Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Москва
6.4

Спектакль
Поздние соседи

Постановка - Kammerspiele
скачать приложение
100+ идейБотПлати частями
Литовец Херманис научил немцев играть стариков

Алвис Херманис применил свой опыт изучения ­старости, вынесенный из работы над латышской «Долгой жизнью», в постановке рассказов Исаака ­Башевиса-Зингера с немецкими актерами.

Драматический
Алвис Херманис

Участники

Как вам спектакль?

Отзывы

7
NastyaPhoenix
381 отзыв, 381 оценка, рейтинг 487
30 ноября 2010

Под общим названием «Поздние соседи» Алвис Херманис при помощи двух актёров театра «Каммершпиле» зашифровал два рассказа Исаака Зингера, объединённых оптимистичной темой: импотенция и простатит – любви не помеха. Волею судьбы и собственной невнимательности по рассказу «Поздняя любовь» я уже видела две разных постановки, и ни одна из них не оправдала в моих глазах бредовости его сюжета. Но ни размазывать сантименты, ни комиковать Херманис не собирался: как и в «Соне», в этом спектакле он достигает высокой степени условности через натурализм, эстетизма – через бытоподобие, а мизансцены выплетает из мелочей, выдающих заинтересованное и пристальное наблюдение за жизнью самых простых, ничем не примечательных личностей. Перед началом «Поздней любви» сцена разделена на две квартиры – левая, принадлежащая Бендинеру, открыта, правая отгорожена и от неё, и от зрителя стенами, облицованными декоративным камнем, из-за которых все сидящие справа не видят половину левой стороны. Несколько минут зритель ждёт, пока проснётся восьмидесятилетний Гарри (Андре Юнг), сопящий и ворочающийся под одеялом. Наконец, он садится, пукает, с трудом передвигает ноги с артритными коленными суставами, трижды таскающие грузное тело в туалет. Свет включается с пинка: комната обставлена в стиле хай-тек – но всё равно производит впечатление скромного обиталища, хоть за окном и слышны рокот волн и крики чаек с пляжа Майами. Рассказывая о своей жизни от третьего лица по тексту оригинала, Гарри заполняет свой досуг повседневными делами: завтракает кукурузными хлопьями, выпивает стакан молока вперемешку с кока-колой, смотрит чёрно-белые мультики про Тома и Джерри, сидя вплотную к телевизору, проглядывает финансовые сводки в газетах, счета и прочую почтовую макулатуру, листает семейный фотоальбом, бреется, напевая привязавшийся мотивчик, одевается для подразумевающейся вылазки на улицу. Херманис отказался от роли Марка: Гарри никогда никто не навещал, и на звонок в дверь он сперва реагирует возведением баррикады из холодильника и столика – типичная паранойя богача. Но за дверью оказывается не грабитель, а новая соседка, пятидесятилетняя Этель (Барбара Нюссе), пытающаяся скрыть высохшее старческое тело под коротким розовым платьем, тёмными очками, макияжем, сигаретой и модельными позами. Хозяин дома ползает на карачках, отыскивая мифический ликёр, ходит за гостьей с совком, ловя сигаретный пепел, а весёлая вдова примеряется к его скомканной постели и тут же зазывает его к себе на обед – у Херманиса всё может происходить только в режиме реального времени. Гарри сменяет пиджак на гавайскую рубашку, Этель пританцовывает от нетерпения, а под умильную песню Дианы Крол «Gentle Rain» артистичные рабочие долго и серьёзно разбирают стену между их жилищами. Теперь уже хозяйка уморительно кокетничает, угощая кавалера: американская мечта для пожилых евреев – за кофе с булочками обсуждать свои миллионные состояния… но режиссёр не строит иллюзий, его герои обойдутся без танцев, виски и секса – только уговор заключить брак прежде, чем даже узнать имена друг друга. Сидя на кровати, они долго не смогут вспомнить, что надо делать, как парочка школьников на первом свидании, а после робкого поцелуя ей станет плохо: слишком много воспоминаний разбудит запоздалая попытка последнего счастья, ведь Гарри так похож на её мужа, чью смерть она пережила с трудом! Она будет прощаться с Гарри уже безучастным, отсутствующим, мёртвым голосом: что-то надорвалось, сломалось внутри непоправимо. Под тот же мотив стены вернут на место, вернётся домой и Гарри – и обнаружит забытую ею туфельку. Прекрасный повод для новой встречи! Он ждёт весточки – безбоязненно оставляет дверь приоткрытой, ставит на стол телефон… но вместо желаемого – предсмертное письмо от Этель, выбросившейся с балкона. Гарри откладывает его прочтение всеми силами: раздевается, вновь превращаясь в неопрятного одинокого старика, загоняет шваброй под кровать рассыпанные хлопья, затем бессмысленно пылесосит, разнося остатки по ковру. Херманис с жестокостью реалиста лишает его не только друга, но и детей – своего сына и дочери Этель. Мы не сомневаемся, что Гарри вскоре последует за ней: на следующее утро после катастрофы он уже не может вернуться к привычным занятиям, а только размышляет о бренности всего сущего, сидя в кровати в обнимку с туфелькой Этель. Вторая история в трёхчасовом спектакле более жизнеутверждающа и юмористична, в её основе – рассказ «Сеанс». За время антракта сцену отгораживают от публики панелями под красное дерево, которые затем разбирают под всё ту же песню, открывая узкую и низкую коробку на авансцене, щедро декорированную разнообразными индуистскими элементами. Это дом миссис Копицкой – разорившейся вдовы, шаманки в аляповатых одеяниях с длинными распущенными волосами; человек в грязной рубашке рядом с ней – её сосед, доктор Калишер, эмигрировавший в Нью-Йорк, оставив в охваченной войной Европе семью и любимую девушку. Она неуклюже приплясывает, звеня браслетами, совершает пассы над стеклянным шаром, «впадает в транс», а он по-хомячьи сгрызает печеньку за печенькой и пьёт чай. Они оба прекрасно понимают, что никакой не Кришна, а сама миссис Копицкая вещает о том, что они должны быть вместе, но связать свою судьбу с ней доктор не торопится. Когда он узнаёт, что всех дорогих ему людей не пощадили фашисты, миссис Копицкая начинает ещё больше заботиться о нём и приглашает девушку, которая разговаривала с ним, изображая призванного духа его мёртвой возлюбленной. Однажды встретив «духа» не в спальне, как обычно, а в ванной, Калишер обмочился со страху и, чувствуя себя окончательно потерянным и униженным, соглашается остаться под присмотром вдовы. В финале Копицкая разыгрывает нечто вроде индийской свадьбы в собственном понимании, принаряжая себя и новообретённого супруга пёстрыми тканями и венками, напяливая на него хобот и чалму с ушами, составляющие костюм Ганеши. Под этим ритуалом, видимо, стоит понимать, что доморощенный философ и лже-жрица перестали наконец заниматься словоблудием и пришли к подлинному счастью.

23.11.2010
Комментировать рецензию

0
0

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Афиша Daily
Все

Подборки Афиши
Все