеешь превратить в каждодневный повод для радости...

4
0
7
Tata S
4 отзыва, 4 оценки, рейтинг 9
27 ноября 2012

Бабушек надо смотреть или в Практике или в Политеатре, т.е. в закрытом компактном пространстве для концентрации на тексте и происходящем. А мы вот сделали стратегическую ошибку в прошлом году и пошли на Бабушек на Стрелке. Половину текста разобрать из-за толпы народа и гула Красного Октября не удалось. Но однозначно девушки актрисы безумно прекрасно перевоплотились. Наверно надо пересмотреть в Практике. Но пока мы думаем про Кеды )))).

2
0
3
Илья Кузнецов
1 отзыв, 6 оценок, рейтинг 2
12 февраля 2012

Нет. Много можно сказать про бабушек. Но почему-то было сказано: "каждое утро нужно начинать с УРА". Ура.

2
0

Рекомендации для вас

Рестораны рядом

Популярно сейчас

Афиша Daily
Все

Подборки Афиши
Все