Драматический |
Владимир Агеев |
Владимир Агеев — ученик Васильева и любитель сложных текстов — Клоделя, Кортасара. Но наибольший его успех пришелся на любовную драму Тургенева «Месяц в деревне» и циничные «Пленные духи» братьев Пресняковых в Центре драматургии, три года назад получившие приз зрительских симпатий на «Золотой маске». Ничего фирменно-васильевского там нет. Как нет и в «Мален» — мелодраме по мотивам двух пьес Мориса Метерлинка. Но это ладно, а вот о том, что в спектакле мало что осталось и от самого автора, пожалеть стоит.
Бельгиец Метерлинк сочинял пьесы и манифесты в конце XIX века и как раз тогда объяснил, чем символизм интересней натурализма, как устроен мир и какое скромное место занимает в нем человек. Читая сегодня коротенькие эссе про женщин, молчание, смерть, легко начинаешь верить: есть вещи куда увлекательнее жизнеподобного искусства, молчание круче золота и человеческая жизнь — лишь предвестие смерти. И в общем, спиритические убеждения, как и сами пьесы классика европейской «новой драмы», остаются штуками сильными и стильными: взяться сейчас за пьесу, в которой ничего, кроме томительного ожидания катастрофы, не происходит, все равно что откопать старое мамино платье и с изумлением обнаружить, что оно стоит половины твоего гардероба.
Героиня «Принцессы Мален» — главного сюжета агеевского спектакля — типичная для Метерлинка невеста-дитя с печатью смерти на бледном челе. В принцессу (играет ее красавица Марина Александрова) влюбляется принц Гиальмар, этакий младо-Гамлет (пластичный Артур Смольянинов). Но за шекспировской завязкой идет череда абсурдных ситуаций, которые бытом и логикой страстей не измерить. Родители принцессы гибнут в жестокой войне, а саму белобровую девочку (в спектакле у Александровой даже накладные ресницы — белые) в замке короля Гиальмара (Анатолий Узденский) придушит ревнивая и развратная королева Анна (Елена Плаксина). Безутешный же принц заколет и преступницу, и себя.
В агеевской «Мален» все прикидываются: кто — голубой героиней, кто — женщиной-вамп, кто — просто странным мальчиком, но «мрачной, подавляющей гармонии», как просил автор, нет как нет. И вот уже история про то, как всемогущий рок караулит жалкое человеческое счастье, сведена к любовному треугольнику на фоне неубедительных страшилок и красиво распахнутой сцены с мельтешащим видео. В довершение всех разочарований выясняется: игра с удушением невинной 15-летней красавицы была понарошку, а придумавшие ее рамочные персонажи — «свидетели-соучастники» — обнимаются с собственными жертвами и подмигивают зрителю с чувством выполненного долга. Впрочем, одно им точно удалось — достать из чемодана нужное платье.
инопланетно!!! смотрела сегодня. мне понравилось. постановка целостная. уважаю, когда стиль выдержан до конца. хотя сам стиль не из тех, которыми нормальный человек бы окружил себя сознательно и надолго, но на то он и театр - насладиться и покинуть зал.
некоторые фразы, искуссно преподнесённые актёрами, претендуют на перлы. чего стоит "зелёный салат" в конце!
игра Короля (особенно, мимика) вызвала приятное удивление: голос, интонации - он по-настоящему старится за время спектакля, в то же время - не переиграл! на самой грани!
честно говоря, сначала мне показалось, что Смольянинов паясничает, то же впечатление сложилось при виде "командирской" манеры Плаксиной. Но позже контраст сюжета и исполнения меня поразил до глубины души: я искренне прониклась судьбами героев (слёзы текли по щекам раза 4 за спектакль), никогда не видела столь искуссно переданного сюрреализма и трагизма мира чувств. веришь в любовь.
Отдельно хотелось бы отметить сцену превращения Анны в Мален. Плаксина блестяще сыграла (преобразилась). ..Также эффектна сцена танца мужчин с куклами. ..чем дальше, тем больше желание отметить и другие моменты... как послевкусие очень дорогого вина: сначала "и чё?" а потом "ой... это ж вау!!!".
Игра актёров искренняя, работа команды слаженная. молодцы.
Спектакль оставил жутковатое, но очень приятное ощущение.
9й ряд партера, место 12, за мимикой пристально следила через бинокль.
Спасибо друзьям, которые меня взяли с собой! а то я фанат табакерки..
Из всего спектакля собственно приятно удивила игра А. Смольянинова. Особенно невероятная способность замирать в ужасных позах на долгое время. Возможно у режиссера и были какие-то идеи, но донести их до зрителя ему явно не удалось. Зал ушел в полном непонимании "что это было?". Впервые за несколько лет видела, чтобы актеров даже не вызвали на бис.
Я не театрал. Смотрю постановки 1-2 раза в год. К концу первого действия поймала себя на мысли: давно я не была в театре... Непонятно. В общем для "молодых": не стоит знакомство с Современником начинать с этого спектакля. Александрова и Смолянинов - артисты кино. Яркий, выразительный голос только у Плаксиной. Еще запомнилось, что сцены смерти (которых немало) сопровождались хихиканьем в зале.